20-летний азербайджанец Гусейн Абдуллаев — студент 3 курса Мариупольского государственного университета. 17 марта во время эвакуации из города, который оккупанты подвергают постоянным бомбардировкам, он был взят в плен российскими военными. 12 апреля после долгих переговоров и благодаря усилиям проживающих в Украине друзей-азербайджанцев парня удалось освободить. О пережитом он поделился с азербайджанским изданием Media.Az.
«Я студент третьего курса Мариупольского государственного университета, — рассказал Гусейн Абдуллаев. — Впервые приехал в Украину в 2019 году, именно тогда я поступил в университет. Первые два года учился заочно из-за пандемии. Когда началась война 24 февраля, я оказывал поддержку волонтерам в центре помощи в Мариуполе: носил продукты, обустраивал бомбоубежища… 17 марта, когда ситуация очень ухудшилась, стало ясно, что нужно эвакуироваться. Люди выезжали на своих автомобилях, поскольку у меня его не было, меня позвал кто-то из местных.
Проехав несколько блокпостов, недалеко от Бердянска, нас задержали российские военнослужащие. Приказали раздеться до нижнего белья. Смотрели на татуировки. У водителя нашей машины на руке был набит рак. Это не военная и не патриотическая наколка, но им она не понравилась. Они стали бить нас прикладом автомата, не позволяя одеться. Несмотря на морозную погоду, мы стояли полностью раздетые, не понимая, что с нами будет. Спустя время они приказали нам одеться, потом подъехал КамАЗ с военными, все были в форме и черных масках. Они заломили нам руки, надели наручники и затолкали в машину. Отвезли в СИЗО".
По словам пленника, орки с ним общались на ломаном русском языке:
«Однажды ко мне подошел командир — чеченец. Он осмотрел мои руки и заявил, что я военный. Я не понял сначала, почему он сделал такой вывод и начал объяснять, что у меня грязь под ногтями из-за того, что в Мариуполе нет воды и условий соблюдать гигиену. Он даже не стал слушать меня и отправил в камеру. А потом снова заставил раздеться до нижнего белья, снова искал татуировку… Я простоял раздетым 15−20 минут. Было очень холодно… Потом он разрешил одеться и ушел.
Через час они вернулись и забрали меня в камеру пыток. Это маленькая комната, там стоит стальной стул и аппарат для пыток электрическим током. Они посадили меня и связали руки. Стали задавать вопросы, сначала оказывали моральное давление, пытаясь заставить меня признаться, что я солдат полка «Азова». Я настаивал, что я студент. После того, как я понял, что не могу им ничего доказать и очень плохо их понимаю из-за неважного знания русского языка, попросил привести переводчика. Позвали азербайджанца, которому я все рассказал, но они мне не поверили. Они подсоединили аппарат к пальцам моих ног и начали пускать ток. Они хотели, чтобы я признался, что военный. Но мне нечего было сказать, я им не лгал, ведь я просто студент…
Орки пытали каждый день… 21 марта у меня был день рождения — и меня весь день пытали. Пытки приостановили только за 5−6 дней до того, как была достигнута договоренность и меня отпустили. Больше не пускали разряды тока, но продолжали избивать… Как правило, избивали по 10−15 человек сразу. Но это не самое страшное, электрического тока я боялся больше".
12 апреля утром к Гусейну пришел охранник, он отвел его к начальнику, который сообщил, что парня отпускают по случаю святого месяца Рамазан. Военные довезли студента до блокпоста, где 17 марта задержали. Потом остановили машину, в ней ехала украинская семья. Они подвезли юношу в Токмак. Поскольку наступил комендантский час, местные жители приютили Гусейна. Сейчас он дома, но искренне желает, чтобы Украина выиграла войну. Если это произойдет, вернется и продолжит обучение в Мариуполе.
Напомним, в городе Мангуш под Мариуполем рашисты в братской могиле захоронили от 3 до 9 тысяч мариупольцев.
Читайте также: «Были случаи, когда люди вешались в укрытиях»: страшные хроники из блокадного Мариуполя