На Каховском водохранилище у села Водяное Каменко-Днепровского района Запорожской области в течение нескольких минут разыгралась трагедия: утонули мужчина, две женщины и трехлетний ребенок. Одну женщину удалось спасти подросткам
Трагедия произошла 28 августа (»ФАКТЫ» кратко сообщали о ней). Через день, когда мы приехали к месту ЧП, поиски тела одной из женщин — Кати Шевер, еще продолжались. Водолазы обшаривали дно, гидромотоцикл, на случай всплытия трупа, утюжил водную гладь. На берегу, не обращая внимания на дождь, мокла группа мужчин, в том числе родственники погибшей. Расспрашивать людей в такие минуты — бередить их совсем свежую рану. Но Виктор и Иван Шеверы — муж и тесть утонувшей, согласились рассказать, что предшествовало трагедии.
Шеверы живут в одной хате с сыном, невесткой Катей и внуком Мишей. В ночь перед трагедией отец Виктора Иван Иванович не мог заснуть. Несколько раз вставал, выходил во двор покурить. В два часа ночи соседская собака залаяла и завыла, вызвав чувство непонятной тревоги. Утром Иван с супругой уехали в соседнее село, когда вернулись, невестки и внука дома не было.
Виктор, который работает на железной дороге, придя с ночной смены, лег отдыхать. А Катя, взяв сынишку, пошла в церковь, 28 августа праздновали Успенье. Когда Виктор проснулся, отец предложил поехать на лиман порыбачить. Вернувшись из церкви и не застав мужчин, Катя решила пойти с друзьями — сестрами Аней и Риммой Остапенко и гражданским мужем Ани Николаем Горбанем на «земснаряд», так местные называют небольшой пляж рядом с Водяным. Усевшись в «Жигули» Риммы, компания приехала на водохранилище, но расположилась не на обычном своем месте у песчаного пляжа, а в стороне, на обрывистом покрытом травой берегу.
Береговой рельеф в этом районе достаточно необычен. Более полувека назад во время заполнения Каховского водохранилища и при насыпке защитной дамбы возникла уютная глубокая бухта — «земснаряд», или «Водянский ковш», ставшая любимым местом отдыха жителей Водяного. Позже, когда строили Запорожскую АЭС, в нескольких километрах от села разместили пруды-охладители атомной электростанции. С Каховским водохранилищем пруды через Водянский ковш соединили отводным каналом. Установленными на канале шандорами (заслонками) регулируется уровень воды в прудах-охладителях. При поднятых шандорах волна и течение воды в бухте, и без того сильные, увеличиваются. Местные жители это знают, но, купаясь на «земснаряде», его особенностями зачастую пренебрегают. По словам сельчан, только этим летом здесь утонуло семь человек! 28 августа количество жертв возросло на четыре.
Аня, Римма, Катя, Николай и маленький Миша купались на мелководье. Ребенок, по утверждениям свидетелей-рыбаков, сидел на плечах мужчины. В какой-то момент люди, увлекшись, дошли по дну до крутого обрыва. Кто-то мог оступиться, уйти в глубину. Может быть, хлебнул воды и Миша. Взрослые стали вытаскивать малыша и друг друга. В это же время на мосту через канал якобы открыли шандоры, отчего уровень воды поднялся. Возникший водоворот потащил людей на глубину и течение. Как было на самом деле, никто не видел. Но из пятерых, находившихся в воде, четверо утонули. Спаслась Римма — единственная, не умевшая толком плавать.
- Не понимаю, как такое могло случиться? Никогда они здесь не купались, всегда на том пляже. Николай крепкий здоровый парень, туда и обратно залив переплывал. Девочки тоже отлично плавали, — сокрушается Иван Шевер. — И не пили ведь перед этим. Бутылка, которая осталась в машине, была почти полная. Видно, я виноват, что сына взял на рыбалку. А может, хорошо, что взял? Трое взрослых не спаслись, могло бы быть четверо
К вечеру того же дня водолазы подняли со дна тело 45-летнего Николая Горбаня. Утром 29-го всплыл трехлетний Мишенька. Позже — 40-летняя Анна Остапенко. К вечеру 30 августа отец и сын Шеверы почернели и осунулись от горя и неизвестности.
- Внука достали, а Катю нет. А как без матери хоронить? Что же делать? — спрашивает Иван Шевер, блестя полными слез глазами.
- Будем искать до конечного результата, — сказали несколько мужчин-земляков, приехавших на собственных лодках и гидроциклах помочь людям, к которым пришла беда.
Тело 30-летней женщины нашли 31 августа. В тот же день в одном гробу с Мишей похоронили. Первого сентября Катя собиралась впервые вести сынишку в детсад.
Пока подростки вытаскивали из воды женщину, она, указывая на противоположный берег, кричала: «Спасите их!»
Каким-то чудом 27-летней Римме Остапенко удалось не уйти под воду. Течение ее подхватило и вынесло на середину залива. В это время трое местных мальчишек — братья Вова и Леша Стегины и Артем Косинский на дальнем берегу Водянского ковша ловили рыбу. Эти подростки, возраст которых 13-15 лет, спасли женщину.
- Мы пошли снимать сетку и услышали крик. Сначала подумали, кто-то прикалывается. Но когда увидели, что метрах в 150 тонет и кричит тетя Римма, тут же поплыли к ней, — перебивая и дополняя друг друга, рассказывают ребята. — Мы все плаваем хорошо, но Артем доплыл первым. Тетя Римма гребла «по-собачьему» и уже воду глотала. Еще несколько минут, и мы бы не успели.
Артем схватил женщину за руку, но она от страха тоже в него вцепилась. Тогда он вырвался и взял ее уже за подмышку. Подоспевший Леша стал помогать, а Вова подталкивать Римму за ноги. Пока толкали к берегу, она кричала: «Спасите их!» Мальчики говорят, к ним подплывали взрослые незнакомые парни, но помогать не стали. На берегу с Риммой случилась истерика: рыдая, она показывала на противоположный берег и повторяла: «Там ребенок, три года, сестра, ее муж » Отдохнув немного, ребята повели пострадавшую к мосту через канал. Видевший все охранник открыл ворота и пропустил, позвонил в милицию и «скорую помощь». Когда привели Римму к ее машине, прибежал односельчанин дядя Толя Табачный, неподалеку рыбачивший, стал успокаивать. От помощи приехавших медиков женщина отказалась.
- Дети мне говорили: вытащив Римму на берег и осознав, что могли сами погибнуть, здорово испугались, — рассказывает о своих сыновьях воспитательница Водянского детского сада Зоя Стегина. — Я, конечно, их отругала: «Зачем полезли, а если бы утонули? Больше на «земснаряд» отпускать не буду».
Стрелок-вохровец Анатолий, охраняющий шандоры и мост через отводной канал, припомнил, что месяца полтора назад в этом месте купались муж и жена. Мужчина утонул, женщину спасли.
- Люди знают, что здесь нельзя купаться, а все равно лезут, — замечает охранник. — Что в таком случае о пацанах говорить, постоянно гоняем.
Трагедия на воде потрясла село. Семьи, в которых поселилась беда, пользуются авторитетом и уважением. Катя Шевер работала медсестрой в районной больнице, Аня Остапенко была продавцом. Ее муж Николай занимался по найму строительством. Детей у супругов не было.
- Катю я когда-то учила, — вспоминает бывшая учительница украинского языка и литературы Нина Величко. — Она очень умная, скромная, добрая. Выросла без родителей, у тети. И Римма бывшая моя ученица, тоже очень хорошая. Не беспокойте ее расспросами, пусть пройдет шок от пережитого.
На второй день после случившегося на бетонном кольце, лежащем на берегу, возникла надпись: «купаться запрещено», — первое такое предупреждение на «земснаряде». Кто ее написал, выяснить не удалось.
Председатель Водянского сельсовета Василий Величко убежден: в том, что на «ковше» гибнут люди, косвенно виновата атомная станция, точней пресс-служба АЭС, не предупреждающая заранее об открывающихся шандорах.
- Люди спокойно купаются, не ожидая поднятия уровня воды и образующихся при этом водоворотов, — говорит сельский голова. — А население должно знать: на «земснаряде» будет сброс воды. Мы со станцией давно воюем за нормальное отношение к правам жителей. Берег и пляж — территория сельсовета. Но у нас нет возможности оградить ее, поставить предупреждающие об опасности щиты, установить дежурство. У АЭС деньги есть, но она сливает свою воду в водохранилище, и все. А профилактикой, дескать, пусть занимается сельсовет. Но ведь нужно решать проблему в комплексе.
Сварщик из Энергодара и по совместительству водолаз-любитель Сергей Пилипец — один из тех, кто помогал искать утонувших. Он считает, 28 августа люди утонули не из-за того, что через канал сбросили лишнюю воду.
- В том месте крутой глинистый обрыв, — объясняет Сергей. — Глубина метра три с половиной, дальше — до 12 метров. Люди сорвались, а сил выбраться не хватило. Все-таки женщины и ребенок. Месяц назад я доставал здесь парня — их трое купалось, один погиб.
Аналогичное мнение высказал и начальник Каменко-Днепровского спасательного поста на водах Александр Остапенко:
- Мы работаем на другом пляже, а здесь находился по просьбе главы районной администрации. Точной статистики у меня нет, но знаю, что тонут в этом месте часто. Дело не в шандорах, тут вообще течение сильное, не зря ведь купаться запрещено. В данном случае мужчина и женщины запаниковали, затолкали друг друга.
- Когда нужно пополнить пруд-охладитель свежей водой, мы осуществляем его продувку через предназначенный для этого канальчик, — прокомментировал ситуацию начальник управления информацией и связей с общественностью Запорожской АЭС Сергей Шимчев. — То, что в Водянском ковше возникают при этом водовороты, затягивающие людей, полная чепуха. Меняются лишь волны. Расход воды в канале такой, что скорость течения небольшая, полметра в секунду. Там даже дети купаются. Но в том месте, где проходит основная струя, есть глубина, на которую люди и попадают. В день гибели троих взрослых и малыша шандоры не открывали. Они зафиксированы на определенном уровне уже три месяца, со времени последнего нерестового периода. То есть изменения в режиме реки не происходило. Откуда пошли измышления с затворами? Зона ковша — зона массовых гуляний. Но сельсовет ее должным образом не оформил, не оборудовал пляж.
- В тот день точно приезжал кран и одну шандору открыл, — возражает Василий Величко. — В момент, когда в воде были взрослые и ребенок. Шимчев просто не в курсе дела.
О том, что кран таки поднимал шандору, нам говорили и спасшие Римму мальчики, и один из вохровцев электростанции. Но вряд ли это самое главное. Вопрос с безопасностью «земснаряда» нуждается в принципиальном решении. Экстренно собранная районная комиссия по ЧС предложила передать «опасный» участок земли у Каховского водохранилища атомной станции.
- Вообще-то я против, но ради безопасности людей это нужно сделать, — заявил «ФАКТАМ» голова села Водяное. — Все равно денег на оборудование безопасного пляжа у сельсовета нет.
|
|