— Мы с сестрой знаем, что моя прабабушка Александра Байнак спасала евреев во время Второй мировой войны, потому что об этом нам рассказывал ее сын, наш дедушка Василий Арсентьевич, — рассказала «ФАКТАМ» Анастасия Байнак, которой посол Израиля в Украине Михаэль Бродский вручил диплом и медаль Праведника народов мира, которые должна получить Александра Байнак, если бы дожила до наших дней. — Моему дедушке Василию было 11 лет, когда гитлеровцы захватили Литин Винницкой области, где он жил с мамой Александрой и двумя братиками. Большинство населения Литина тогда составляли евреи. Не знаю, скольких из этих людей спасла моя прабабушка Александра, но дед Василий называл не менее десятка еврейских семей, которым она помогла. В чем заключалась ее помощь?
Приблизительно на расстоянии 50 километров от Литина на противоположной стороне реки Ров начиналась румынская зона оккупации. Там также евреев заставили поселиться в гетто, но порядки были гораздо либеральнее, чем на территориях, где хозяйничали гитлеровцы. Поэтому шансов выжить под властью Румынии у еврейского населения было больше. Моя прабабушка Александра водила семьи евреев на оккупированную румынами территорию. Никакого вознаграждения за это не брала. Прикрытием для ее частых походов на другую сторону границы в Жмеринке было то, что там жила родная сестра Александры с семьей.
Специалисты Международного института по изучению Холокоста, работающего при мемориале Яд Вашем, документально подтвердили, что Александра Байнак спасла как минимум две семьи евреев Литина — семью Ханы Шварцман и Леонида Ситковецкого.
Представительница посольства Израиля отметила: Хана Шварцман вспоминала, что после ликвидации Литинского гетто семью спрятала одна семья, которая после войны была признана Праведниками народов мира. Эти люди познакомили семью Шварцман (шесть человек) с Александрой Байнак, и она согласилась перевести их на другую сторону границы. Они шли двое суток, Александра много километров несла на руках младшую сестру Ханы. Так же женщина перевела в Жмеринку семью Ситковецких — Леонида, его родителей и сестру. Все свидетели вспоминают, что она помогала им от всей души, ничего не прося для себя.
— Среди воспоминаний моего деда Василия о его маме Александре наиболее запомнилось, как во время гитлеровской оккупации ее арестовали и хотели расстрелять полицаи, — вспоминает правнучка Праведника народов мира Анастасия Байнак. — Хотя моя прабабушка говорила всем, что ходит в Жмеринку к сестре, но все равно полицаи в конце концов заподозрили что-то или узнали, что Александра переправляет евреев в румынскую зону оккупации. Ее арестовали и предупредили, что расстреляют.
Читайте также: «Еврейского мальчика Веню от гитлеровцев прятали в пианино»: 80 лет назад в мариупольском Бабьем Яру нацисты расстреляли около 12 тысяч евреев
Мой дедушка со слезами на глазах вспоминал эту историю. Как я уже говорила, у него было два братика. Они втроем носили маме еду и умоляли полицаев, чтобы они ее не убивали. И упросили — Александру отпустили на свободу. Но, как вспоминал дед Василий, она и после этого помогала евреям добираться до Жмеринки. Бывало, эти походы занимали у нее целую неделю. Ведь до реки Ров расстояние немалое — где-то 50 километров. Идти днем было слишком опасно, поэтому шли по ночам. Когда добирались до реки, нужно было найти кого-то из селян, кто согласился бы перевезти на лодке людей на противоположный берег. Все это забирало много времени. Она очень рисковала, зная, что, если ее казнят, дети останутся круглыми сиротами, потому что была вдовой — мужа Александры расстреляли большевики в 1937 году.
Дед Василий рассказывал, что в детстве он дружил со многими евреями, не раз помогал им прятаться от гитлеровцев и полицаев. Например, вспоминал, как они были дома вместе с его другом Левой Ситковецким. В это время с неожиданной проверкой нагрянули полицаи. Хотя Васе было 10 или 11 лет, он догадался спрятать Леву в печку. Кстати, после войны они продолжали дружить. Когда Ситковецкий переехал с семьей в Израиль, они переписывались.
Гетто в Литине было небольшим, ведь большую часть евреев городка эсэсовцы расстреляли 19 декабря 1941 года. Выжить удалось немногим. «ФАКТАМ» об этом рассказал глава Всеукраинской Ассоциации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей доктор исторических наук Борис Забарко.
— С 1990-х годов я собрал и опубликовал воспоминания многих сотен евреев, переживших гитлеровскую оккупацию Украины, — говорит Борис Михайлович. — Среди людей, интервью которых я записал, были Иосиф Рубинштейн и Клара Шехтман.
Приблизительно за полгода до нападения гитлеровской Германии на СССР семья 11-летнего Иосифа Рубинштейна переехала из Литина в Винницу. Отец стал работать в магазине, старший сын учился в педагогическом институте, средний — устроился учеником на завод. Младший Иосиф ходил в школу. Когда он услышал по радио сообщение о том, что началась война, у него появилось предчувствие большой беды, навеянные малоизвестным советским фильмом «Профессор Мамлок», в котором показано отношение гитлеровцев к евреям.
Почти каждую ночь авиация противника бомбила Винницу. В середине июля в парке, который находился напротив дома, где жила семья Рубинштейнов, начали вырубать деревья — для постройки баррикад. А уже 19 июля в город вошли передовые части вермахта. На улицах появились объявления о том, что евреям запрещается появляться в общественных местах, и они должны нашить на одежду звезду Давида. Через несколько дней оккупанты отобрали несколько сотен молодых евреев, якобы для переселения в Палестину, и расстреляли.
Казни продолжались и в дальнейшем. Самый массовый расстрел евреев в Виннице устроили гитлеровцы 19 сентября в Пятничанском лесу. Тогда погибли более 10 тысяч человек (по другим данным — 15 тысяч).
В тот день утром отец Рубинштейн со старшим сыном пошли в поле собирать картошку. Иосиф был на улице, когда увидел у своего дома гитлеровцев в касках, стучавших в дверь. Мальчик понял, что это облава, бросился бежать на кладбище. Ему вдогонку выстрелили, пуля задела правую ногу, но ребенок продолжал бежать, пока не добрался до кладбища и не спрятался там.
В течение дня со стороны леса и жилых кварталов раздавались выстрелы. Вечером они прекратились, мальчик выбрался из укрытия и увидел соседку, которую все звали Терентьевна. Она рассказала, что его мама жива, а среднего брата Давида гитлеровцы забрали с собой (о его судьбе ничего не известно). С поля вернулись отец со старшим сыном. И семья, несмотря на то, что у Иосифа была легко ранена нога, следующую ночь провела на кладбище — боялись повторной облавы. Мама рассказала, что днем прятались у Терентьевны.
Пережитое заставило Рубинштейнов вернуться из Винницы в родной Литин — городок, значительную часть которого тогда составляли евреи (не только местные, но и переселенные оккупантами из других мест). Поселились в доме дедушки и бабушки. В начале декабря оккупанты наложили на еврейское население контрибуцию — обязали сдать драгоценности. А 18 декабря приказали собраться на следующий день на площади, взяв с собой лучшие теплые вещи и запас еды на три дня.
Читайте также: Украинские Шиндлеры: во время Холокоста украинцы, рискуя жизнью, спасли тысячи евреев
Ночью семья Рубинштейн не спала. В соседних домах плакали женщины и дети. Утром на площади управляющий по фамилии Романов отобрал определенное количество специалистов по разным специальностям, которые могли понадобиться гитлеровцам, — портных, сапожников, слесарей, кузнецов
— Семья Рубинштейн была среди тех, кого отвели в гетто?
— Нет. Отца тогда вообще не было в Литине. На место сбора пришли мама со старшим сыном Львом и младшим Иосифом, а также дедушка с бабушкой. Их вместе с другими повели на казнь. Когда они переходили через мост, Иосиф спрятался под ним, забравшись на одну из строительных ступеней. Колонна отошла на значительное расстояние, и тогда мальчик выбрался из-под моста, спрятался в кустах и просидел там несколько часов. Затем пришел в городок и сумел поселиться в одной из семей в гетто.
Читайте также: «Мою маму, спасшую в войну 25 еврейских детей, объявили врагом народа»
— Какие там были порядки?
— Об этом мне рассказала Клара Шехтман, которой тогда, как и Иосифу, было 11 лет. Она тоже чудом спаслась от расстрела 19 декабря 1941 года. Когда в тот день евреи Литина собрались на площади, ее дядя оказался среди тех специалистов, которых управляющий Романов выбрал для поселения в гетто.
Увидев это, мама подтолкнула Клару и старшего сына к детям дяди, потому что ему разрешили забрать свою семью. Мама проводила нас с братом взглядом. Ее взгляд был добрым, и в нем я увидела уверенность, что мы с братом останемся в живых", — вспоминала Клара Шехтман.
Нахождение в гетто не было безопасным, потому что периодически там появлялись эсэсовцы, хватали кого-то из женщин и детей (кто попадался под руки) и увозили в неизвестном направлении — на казнь. Поэтому Кларин дядя обустроил в квартире на территории военного городка, где они жили, тайник: они отодвигали заднюю стенку буфета и попадали в темный амбар. Случалось, боялись выйти оттуда по несколько суток.
А Иосиф Рубинштейн прожил в гетто до конца августа 1943 года и решил бежать на территорию, контролируемую румынскими оккупационными властями, потому что оставаться в Литине становилось все опаснее. Гитлеровцы начали расстреливать профессионалов-евреев и их семьи. Иосифу тогда было уже 13 лет. Он выбрался из гетто и направился к границе, чтобы попасть в один из еврейских городков в румынской зоне оккупации. Шел несколько дней, перебрался через реку.
В Жмеринке он пришел к руководителю местного гетто. Тот дал команду накормить парня, но остаться не позволил, потому что дал власти подписку о том, что там могут жить исключительно евреи, зарегистрированные в румынской жандармерии. Добавил: «Вы же не хотите подвергать нас опасности?» Вывел парня на дорогу и показал, как попасть в село Мурафа.
Читайте также: «Рассказывая, как они с отцом во время войны прятали в лесу евреев, мама всегда прикладывала палец к губам: «Тiльки тихо, дитинко, нiкому не розповiдай»
Оказалось, что в Мурафе жило несколько десятков тысяч евреев. Они голодали, бытовые условия были ужасающими: в одной комнате проживало по 20—30 человек, кровати имелись не у всех. К сожалению, из-за болезней и истощения умирали сотни местных жителей. Но все равно условия и уровень безопасности там были лучше, чем в гетто, расположенным в гитлеровской зоне оккупации.
В Мурафе был создан орган самоуправления — юденрат, организована еврейская полиция. На деньги, которые присылали румынские евреи, и налоги (жители гетто облагались налогом) юденрат открыл бесплатную кухню для самых нуждающихся, больницу на 25 мест, аптеку, школу, детский сад и детский дом.
Узники Мурафского лагеря работали в карьере, добывая камень с помощью кирки. Кто не выполнял норму (полтора кубометра камня), того лишали скудной пайки (куска хлеба и горохового супа). Поэтому многие хронически недоедали. Иосиф выдержал все испытания судьбы. 19 марта 1944 года Мурафу освободил партизанский отряд под руководством двух местных евреев. На следующий день в это село вошли части Красной армии.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о художнике Исааке Тартаковском, который в своих работах изобразил ужасы гитлеровских концлагерей в Украине.
Фото Bundesarchiv