На фоне упадка экономики в стране восстанавливаются старые налоговые схемы, авторство которых приписывают главе Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Даниилу Гетманцеву. Об этом пишет издание «Дело».
По данным издания, сразу несколько ассоциаций экспортеров на внутренних совещаниях начали обсуждать несвоевременное возмещение НДС во время войны. Как пишет «Дело», в последние 3 месяца государство якобы с подачи налогового комитета Рады и его руководителя Даниила Гетманцева резко начало задерживать выполнение своих обязательств.
«Так, в январе было задержано возмещение почти 2 млрд грн с текущей заявки, а в феврале, еще до начала боевых действий, бизнес получил от налоговиков неофициальное уведомление, что из заявки в объеме более 20 млрд грн будет возвращено только 13 млрд грн», — добавил собеседник издания. По его словам, были заданы вопросы о том, почему так произошло. На что ответили, что это связано с необходимостью дополнительной проверки уже сформированных заявок.
«Это странно, ведь, по заявлениям самих налоговиков и руководства налогового комитета, сегодня в системе электронного администрирования НДС вообще должен отсутствовать фиктивный налоговый кредит», — говорит инсайдер издания.
В статье напомнили, что в конце 2021 года Гетманцев попал в громкий скандал, связанный с ручным блокированием десятков тысяч налоговых накладных у крупных экспортеров, среди которых крупнейшие аграрные и производственные компании. Тогда он оправдывался, что речь шла о перегибах на местах и что на самом деле это недобросовестные налогоплательщики и участники «скруток» пытаются спасти свои схемы. В то же время СМИ пестрели сообщениями, согласно которым именно сам Гетманцев якобы стал в этот период негласным «куратором» этих самых «скруток».
В частности, по словам экс-секретаря СНБО Александра Данилюка, Гетманцев установил «смотрящих» за налоговой и таможней, а также неформальные нормативы для предприятий по их налоговой нагрузке и критериям признания рисковыми. Невыполнение этих критериев в результате ведет к блокированию деятельности компании: если нагрузка меньше 1,5% - рисковость присваивается «автоматически». Гетманцев все отрицал.
С началом войны систему электронного администрирования НДС выключили официально и возобновили взимание и управление налогом в ручном режиме.
«Как следствие, по имеющимся у бизнеса данным, в марте объемы заявленного к возмещению НДС превысили объемы, задекларированные к уплате (17 млрд грн заявлено к возмещению, и только 14 млрд грн — к уплате), чего в принципе не может быть при нормальном администрировании налогов и может свидетельствовать лишь о применении масштабных схем формирования фиктивного налогового кредита», — цитирует «Дело» собеседника из бизнес-ассоциации.
«Непрозрачный механизм возмещения НДС и его несвоевременный возврат приводит к тому, что экспортеры не смогут как своевременно рассчитываться со своими поставщиками, так и полноценно осуществлять собственную деятельность из-за нехватки оборотных средств, что влечет за собой окончательное угнетение деловой активности, которая и так существенно сокращена из-за войны», — добавляет он.
Как пишет «Дело», во время войны поддержка бизнеса должна быть безусловной, а все связанные с этим процедуры — максимально упрощенными и прозрачными.
«Осталось выяснить, найдется ли политическая воля для привлечения таких, как Гетманцев, к ответственности за попытки нажиться на бизнесе, который едва сводит концы с концами и при этом остается надежным хребтом для всей украинской экономики», — задает вопрос издание.