В первой части интервью «ФАКТЫ» поговорили с директором Института мировой политики Евгением Магдой о том, удалось ли Владимиру Зеленскому достучаться до НАТО, чтобы они предоставили столь необходимое нам для защиты от оккупанта оружие, и какова вероятность того, что россия спровоцирует страну — члена альянса на ведение боевых действий.
В продолжении разговора речь пойдет об исчезновении Шойгу и других приспешников путина. Также Евгений Магда рассказал, будет ли Китай помогать обходить санкции рф, может ли стать граница Армении и Азербайджана еще одной горячей точкой.
— Продолжая анализировать недавно прошедший в Брюсселе внеочередной саммит НАТО, не могу не спросить о вероятности введения в Украину миротворцев. Евгений, по вашему мнению, насколько такой вариант развития событий возможен?
— НАТО отказалось отправлять миротворцев. Это была польская инициатива, которая в принципе интересна, она идет в контексте действий польских властей в течение последних месяцев, о чем я уже говорил раньше. Думаю, в Варшаве действительно понимали: эта инициатива не найдет поддержки на уровне альянса. Однако продемонстрировать такую готовность было важно для польских властей в контексте следующих парламентских выборов в 2023 году. Потому что все-таки политики думают о следующих выборах тоже. Это только путин не думает о выборах, поскольку в россии их не бывает. Ну и Си Цзиньпин тоже не задумывается об этом, ведь в Китае не бывает выборов. Все остальные политики так или иначе о них думают.
Читайте также: Россия никогда не была настолько изолированной, — Энтони Блинкен
— Перейдем к событиям, происходящим в Москве. Буквально на днях в СМИ активно начали обсуждать новость об исчезновении из медийного пространства министра обороны рф Сергея Шойгу и многих других должностных лиц. О чем это могло бы свидетельствовать?
— Думаю, это неважно по той простой причине, что в россии все решает «хозяин путин». Перестановки на нижних уровнях в рф не оказывают никакого принципиального влияния на ситуацию.
— Россияне возлагают очень большие надежды на то, что Китай поможет им обойти санкции. Это действительно так?
— Нет, он не будет помогать. Думаю, сегодня для Китая, во-первых, поражение российских войск — повод пересмотреть свою военную доктрину: в контексте возвращения Тайваня под свой контроль. Ведь российские и китайские военные стратегии схожи.
Во-вторых, продовольственный и уже прослеживаемый логистический кризисы вызваны войной россии в Украине. Это мешает Китаю стать экономикой № 1 в мире. Потому Китай не будет поддерживать россию. Однако по законам жанра он не станет по одну сторону баррикад с Западом. Это тоже совершенно понятно. Он будет пытаться пребывать над схваткой, потому что даже о каких-то сепаратных попытках это решить с США будет известно в россии. Однако Китай объективно рассчитывает на то, что рф ослабеет. Как только они становятся еще слабее, претензии Китая расширяются от Забайкалья до Зауралья.
Читайте также: Временная защита для украинцев за границей или статус беженца: что лучше
— В этом контексте следует упомянуть сообщения СМИ, что вооруженные силы Азербайджана зашли в зону ответственности российского «миротворческого» контингента на территории Карабаха и выставили наблюдательный пост. Насколько возможно, что это еще одна горячая точка?
— Полагаю, Азербайджан может воспользоваться ситуацией и полностью зайти на территорию Нагорного Карабаха в пределах своей, признанной международным сообществом, территории. Думаю, это вполне реалистичный сценарий. Однако возникает вопрос: к чему это приведет в Армении и удержится ли в таком случае правительство Никола Пашиняна, которое буквально в прошлом году достаточно убедительно выиграло выборы и сохранило свой пост премьера? Это очень серьезный и интересный вызов.
Создается такое впечатление, что россия забивает голы в собственные ворота, потому что она буквально в прошлом году достигла возможности быть во всех странах Южного Кавказа, получив присутствие в Азербайджане в качестве так называемых миротворцев. Однако теперь она «чихает на это» и фактически начала авантюру в Украине, которая уже сегодня, можно сказать, привела к существенному геополитическому поражению.