Уроженца села Зеленое в миру Ярослава Бодоряка, впоследствии ставшего наместником мужского монастыря в Маняве, который еще называют «Украинским Афоном», 13 февраля в Михайловском Златоверхом Соборе в Киеве рукоположили в епископа Богородчанского, викария Ивано-Франковско-Галицкой епархии. За день до широкомасштабной войны в Украине архиерей Православной Церкви Украины епископ Феогност вернулся в родное Прикарпатье, чтобы продолжать здесь свой пастырский труд.
Наш предпасхальный разговор, надеемся, будет для вас более близким знакомством с человеком, которого Сам Бог избрал и призвал к такому служению.
— Вы, наверное, первый, кого родила верховинская земля для такого высокого епископского служения. Верховинцы поздравляют вас с рукоположением в этот сан и с Воскресением Христовым! Говорят, что мы все родом из детства. Насколько дорого вам ваше родное село под Черногорой и каким было ваше детство?
— Искренне благодарю за поздравление и возможность пообщаться с Вами, спасибо Господу Богу и моим родителям Марии и Ивану (отца уже, к сожалению, нет), что дали возможность родиться в этот мир и иметь возможность творить добрые дела на этой земле. Спасибо всем родственникам, односельчанам, учителям, друзьям, одноклассникам, духовному наставнику — священнику Николаю Будзану, настоятелю села Зеленое, который очень много сделал, чтобы воспитать меня как личность и вечная память бабушке по-маме, Анне Сливчук, которая родом из с. Загора (приселок Подкринта), привившая мне любовь к Богу.
Я из многодетной семьи: у меня трое старших братьев и одна младшая сестра. Мои воспоминания о детстве связаны с тем, что я очень сильно болел. Астма, разные болезни сердца — каких только диагнозов мне не ставили. Начиная с третьего класса, я ни дня не мог прожить без лекарств. Почти не ходил в школу. Месяц-два — в больнице, неделю-две — дома. Для меня это было очень неприятно и тяжело, но с Божьей помощью мы все это преодолели.
— Часто бывает так, что какое-то мгновение в жизни человека определяет его дальнейший путь. Когда впервые у вас появилось желание посвятить себя служению людям и Богу в алтаре?
— Это был очень интересный момент. Я уже тогда жил у отца Николая в резиденции. К нам приехал священник-экзорцист Юрий Савчук. Отец Николай попросил, чтобы я встретил его на автобусной остановке и сопровождал церковь. Прихожу на остановку, здороваюсь: «Слава Иисусу Христу!» — а он молчит. Я взял его сумку и мы пошли в церковь. После службы я пошел в резиденцию и рассказываю, что отец Юрий не ответил на мое поздравление. И имость, когда подавала еду на стол, в ходе разговора спросила отца Юрия: «Почему вы не ответили, когда Слава к вам здоровался сегодня утром?». А он говорит: «Как раз хотел об этом рассказать. Смотрю, идет ко мне ребенок, но в образе монаха. Он будет либо священником, либо монахом». Помню, я тогда рассмеялся, и имость тоже, и говорит: «Да каким монахом?! Мы еще и монахов не видели».
Где-то через два месяца снится мне сон. Огромное поле с пшеницей, и я слышу голос: «Иди за моими следами!». Я по следам бегу-бегу… как в каком-то мультфильме, и тут раз — и лестница резко поднимается к небу. Став на второе место, я проснулся. Ко мне прибежал отец Николай и спрашивает, что произошло. Я рассказал ему свой сон, а он посмотрел на меня и говорит: «Будь внимателен, будет продолжение этого сна». Я, конечно, обо всем очень быстро забыл. Но мое пребывание у священника было очень интересным. Он вдохновлял меня своим примером во время каждой службы следовать Исповеди и Причастию. Он ничего не ел в службу, и я не ел, но мне очень хотелось есть. «Будешь есть проскуры и пить святую воду», — сказал отец Николай. Это, вероятно, был один из его элементов моего духовного лечения. И я все это смиренно принимал…
— Вы были пострижены в монахи, когда вам не было еще двадцати лет. Что побудило вас в столь молодом возрасте принято такое ответственное решение?
— Когда учился в Ивано-Франковском богословском институте Православной Церкви, студенты-семинаристы несли послушание в Манявском монастыре: пели Службу Божью, продавали свечи в иконной лавке… И случилось так, что один студент старше меня на два года Андрей, очень хорошо пел, но он умер. Его родные восприняли это спокойно, потому что он болел онкологией. И когда встал вопрос, кто из студентов будет исполнять обязанности вместо него, все ребята единогласно проголосовали за меня. Две недели я выполнял келейное монашеское правило и принял окончательное решение. Это было в январе 2008 года, после Иордана. А в марте мы еще с одним семинаристом приняли монашеский постриг. К тому времени мне еще не было девятнадцати лет. И после этого меня и голос прекратил преследовать, и болезни полностью отступили, хотя с самого начала пребывания в монастыре у меня не было ни одного астматического приступа.
— Вы очень быстро и стремительно поднимались по церковной иерархической лестнице. Благодаря каким чертам вашего характера и личностным качествам это происходило?
— Все началось еще с духовной семинарии. Я старался быть дисциплинированным. Потом в монастыре было монашеское послушание: работал и на кухне, и в хозяйстве — даже корову из Верховины мне подарили. Хозяйство при монастыре у нас было очень большое. Выполнял также обязанности настоятеля церкви в Солотвинской больнице. А потом люди захотели, чтобы я построил церковь в поселке Солотвино в честь св. великомученика и целителя Пантелеймона. Во время рукоположения владыка освобождает меня от обязанностей настоятеля и назначает настоятелем еще не построенного Свято-Преображенского Скита, в истории он известен как «Малый Скит Иова» — там воспитывались духовники филиальных 556 монастырей, которые подчинялись Манявскому. Это было голое место среди леса, в который даже не было дороги, только тропа, позже совершили и дорогу. В 2011 году мы начали рыть ровцы для фундаментов, построили кельи. В 2013 году освятили церковь и там забурлила монашеская жизнь. Со мной проживали еще три монаха.
— Сегодня, во время войны, особенно благодарим Бога за каждый прожитый день и стараемся наполнить его глубочайшим содержанием. Каков распорядок вашего дня?
— За день до войны я вернулся из Киева в Ивано-Франковск уже в сане епископа. И прежде всего хочу за это поблагодарить Бога. Ибо я не знаю, чтобы я делал там. Но и здесь вызовов очень много. Конечно, в связи с войной люди, и каждый в частности должны переосмыслить свою жизнь и начать все заново. Украина начинается с каждого из нас. Что я сделал для того, чтобы она была целой, независимой, сильной, настоящей? Этот вопрос должен задавать себе каждый. Мой день, по монашеской привычке, начинается на рассвете. После утренних молитв еду в епархию, где каждый день ждут много разных дел, которыми мы занимаемся согласно графику. А также решаем многие другие дела, которые на повестку дня ставит нам жизнь.
— Почему Бог допустил войну в нашей стране? Можно ли ее прекратить? Сегодня эти болезненные вопросы остро стоят перед каждым украинцем и у каждого свой ответ на них. А каково ваше мнение?
— Я бы скорее ответил на вопрос: «Для чего Бог допустил войну в нашей стране?». Я уже говорил в своих проповедях, что мы больше ценим кого-то, когда теряем. Мы слишком легкомысленно себя вели, нам жилось слишком хорошо. Нам было, как говорят в народе, «полмира маловато, целого — многовато», мы не могли удовлетвориться тем, что имеем. Хотя я не говорю, что не нужно стремиться ни к чему. Надо развиваться, нужно совершенствоваться, и хотеть этого — это нормально. Но все должно быть в пределах, за которые мы, к сожалению, давно вышли. Многие хотели хорошо жить, но за чей-то счет. Многие достижения нажиты несправедливо, неправедно, с нарушением закона — как государственного, так и Божьего. Об этом можно говорить многое, но винить в этом можем только себя. Бог попустил войну, чтобы мы больше ценили свободу. Чтобы мы стали лучше — это однозначно.
— Какие основные вызовы стоят сегодня перед Церковью Христа? Или они одни и те же в Украине и мире?
— Сегодня у нас очень много вызовов, где Церковь занимает серьезную позицию. Мы должны объединиться. А наше государство разделено на разные религиозные организации и секты. Я понимаю их руководителей, но не понимаю зачем это делается. Должна быть одна Церковь, одна община. Гораздо легче, когда у всех одна вера. Но враг человеческого рода бодрствует, не дремлет, и соблазняет каждого по-особому. И хуже всего — когда люди искренние украинцы ходят во вражескую русскую церквь. Есть осознающие свою ошибку и обращающиеся.
Следует понимать, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь. Есть молодой, энергичный, идейный предстоятель Православной Церкви Украины Митрополит Эпифания, который обращает внимание на всех и на все: от самого маленького — до самого старшего. Очень важно, когда Церковь жива. И мы это видим благодаря его деятельности. Мы видим, как Церковь наполняется, меняется и что несет, в первую очередь. А несет она мир, любовь, доброту.
— Сейчас среди духовенства Украины так мало таких фигур, как, например, Митрополит Андрей Шептицкий. Он понимал важность экономического развития приходов и благосостояния прихожан, а не только священников на приходах. Как ввести изменения в эту плоскость? Они ведь сегодня так нужны нам и нашей стране.
— Я работал при епархии, митрополии и знаю, что в нашей Церкви заложены разные программы развития, в том числе — и экономического. Только чтобы их исполняли священники, и хотели прислушаться прихожане. Каждый настоятель является администратором, и должен управлять так, чтобы община была деятельной. На каждом приходе есть церковные двадцатки или десятки, братство, сестричество. Зачем это все? Не для того, чтобы эти люди просто стояли в церкви в первых рядах и показывали, какие они порядочные хозяева. Об этом все знают. Они должны быть надежным плечом, опорой священнику. Ибо какой бы ни был мудрый священник, ему одному трудно что-нибудь ввести или изменить в общине.
Также в Библии есть такое понятие, как десятина. Это — десятая часть прибыли, направленная на некую благотворительную цель и не только. Очень важно финансово грамотно все разложить, должно быть четко распределено, сколько на что мы будем тратить. И откуда будем брать деньги.
Надо привлекать молодежь в Церковь, они — наше будущее. Ибо молодежь — это движущая сила, которая не будет давать старшему поколению отдыхать в хорошем понимании.
В Ивано-Франковско-Галицкой епархии я объезжаю все приходы, и мы эти вопросы обсуждаем с людьми. Например, в Слободке Тисменицкого района священник занимается пчеловодством, на развитие которого государство выделило ему немалую сумму.
Когда я работал в областном центре туризма и краеведения учащейся молодежи, я написал программу «Религиозное краеведение». Это та же христианская этика, которую, к сожалению, изъяли из школьной программы. И мы с детьми успешно ее воплощали, ездили на экскурсии… То же касается писанкарства, присущего Гуцульщине, и многое другое. Можно разработать большое количество проектов, которые совместно реализовывали бы Церковь и образование.
В жизни Церкви появилось новое слово «шелтер». Это приют для женщин, подвергшихся насилию от своих мужчин. Мы ищем дом, принимаем туда на работу работников, уборщиц и другой персонал, обеспечивающий социальную, медицинскую, психологическую помощь. И Европа на это дает деньги. Также на приходах следует открывать так называемые дома для престарелых, которые занимались бы церковными общинами. Думаю, в скором будущем это все будет. На часе также создание реабилитационных центров для воинов и пострадавших от войны, в частности — молодежи. Эти центры обязательно должны действовать при церкви, приходе, чтобы минимизировать возможность на этом злоупотреблять. Здесь будет работа для психологов, капелланов, неравнодушной молодежи и для прихожан. Словом, этот проект будет очень объемным.
— Какой ваш личный духовный, молитвенный опыт может быть полезен любому практикующему христианину? Поделитесь, пожалуйста.
— В первую очередь надо молиться, утром и вечером обязательно, и в принципе, когда хочется с Богом поговорить и очень много читать духовной литературы, просвещаться ею и хоть что-то из этого воплощать в жизнь. Каждый день также нужно читать хотя бы несколько строк из Библии и глубоко вдумываться в них. И самое важное правило моей жизни: чтобы ты хотел, чтобы тебе делали, — то другому делай. И оно однозначно работает. Хотя я не говорю, что меня всю жизнь Ангелы носили. Были разные вызовы и ситуации. Но не было такого, чтобы Господь не помог. Главное — делать хоть один шаг навстречу Богу. Однажды я решился почти все свои сбережения потратить на рождественскую поездку в Киев для группы молодежи, с которой я тогда работал. После коляды Патриарх вручает всем подарочки, а мне как руководителю группы дает конверт. Впоследствии мы с детьми этот конверт открываем, а там — сумма, в четыре раза больше, чем мы потратили. Делай добро и добро добром вернется.
— А что бы посоветовали тому, кто до сих пор не испытывал такого близкого присутствия Христа в своей жизни, в которую ворвалась война, со всеми своими страхами за будущее?
— Совершенно неверующего человека нет. Я в этом уверен. Каждый человек верит в некую высшую силу, которая его создала. Главное — верить в ее помощь, опеку, и не иметь страха ни перед кем и ни перед чем, только перед Богом. Важно научиться открывать себя для Бога или хотя бы для человека, знающего Бога.
— Кроме богословского образования, у вас есть еще и светское — исторический факультет. Скажите, как специалист, почему так важно знать историю Украины?
— Не знаешь прошлого — нет будущего. Чтобы это понимать, не нужно быть историком. Мы должны сами себя совершенствовать, читать, искать, узнавать, делать выводы. Если мы не будем признавать, что нас столько лет пленили те или иные враги, как особенно нас уничтожала и уничтожает россия, а мы здесь помогаем ей сами себя уничтожать, потому что служим не интересам государства, это ничем хорошим не закончится. Как и путь захватчиков, ничем хорошим не заканчивается. Чтобы знать правду, нужно работать в архивах, изучить древние источники, старые книги. Ибо многое стерто, на свой манер переписано. Поэтому нужно быть бдительными, мудрыми, взвешенными. Помнить, какого мы рода. Это очень важно.
— Ваши пожелания по случаю Пасхальных праздников?
— Несмотря на страшную беду, которую переживает сегодня Украина, желаю, чтобы Светлое Христово Воскресение, которое является Победой Добра над Злом, является Победой Жизни над Смертью, помогло нам всем обрести душевное и телесное спокойствие и конечно нашей победы на враге. Желаю всем духовной радости, вкусной паски, Божьего благословения на все добрые дела и начинания.