Президент Владимир Зеленский дал четкие ответы на тему войны, которую против Украины ведет путин в угоду своим диктаторским амбициям, российским журналистам из YouTube-канала «Зыгарь», телеканала «Дождь», портала «Медуза» и изданий «Коммерсантъ» и «Новая Газета». Через несколько часов после этого разговора Роскомнадзор запретил журналистам, взявшим интервью у президента Украины, обнародовать текст, а рашистская генпрокуратура уже исследует разговор на предмет экстремизма…
Публикуем основные тезисы беседы, длившейся почти полтора часа.
«Максимально уменьшить количество жертв, сократить сроки этой войны, — сказал Зеленский в ответ на вопрос, каким видит военную победу. — Вывести войска российской федерации на компромиссные территории — а это все, что было до 24 февраля, до нападения. Пусть вернутся туда.
Я понимаю, что вынудить Россию полностью освободить территорию невозможно, это приведет к третьей мировой войне. Я прекрасно все понимаю и осознаю. Потому я и говорю: это компромисс. Вернитесь туда, с чего все началось, и там попытаемся решить вопрос Донбасса, сложный вопрос Донбасса".
«Мне не 70 лет — вы понимаете, о чем я, — обратился к российским журналистам президент. — Мне не 70 лет, у меня точно есть время. Но я здесь ненадолго, и после меня придет достойный человек. Я хочу закончить эту войну, не хочу, чтобы у нас были сотни тысяч погибших. Я этого не желаю. И потому силового нападения я не рассматривал ни на Донбасс, ни на Крым. Потому что глубоко понимаю, сколько бы тысяч людей наших погибли. И какова была бы цена этих территорий, пусть даже отвоеванных».
В ответ на вопрос о том, что происходит в Мариуполе, президент Украины сказал: «Город заблокирован российскими военными. Заблокированы все въезды и выезды из Мариуполя. Заминирован порт. Гуманитарная катастрофа внутри города однозначно, потому что заехать с продуктами питания, лекарствами и водой туда невозможно. Российские военные обстреливают гуманитарные конвои. Убивают водителей. Что происходит с этими грузами, я вам не могу сказать. Многие из них были увезены обратно».
Зеленский добавил, что в Мариуполе есть украинские войска. Русские «залезли» только в «какую часть города», их сдерживают «наши ребята, которые отказались выходить на их призывы». Президент добавил, что периодически разговаривает с украинскими военными. «Я дал им право выбора (оставить Мариуполь. — Авт .). Они сказали: «Мы не можем покинуть город. Здесь раненные люди. Мы не покинем раненых». Мало того, они сказали: «Мы не бросим убитых», — сказал Зеленский и обратился к журналистам: «Чтобы вы поняли: в городе лежат трупы на дорогах, на тротуарах».
Отвечая на вопрос о будущих отношениях между украинским и российским народами, президент выразил мнение, что взрослые и все осознающие люди не смогут простить друг друга.
«У меня нет ответа, как это (отношения. — Авт.) можно вернуть. У меня нет ответа, вернется ли это вообще когда-нибудь. Я не пророк. И это будут решать именно те люди, которые… Смотрите, я вам так скажу: еще несколько месяцев, и каждый в семье будет иметь потерю ту или иную», — сказал Зеленский и добавил, что украинцы будут сопротивляться оккупации, о которой высказался так: «Я не хочу даже сравнивать с фашизмом».
Президент считает, что шанс на примирение может появиться у детей и внуков.
«Мне кажется, что нужно думать о своих уже детях и внуках, о себе уже нечего думать. Люди сегодня взрослые, такие как мы с вами — эти люди друг другу уже ничего не простят. Я в это больше не верю. Я просто увидел, как реагируют россияне, и процент поддержки действий путина… Это невозможно. Но за детей нужно бороться и за внуков. Это шанс. Потому что мы понимаем, что мы не переедем с этих земель. Ни мы, ни вы. Что справедливо».
Комментируя ход переговоров с россией, Зеленский подчеркнул: «Денацификация и демилитаризация» — вообще мы не обсуждаем это. Мы вообще не сядем за стол, если будем говорить о какой-то «демилитаризации», какой-то «денацификации». Для меня это совершенно непонятные вещи".
Что касается пункта переговоров о статусе русского языка, то президент отметил, что настаивает на заключении договора об уважении языков и культуры народов-соседей, который хочет заключить со всеми соседними странами.
«Хотите русскую школу, кто-то хочет по-русски учиться — частная школа, пожалуйста, открывайте, но при условии: вы открываете у нас, мы открываем у вас. Что-то у вас выдаем — значит, и здесь выдаем. Какое отношение хотим к русскому языку? Это ваш язык, государственный язык россии, все должно быть справедливо. Уважайте нас и наш язык государственный украинский, и все», — подчеркнул президент.
Главным пунктом переговоров Зеленский назвал договоренности о гарантиях безопасности Украины и нейтралитете.
«Мы готовы на него пойти. Но меня интересует, чтобы это не была еще одна бумажка а-ля Будапештский меморандум и так далее. Поэтому нас интересует, чтобы эта бумага превратилась в серьезное соглашение», — заявил президент. И добавил, что нейтральный статус вместе с гарантиями нейтралитета должен одобрить украинский народ на референдуме.
«Почему? Потому что гарантии безопасности предусматривают конституционные изменения. А изменения в Конституцию вносятся в течение двух сессий парламента. Две сессии — это год. Представляете, насколько это может быть долго? Референдум — шаг более быстрый, чем изменить Конституцию. Возможно организовать через несколько месяцев «, — объяснил Зеленский.
Комментируя идею Польши о миротворческом контингенте НАТО в Украине, Владимир Зеленский сказал: «Я пока не понимаю до конца это предложение. Нам не нужен замороженный конфликт на территории нашего государства, это я на нашей встрече с польскими коллегами объяснил. Я знаю, что они продолжили эту риторику, к счастью, или к сожалению, это пока наша страна, а я президент, поэтому пока мы будем решать, будут ли здесь те или иные силы».
Читайте также: Украина никогда не станет победой для России, — Джозеф Байден