ВАЗА
Страна: Китай
Время создания: середина ХХ века
Высота: 70 cm
Чем ближе мы подходим к открытию нашего музея фарфоровых фигур, тем больше мне хочется возвращаться к истории возникновения фарфора в разных странах. Мне почему-то кажется, что благодаря этому читателям моей ежедневной рубрики в будущем, при посещении нашего музея, легче будет ориентироваться в понимании процессов, связанных с созданием этих рукотворных чудес. Итак, начнём.
Изобретён фарфор был
Стоимость китайского фарфора в Европе первоначально была очень высокой, так что европейские мастера на протяжении почти двух веков пытались разгадать секреты его производства. Долгое время они терпели неудачу, и самым близким к желаемому результату был материал, напоминающий стекло. Но в 1708 году секрет был раскрыт немецкими мастерами. Так появилась марка первого европейского фарфора — Мейсен.
Фарфоровые изделия, которые не подвергались глазурованию, называются бисквитными. Они отличаются чистым матовым белым цветом, слегка шероховатой поверхностью и пористой структурой. Из-за этой пористости из бисквита не делают посуду, но из него часто изготавливают сувениры, статуэтки и тому подобную продукцию.
В самом Китае фарфор долгое время считался лишь подражанием нефриту, из которого изготавливалась самая дорогая посуда и прочие изделия, которые были по карману лишь богачам. Ценить своё изобретение китайцы стали тогда, когда обнаружили, что европейские купцы готовы платить за него любые деньги.
Строго говоря, фарфор является одной из разновидностей керамики. Весь секрет кроется в точном составе смеси, состоящей из пластичной глины, каолина, кварца и полевого шпата. Встречаются и другие добавки, с помощью которых получаются разные разновидности фарфора.
Самым твёрдым из них является костяной фарфор, изделия из которого обычно имеют столь тонкие стенки, что они слегка просвечиваются на солнце. Назвали его так не случайно, так как от 25% до 50% его состава приходится на костную золу, то есть обожжённую костную муку. Иногда костную муку заменяют рыбьей чешуёй и яичной скорлупой.
Самым дорогим в мире фарфоровым изделием долгое время являлась маленькая пиала под названием «Chicken cup», раскрашенная рисунками в виде петухов. В 2014 году на аукционе в Гонконге она была продана за 36 млн долларов. И тут дело было не столько в солидном возрасте, а в том, что она ранее принадлежала Чжу Цзяньшэню, китайскому императору из династии Мин, жившему в XV веке. Но в 2015 году в Великобритании была случайно найдена невысокая ваза, принадлежавшая династии Цин. За это изделие 18 века не назвавший себя покупатель из Китая заплатил 84 миллиона долларов!
Предприимчивые дельцы в XVIII веке нашли применение осколкам фарфоровой посуды, которые казались бесполезными и ничего не стоили. Умельцы научились делать из них ювелирные изделия, украшая эти осколки окантовкой из драгоценных металлов и эта мода быстро распространилась в большинстве стран Европы.
Несмотря на кажущуюся хрупкость, посуда из костяного фарфора является одной из самых прочных в мире. По этому параметру она уступает лишь изделиям из металлов, которые по понятным причинам разбить или расколоть практически невозможно.
В отличие от фаянса, фарфор не стареет, и может веками сохранять свой первоначальный внешний вид. Максимум, что ему угрожает — может выгореть на солнце и поблекнуть глазурь, но только в том случае, если беспечный хозяин будет хранить посуду в месте, куда каждый день попадают прямые солнечные лучи.