Вроде прошло не очень много времени после начала открытого вторжения российской армии на нашу территорию, а многие из нас уже напрочь забыли, какой была нормальная жизнь — без воя сирен и обстрелов, без рассказов очевидцев преступлений путинского режима, от которых кровь стынет в жилах, и вздрагиваний от любого звука, без постоянного страха за близких и лютой ненависти к коварному и безжалостному врагу. Естественно, мы верим в нашу армию и в то, что возмездие неминуемо, что агрессор будет покаран и по человеческим, и по Божьим законам. И не допускаем даже мысли о том, что эта эпопея надолго, и что ее исход может стать вовсе не таким, о каком мы дружно мечтаем. Пока обстановка на фронте вызывает серьезную тревогу. Безусловно, то, что наши войска постепенно освобождают временно оккупированные города и села, внушает сдержанный оптимизм. Однако все понимают — главные битвы впереди. Как они завершатся, не знает ни один человек на свете… Об обстановке на фронтах, сложившейся в настоящее время, «ФАКТЫ» поговорили с известным военным экспертом, полковником запаса, бывшим сотрудником Главного оперативного управления Генштаба ВСУ Олегом Ждановым.
— Олег, мы с вами беседуем утром 5 апреля. Прошло сорок дней войны. Давайте вкратце подведем итоги этого тяжелейшего для страны периода.
— Главный итог первого этапа войны — блицкриг не случился, наступление врага остановлено. Сейчас началась оперативная пауза в боевых действиях.
— Кому на руку эта оперативная пауза?
— Конечно, в первую очередь российской федерации. Она проводит полную перегруппировку войск и меняет направление главного удара. К сожалению, надо отметить, что враг навязывает нам основной ход боевых действий. Россияне приняли решение сосредоточиться на одном направлении, понимая, что с четырех направлений они нас не выдавят, поэтому перебрасывают свои подразделения. Мы стараемся этой паузой воспользоваться, нанося им огневые поражения на других участках.
Ситуация сейчас следующая. Россияне вышли с севера Украины — вывели все войска из Сумской, Черниговской, Киевской областей на перегруппировку. То, что мы успели им надавать по хвостам, — наш плюс. Сегодня мы ведем тактические атаки их группировки на юге (в основном в районе Николаева и Херсона) и оборонительные бои в зоне операции Объединенных сил, где они пытаются окружить нашу группировку войск, особенно на луганском направлении, и максимально улучшить свои позиции.
Читайте также: «У нас была тихая сдача Херсона», — жительница города рассказала о сопротивлении земляков оккупантам
— На днях главарь так называемой «ДНР» Пушилин призвал жителей Краматорска и Славянска срочно покинуть эти города. В местных пабликах пишут, что вот-вот там начнется что-то ужасное.
— На Донбассе ситуация очень плохая. Например, за сутки с 4 по 5 апреля мы отступили на семь километров. Почему говорят о Краматорске и Славянске? Потому что на этих двух городах будет замыкаться кольцо окружения. Если посмотреть на карту, то россияне идут к Краматорску и Славянску с двух сторон — с юга и с севера. Наши силы неравные. Российские войска реально продолжают очень медленное, с тяжелыми боями, наступление на наши позиции.
— Рассказы кремлевских пропагандистов о мощи «второй армии мира» оказались мифом. Даже ЦРУ признало, что переоценило состояние вооруженных сил россии.
— Действительно, «непобедимость» их армии — это миф. Она не такая сильная, как многие представляли, и очень показушная. Там много пафоса и мало критики. К примеру, министр обороны россии шойгу заверял, что 71 процент техники вооруженных сил рф — это новая и модернизированная техника. Однако на самом деле эта цифра намного меньше. Уже сейчас мы встречаем на полях сражений технику старого советского образца без всякой модернизации, снятую с долгосрочного хранения. Вот такую армию мы увидели.
Однако нельзя сказать, что у них там вообще разброд и шатание. Они ведут упорные бои, в том числе наступательные. И это факт. Если бы все, что нам говорят, соответствовало действительности (имею в виду сообщения о массовом дезертирстве, сдаче в плен и отказе от участия в боевых действиях), никаких наступлений российская армия вести не смогла бы. Их армия боеспособная. Не такая, как ее показывают в телекартинке, но в принципе она в состоянии вести боевые действия, в том числе захватнические.
— В последнее время появилось много слухов о том, что шойгу деморализован, поскольку вскрылось, что огромные средства, которые выделял российский бюджет на укрепление вражеской армии, были откровенно разворованы. Кто на самом командует вооруженными силами рф и кто возглавляет «спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины», как назвал ее кремлевский упырь?
— Вообще-то, я склонен думать, что реально их войсками командует генерал валерий герасимов (начальник генерального штаба вооруженных сил российской федерации — первый заместитель министра обороны с 9 ноября 2012 года, член совета безопасности россии. — Авт.). Шойгу никогда не командовал армией. У него нет авторитета среди военных. Он числится на должности только потому, что он друг путина. Это единственный критерий, по которому его назначили. Думаю, что генерал герасимов разрабатывает и планирует эту спецоперацию. Хотя есть альтернативное мнение — что ею руководит генерал Сергей Суровикин, главнокомандующий воздушно-космическими силами россии. Именно он в свое время командовал наступательной операцией в Сирии, когда россияне стерли с лица земли Алеппо.
— Согласно сводкам Генштаба ВСУ, враг несет колоссальные потери. По состоянию на 5 апреля погибло 18,5 тысяч российских военных, уничтожено какое-то невероятное количество техники. Понятно, что людские ресурсы страны-агрессора огромны. Говорят, что скоро к врагу прибудет еще 60 тысяч подкрепления.
— Наверное, стоит поверить, что они могут мобилизовать в кратчайшие сроки 60 тысяч человек. Найти в 140-миллионной стране желающих поучаствовать в боевых действиях, особенно если их мотивировать деньгами (что российская власть и делает), вполне реально, учитывая низкий уровень жизни в российской глубинке. Думаю, что через пару недель мы увидим этих людей на полях сражений в Украине.
— За совсем непродолжительное время ВСУ ликвидировали шесть высокопоставленных российских военных и десятки командиров среднего звена. За все время войны в Афганистане США потеряли лишь одного генерала. Почему такая несопоставимая статистика?
— Потому что ситуация в их войсках не самая лучшая, несмотря на то, что они все-таки сражаются. И она настолько быстротечно меняется, что старший командный состав вынужден максимально приближаться к линии фронта, чтобы владеть обстановкой и держать под контролем свои подразделения. Плюс не забывайте, что сегодняшняя война носит позиционный характер только на Донбассе — там, где мы стояли все эти годы и откуда российские войска начали наступление. Во всех остальных местах никакой позиционной обороны нет. Идут маневренные действия. Поэтому понять, где фронт, где тыл, где размещать командный пункт, очень тяжело. Нам удается вычислять их и накрывать. Потому что нарушение системы управления войсками противника — залог успеха.
— Спустя две недели после начала войны в интервью «ФАКТАМ» авторитетный американский военный эксперт Филлип Карбер рассказал, что запрещенное оружие массового уничтожения россияне уже доставили к нашим границам или даже завезли на территорию Украины. Весь мир сегодня волнует, решится ли путин дать команду применить против нас химическое и ядерное оружие. Ваш прогноз?
— Ядерное оружие — точно нет. Он ведь собирается захватить всю территорию Украины. Зачем превращать в помойку то, что ты собираешься захватить? Посмотрите на Чернобыль. Сколько лет прошло, а радиация до сих пор есть.
А химическое оружие — да, вполне вероятно. Если ему удастся создать оперативное окружение нашей группировки войск, тогда под угрозой применения химического оружия по их уничтожению он может вынудить Зеленского подписать капитуляцию на условиях кремля.
Читайте также: Мэр Ахтырки Павел Кузьменко: «Совещания провожу на улице, потому что городской совет взорван
— О том, что война вот-вот начнется, нашу власть и приватно, и прилюдно не раз предупреждали западные партнеры, основываясь на данных своих разведок. Однако команда Зеленского упорно отрицала очевидное. 19 января президент выступил с обращением к украинцам. Он заверил, что власть усиливает обороноспособность ВСУ, попросил нас не паниковать из-за возможного вторжения россии и пообещал, что в апреле мы отметим Пасху, а «в мае, как обычно, солнце, выходные, шашлыки». Не стало ли такое поведение руководства Украины роковой ошибкой? Ведь можно было заранее возвести оборонительные сооружения вокруг ключевых городов, изготовить противотанковые ежи, организовать тероборону, закупить бронежилеты
— На мой взгляд, не оправдана. Они знали обо всем, но до конца скрывали от народа правду. Надо было начинать переводить страну на военные рельсы с 30 октября, когда появилась первая публикация в американской прессе. Было бы правильнее поступить с нами честно. Вот тогда действительно у нас было бы больше шансов лучше подготовиться к этой войне.
Но президент принял такое решение. Якобы они боялись паники. Чего было ее бояться, если страна была морально готова к тому, что война рано или поздно начнется? Зеленский и его команда утверждают, что проводили какие-то мероприятия по подготовке к войне. Хотя, как я понимаю, практически не сделали ничего, судя по тому, что оружие на Оболони раздавали просто с грузовиков, чтобы хоть как-то защитить Киев, а юг Украины фактически сдали без единого выстрела, ведь россияне зашли из Крыма походным маршем. Так что в этом плане оборона страны была полностью провалена.
— Киевляне радуются тому, что россияне недавно отвели силы от столицы. Жизнь в городе понемногу восстанавливается. Но Киев — это цель номер один для путина. Поэтому военные не исключают, что враг накопит силы и снова ринется сюда.
— Вполне возможно. Если они будут иметь успех в зоне операции Объединенных сил, то, естественно, прорвав нашу оборону или окружив наши войска на Донбассе, сразу же пойдут на Киев. И тогда наступление на столицу может случиться уже не с севера, а с юго-востока. Плюс мы знаем, что часть их южной группировки войск находится на правом берегу Днепра, так что они могут пойти в наступление оттуда вдоль реки.
То есть я не исключаю, что россия не оставит попыток захвата Киева и полного поглощения Украины. Фактически сегодня путин играет в размен северо-востока страны на юго-восток. Скорее всего, соглашение с нейтральным статусом Украины и с гарантиями безопасности для россии будет подписано. Это значит, что россия получит контроль над нашей армией и вооружением, а нейтральный статус позволит ей не допустить сюда западное вооружение и вообще специалистов из НАТО, а также проведение международных военных учений на территории Украины.
— Это сдача страны.
— Это будет практически завоевание Украины, то есть достижение тех целей, какие ставил перед собой Путин, развязывая войну. Я так понимаю, что сейчас идет попытка реализовать размен малой кровью. То есть подписать что-то вроде «Минска-2», только теперь это будет называться «Стамбул-1».
— Запад оказывает нам беспрецедентную помощь. Это деньги, военная техника, вооружение, антироссийские санкции. Однако многие эксперты рассказывают, что у нас не хватает специалистов, которые могут управлять этой техникой. Это правда?
— Нет, это не соответствует действительности. Нам дают только советские образцы вооружения, на которых мы умеем работать. Нас обучили этому, причем обучение не занимает длительное время.
А образцы техники, для работы на которых требуется переучиваться, нам не дают. Что касается тяжелой техники, как-то очень медленно и очень долго она к нам идет. Этот процесс не ускорили даже события в Буче. Эпопея с поставками зенитно-ракетных комплексов С-300 длится уже месяц и до сих пор они нам не переданы. Германия обещает БМП, но непонятно, когда они придут. Знаете, дорога ложка к обеду. Боюсь, чтобы они с этой «ложкой» могут опоздать.
— Весь мир оцепенел от ужаса, узнав о зверствах оккупантов в Буче, Ирпене и Гостомеле. Хотя это лишь один эпизод этой чудовищной войны. На самом деле таких эпизодов немерено. Российские военные устроили ад для жителей Мариуполя, Харькова, Чернигова, Волновахи, десятков сел Киевщины.
— Российская федерация именно так ведет любые войны: зачистка и ликвидация актива населенного пункта и таким образом подавление сопротивления. Никто не будет церемониться. Вспомните, еще прошлым летом появилась информация, что россия составляет расстрельные списки украинцев — кого в расход, кого в концлагерь, кого в тюрьму, кого еще куда-то.
Читайте также: «На въезде в Бучу стоит легковушка с заминированным телом женщины»
— В расстрельных списках политики, журналисты, общественные деятели. Недавно вы в одном интервью рассказали, что там были даже учителя.
— Да, конечно. Кто закладывает идеологию, основы патриотизма и знания истории в головы детей? Воспитатели и учителя. Поэтому их тоже надо немедленно расстрелять. Кстати, российское министерство просвещения недавно якобы проанализировало более трехсот украинских учебников и методичек, добытых ими на «освобожденных территориях Донбасса». Они считают, что мы сфальсифицировали историю, потому будут требовать все переписать. Поэтому учителя — это главные враги. Так что не удивляйтесь.
— Но ведь нелюди убивали детей, насиловали женщин и девочек, издевались над стариками.
— Это уже как бы побочное явление. Если армия идет вразнос, так она идет вразнос полностью. Если командиры разрешают солдатам убивать, насиловать, грабить и мародерствовать, то почему бы и нет? Да командиры и сами участвуют в этом. А награбленное россияне потом пересылают домой.
Уже известно немало случаев, когда украинские телефоны и планшеты пытались активировать в России. Но гаджеты ведь привязаны к аккаунту. И вот владелец получает на свой базовый компьютер сообщение, что его гаджет запускает кто-то другой. Геолокация, например, Санкт-Петербург.
Вспомните древнюю историю. Победитель получал три дня на разграбление города, а потом начинал наводить там свои порядки. Сейчас мы имеем дело с ордой. Чего вы ожидаете от нее? Российский спецназ проводит карательную операцию по зачистке населенного пункта с пытками, расстрелами в подвалах и прочим. Затем ищет коллаборантов, которые сдают адреса активистов и пассионариев. А остальная шобла смотрит на весь этот беспредел. И что думаете, она будет сидеть молча и не участвовать в этом? Конечно, будет. И по ходу действия обязательно войдет в раж.
— За эти сорок дней мы многократно слышали реплики типа «именно сейчас решающие дни», «все определится на этой неделе». Однако, судя по всему, главные битвы впереди. Что нас ожидает в ближайшей перспективе?
— Думаю, что на Донбассе все началось, на Донбассе все и закончится. Все будет зависеть от того, как именно там сложится обстановка. На юге, наверное, боев не будет. Вряд ли мы сможем отвоевать юг. Это что-то очень сложное и очень тяжелое для нас сегодня. У россиян там весьма боеспособные и укомплектованные подразделения, так что вести с ними боевые действия будет крайне затруднительно.
— При этом многие, начиная с представителей Банковой и завершая военнослужащими и волонтерами, все чаще говорят: «Войну мы уже выиграли».
— Идеологическим мы победили — ситуация переломлена в нашу пользу. Но физически пока не вижу повода для победных реляций. Мы потеряли юго-восток и не контролируем очень большой кусок территории на юге. И вообще непонятно, какой будет обстановка на востоке Украины.
— Путин хочет к 9 мая одержать хоть какую-то победу.
— Думаю, что в течение ближайших двух недель все будет понятно.
— Мы выдержим вражеский натиск?
— Это пока единственная на сегодняшний день загадка, будем так говорить, — выстоим мы или нет? Пока очень тяжело что-то утверждать. Россияне медленно, но уверенно продвигаются, пытаясь окружить наши войска. Окружение будет означать для нас поражение. Вспомните Дебальцево. Сейчас разыгрывается примерно тот же самый сценарий. Только его масштаб намного больше. Если в Дебальцево была одна наша бригада, то здесь целая оперативная группировка войск. Сможем ли мы удержаться и не попасть в окружение? Думаю, через две недели уже все будет ясно — где мы, на каком свете и каковы наши перспективы.