С начала войны, которую Россия объявила Украине, бегство иностранных брендов с российского рынка набрало такие темпы, что можно уже начинать шутить про табличку: «Кто последний — выключите свет в Шереметьево». Пока писался материал страну-агрессор покинуло еще как минимум десять всемирных брендов, и мы призываем остальную цивилизованную часть мира не останавливаться…
Война против России ведется не только на поле боя и в кибер-пространстве. Оружием становятся и введенные против агрессора санкций, и ее экономическая блокада, и значительные имиджевые потери ее рынка. Россия становится токсичной для мирового бизнеса, который старается сократить свое присутствие на этом минном бизнес- поле.
Репутация России стала настолько токсичной, что любой бренд, который не поспешил заявить о своем осуждении агрессии или же, не дай Бог, заявил о решении остаться работать на просторах «немытой» сразу же подвергали информационной обструкции.
Например, пострадала компания Coca-Cola, которая заявила о намерении продолжить работать в России. Услышав такое, украинские супермаркеты начали снимать с продаж все напитки этой компании и заявили о полном прекращении сотрудничества с ней. После чего компания резко сдала назад и заявила о частичной и временной приостановке своей работы в России.
А вот компании Pepsico, которая изначально тоже не собиралась уходить из РФ, удалось пропетлять между капельками и избежать общественного хайпа. Переждав вал ненависти, которую отхватил ее недальновидный конкурент, она стыдливо тоже заявила, что компания приостановит продажу напитков Pepsi, 7Up и Mirinda. Компания также отменяет все рекламные кампании и вложение капитала в них. В то же время в компании отметили, что поставки молочной продукции, детского питания и детских смесей не прекратятся.
«Как компания, производящая еду и напитки, мы должны придерживаться гуманитарных аспектов нашего бизнеса как никогда. Продолжив нашу работу, мы сможем поддерживать около 20 000 российских сотрудников и около 40 000 российских фермеров внутри нашей цепи поставок в то время, как они сталкиваются с трудностями и неопределенностью»,— говорится в заявлении.
Что ж, с паршивой овцы…
Также, под давлением общественности с рынка постепенно уходят такие крупные производители как Danone, Nestle, Valo и Paulig и бренды KFC, Pizza Hut, Taco Bell.
Также свой кусок «мировой славы» отхватила компания Shell, которая умудрилась в разгар боевых действий купить по-дешевке российской нефти Urals. Имиджевые потери компании от этого, мягко говоря, странного решения были настолько сильными, что она была вынуждена не только много раз извиниться, но и заявить о полном прекращении своего участия во всех нефтегазовых проектах в РФ и закрытии там всех своих заправок.
В частности, компания решила немедленно прекратить закупки российской нефти на спотовом рынке, не продлевать срочные контракты по уже купленному сырью и главное — закрыть все АЗС в России. Отметим, что на конец 2021 года у Shell было около $ 3 млрд активов в совместных предприятиях в России. 28 февраля Shell сообщила, что выйдет из всех совместных предприятий с «Газпромом» и прекратить участие в проекте газопровода «Северный поток-2», который, в общем-то уже и так мертв.
«Мы прекрасно понимаем, что наше решение на прошлой неделе купить партию российской сырой нефти… было неправильным, и мы сожалеем об этом»,— заявил генеральный директор компании Бен ван Берден.
Также Shell пообещала направить прибыль от продажи российской нефти на помощь Украине
Скрепя сердце сворачивают свою работу на российском рынке такие гиганты как BritishPetrolium, ExxonMobil,Uniper, TotalEnergies, Ampolи VivaEnergy. И это хорошо — ведь без их специалистов и технологий российская нефтедобывающая отрасль просто встанет. Добывать нефть и газ у них будет нечем.
Уход крупных энергетических компаний с российского рынка скажется не скоро. Да, это приведет к дефициту топлива в будущем. И к крупнейшей за всю историю страны безработице… Тоже в будущем. Однако уровень стратегического планирования населения России все еще не настолько высок, чтобы предсказать грядущую катастрофу уже сейчас. А вот уход таких брендов как ИКЕА и MacDonaldsэти желудки на ножках заметили сразу.
Так, на фоне сообщения компании MacDonalds о временном закрытии всех своих 850 сетевых ресторанов в России, к ним выстроились километровые очереди. Видимо, наестся напоследок.
А в сети уже начали продавать коллекционные пакеты еды из MacDоnalds
Но самое главное — в результате закрытия ресторанов этой крупнейшей сети без работы останется около 60 тысяч человек.
Также заметным ударом для всех хипстеров «я-политикой-не-интересуюсь» стал уход с российского рынка культовой сети кофеен «Starbacks» — естественно, с одновременным закрытием всех сетевых заведений. Следом американская компания Yum! заявила о приостановке развития сетей KFC и Pizza Hut. Впрочем, рестораны сети, в которых работает до 40 тысяч человек, пока еще работают. Надолго ли?
Пока еще отказывается покидать Россию Burger King. В компании заявили, что сеть ресторанов по-прежнему рассматривает эту страну как один из стратегических рынков. В то же время в компании отметили, что они испытывают некоторые сложности с поставкой ряда ингредиентов. И понадеялись, что все они носят временный характер. Интересно, насколько хватит их запала?
Но особо чувствительным «ножом в спину» россиян стало бегство крупнейшего мебельного ритейлера ИКЕА. Они из-за этого так всполошились, что решили в последний день работы магазинов потратить все свои накопления на их стремительно тающий ассортимент. То, что эти деньги, в связи с грядущей массовой безработицей, могли бы им потом пригодиться на покупку хлеба и круп, станет для них следующим сюрпризом.
Вслед за ИКЕА Россию покинул и Jysk — сеть магазинов мебели и товаров для дома. Также культовый производитель товаров для детей Lego приостановил поставки своей продукции в РФ. А всемирно известный сервис бронирования жилья Booking — перестал принимать заказы из России и размещать у себя жилье на территории страны-агрессора. За ним последовал его не менее популярный конкурент Airbnb.
Последней каплей стал уход из России куртуазного гастрономического гида Michelin.
Но самое ужасное для России выяснилось спустя несколько дней. Оказалось, что эта великая и могущественная страна… не имеет собственного производства прокладок.
Впрочем, остальные товары из категории «красота и здоровье» тоже под большим вопросом. О приостановке экспорта в Россию, скрипя зубами, объявил владелец таких известных брендов Dove, Axe, Rexona, Чистая Линия, Domestos, Cif — компания Unilever. Теперь там осталось только их российское производство. Но это — пока…
Сворачивает свою работу в России компания Procter& Gamble (Pampers, Ariel, Tide, «Миф», Always, Discreet, Blend-a-Med), которая не то чтобы полностью покинула российский рынок, но существенно ограничила там свой ассортимент.
Также ограничили свое присутствие в России компании Sephora (закрывает магазины и прекращает онлайн-продажи), Estee Lauder (уходит из России), L'Oreal (приостанавливает работу своих магазинов). Покинул страну и Henkel — производитель чистящих и моющих средств, косметики и средств личной гигиены, клеевых материалов.
А вот где настоящая трагедия — так это на рынке алкоголя. Приостановила экспорт в Россию крупная алкогольная компания Diageo. Компании принадлежат алкогольные бренды Johnnie Walker, White Horse, Guinness, Smirnoff, Captain Morgan и Bailey's.
Ранее о приостановке ввоза в Россию алкоголя заявила Pernod Ricard (владеет брендами Chivas Regal, Jameson и другими). Чешские производители пива Velkopopovický Kozel, Budweiser Budvar и Staropramen также заявили о прекращении производства и поставок для российского рынка. Естественно, уходит с российского рынка украинская компания Nemiroff, которая решила аннулировать лицензию на производство алкоголя на территории РФ.
С началом массового исхода алкогольных брендов россияне с удивлением выяснили, что их пивная слава и гордость — «Балтика» — производится на заводах, которые являются частью датской пивоваренной компании Carlsberg, которая также заявила, что прекратит новые инвестиции в РФ, а также приостановит экспорт пива и других напитков в страну из-за ее вторжения в Украину. Заводы компании, находящие в России, пока продолжат работать. Но, правда, непонятном на каком сырье: хмель и солод у них тоже импортные, о чем уже загрустили российские пивовары.
Кстати, уходит с российского рынка и второй крупнейший производитель пива — компания Heineken.
В целом, Россию покидают целые отрасли. Например, после массового исхода крупнейших брендов одежды шикарный некогда московский цум стал выглядеть как-то уныленько.
С рынка страны-оккупанта ушли такие бренды одежды как Nikе, Adidas, Puma, H&M, Marks & Spencer, Levi Strauss, Tommy Hilfiger, Calvin Klein и Warners, Valentino, Giorgio Armani, Prada, а также бренды Zara, Bershka, Pull & Bear и Oysho, принадлежащие Inditex. Из торговых центров исчезнет продукцияSwarovski, Hermes, Swatch Group, Louis Vuitton, Cartier, а также Gucci, Balenciaga и Yves Saint Lauren (принадлежащие Kering). Список пополняется…
Наиболее яростно на агрессию России в Украине отреагировала самая продвинутая мировая отрасль: Hi-Tech. Под вой российских хипстеров страну, после ухода платежных систем Visa и Mastercard, покинули ультра модные Pay Pal, Apple Pay и Google Pay.
А дальше понеслось:
И многие-многие другие высокотехнологические компании, которые сбежали, роняя тапки с токсичного российского рынка. Так что теперь самое время для яркого выхода на рынок шедевров Сколково с их нано-чипами и суперроботами, если они только не выдавали дешевую китайскую технику за свои передовые разработки, распилив при этом миллиардные бюджеты на инновации. Хотя, постойте…
Также отозвали свои лицензии для работа в России такие гиганты как Microsoft (Word, Excel, Skype, Windows), Autodesk (средства для 2Dи 3Dпроектирования), Adobe (известный всему миру фотошоп).
На радость кибер-войскам Россию покинули системы защиты от DDoS-атак Netscout и Akamai Technologies.
А как известно, без программного обеспечения, его поддержки и ап-дейтов любая компьютерная техника превращается в кирпич. Наблюдаем.
Ну и вишенкой на тортике стала приостановка работы в России и Беларуси известной фри-ланс биржи Upwork, где сотни тысяч российских дизайнеров, программистов, тестировщиков, копирайтеров и других IT-специалистов находили себе заказы для работы.
Останавливает деятельность в России и известный образовательный сервис Coursera, где российские белые воротнички покупали учебные курсы и повышали квалификацию.
С началом агрессии крупнейшие компании, занимающиеся выпуском фильмов, сериалов и развлекательных программ, стали массово отменять показы своего контента в России. Все: никаких премьер в кинотеатрах.
В частности, Warner Brosers и Sony отменили прокат «Бэтмена» и «Морбиуса». А The Walt Disney Company — приостановила релиз мультфильма «Я краснею» от Pixar. К ним присоединилась Paramount, которая временно останавливает выпуск своих фильмов в России, в том числе «Затерянного города» и «Соника 2 в кино» и Universal («Белфаста», «Плохие парни» и «Скорая»)
Discovery остановило трансляцию своих каналов в России. Это такие развлекаельные каналы как Discovery Channel, Discovery Science, Eurosport, TLC, Animal Planet и другие.
Заблокировали российских подписчиков и удалили российский контент известные стриминговые сервисы Netflix и Megogo. А самый мощный музыкальный сервис — Spotify — приостановили продажу Premium подписки в РФ.
Также Россию фактически выгнали из игровой индустрии. Заблокировали российских пользователей SonyPlayStation, Nintendo, ElectronicArts, ActivisionBlizzard, RockstarGames и многие другие. Так что играть теперь россияне смогут только в карты.
А самое главное — жителям страны агрессора запретили доступ к контенту известные порно-сервисы Pornhub и OnlyFans.
И напоследок Россию дисквалифицировали на Eurovision.
Особо пострадал от начала войны автомобильный рынок агрессора. По словам очевидцев, россияне сейчас в отчаянии расхватывают в автосалонах «что осталось». Потому что потом у них буду только Жигули…
Ну, если будут. Ведь запчасти для производства гордости их отечественного автопрома, как выяснилось, тоже импортные. Так 5 марта остановил выпуск автомобилей на обоих своих площадках — и в Тольятти, и в Ижевске- «легендарный» АВТОВАЗ. Основной причиной автогигант называет «кризис поставок электронных компонентов». По собственной информации портала «АвтоВзгляд», на АВТОВАЗе сейчас наблюдается острая нехватка датчиков производства компании Bosch.
Следом за ним с нехваткой деталей для произхводства столкнулся КамАЗ: грузовики комплектовались двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия). С большой долей вероятности КамАЗ может остановиться вслед за АвтоВАЗом, хотя в компании уверяют, что они попробуют перейти на полностью российские комплектующие (в этом месте звучит гомерический смех).
К тому же с российским КамАЗом отказался сотрудничать немецкий Daimler Truck AG.
Приостановили поставки в Россию почти все автомобильные компании, перечислять которые нет смысла — их слишком много. А также производитель покрышек Continental. В результате цены на авто в салонах и на комплектующие взлетели на рынке в 2−3 раза.
Но самое главное, что уходя, автопроизводители закрывают на территории России заводы. Так что мы опять возвращаемся к перспективам глобальной безработицы в стране-агрессоре:
К тому же прекратил поставки грузовиков и комплектующих для производства в РФ и РБ известный концерн MAN.
Тут тоже все грусть-печаль. Как оказалось, после введения санкций летать россиянам не только некуда, но и не на чем. Крупнейшие производители отрасли — компании Boeing и Airbus — не только приостановили обслуживание и техническую поддержку российских самолетов, а также поставку запчастей, но и потребовали вернуть все лизинговые борты. К тому же AerCap — лизингодатель мировой коммерческой авиации — также прекратил сотрудничество с российскими компаниями.
Перестали летать в Россию AirBaltic и Air Astana.
Похоже, слова Рогозина о перемещении путем прыжков на «батутах» обретают сейчас новые оттенки.
Кстати о «батутах»: сейчас идет вал отказов мировых компаний от запусков с российского космодрома Байконур в Казахстане.
Мало того, что россияне теперь мало что могут купить в зарубежных магазинах — так даже если они что-то умудрятся заказать, не факт, что это им доставят. В связи с ситуацией оказалась практически парализована доставка в страну товаров из-за рубежа. Отказались работать и доставлять грузы в Россию:
К тому же три крупнейших компании в сфере морских контейнерных перевозок, на которые приходится почти 47% рынка перевозок — Maersk, Mediterranean Shipping Company, CMA CGM — с 1 марта приостановили прием заказов на перевозку грузов в Россию и из нее.
Напоследок можно сказать, что бегство бизнеса из России продолжается. Количество компании, покинувших Россию, исчисляется уже сотнями, а западные аналитики шутят, что сейчас будет проще перечислить, кто остался.
Но самое главное: с резким падением покупательной способности населения (которое непременно последует за безработицей, спровоцированной закрытием филиалов крупных компаний) интерес к российскому рынку будет только угасать. К тому же с каждой новой зверской бомбардировкой мирных городов в Украине Россия становится все токсичнее и токсичнее для мирового бизнеса.
UPD: Пока писался материал, выяснилось, что в России заканчивается… чековая лента. Вообще. Запасы чековой ленты исчерпались у двух из четырех возможных поставщиков. Оказывается, даже ее они импортировали.