Они убежали от войны, оставили родные дома и любимую работу. Правда, переезд в Европу не рассматривали, решили переселиться в более спокойные регионы, чтобы в тылу помогать Украине победить. Они, между прочим, победили и собственные страхи, ведь рискнули вернуться к делу своей жизни, чтобы поддержать экономически себя, свою страну и показать другим, что не стоит опускать руки, потому что каждый финиш — это, по сути, старт. Переселенцы поделились своим опытом и советами, как продолжить работать в родной Украине.
Евгения Грибкова из Харькова четыре года назад открыла студию по брейдингу — это художественное плетение кос и создание разных узоров в прическе. Кроме того, там наращивали волосы.
— После вторжения рф мы десять дней просидели в подвале под страшными обстрелами, — рассказала «ФАКТАМ» Евгения. — Оставили все там и отправились с ребенком, мамой, мужем и собачкой куда глаза глядят… В Виннице меня встретила моя подписчица из Инстаграма, переночевали. А потом до вечера стояли на трассе и просто не знали, что делать. Пока заправлялись, я нашла домик, и мы остались там.
Чтобы отвлечься от новостей, помогаем ВСУ всем, чем можем. Бьюти-индустрия всегда пользовалась спросом. Когда мы приехали в Винницу и просидели полторы недели, пошли с мамой на ногти, потому что они были все сломаны. Нас за это все осудили. Но ведь лучше отвлечься от негатива — да, нам больно, но надо как-то жить дальше! Да и мастерица маникюра, которая нас обслуживала в декрете, она тоже хочет копейку заработать. Почему бы ее не поддержать?
Так у меня появилась идея вернуться к своему делу. Начала с работы в интернете — произвожу хвостики, резиночки, продаю за доступные средства собственные видеоуроки по брейдингу. Подписчик Татьяна Савицкая, которая здесь в Виннице работает парикмахером, предложила поделиться рабочим местом. Даже инструменты дает, это так трогательно. Клиенты уже записываются. Пишут из моего Харькова, те, что едут куда-нибудь через Винницу, и хотят получить мои услуги. Просто для того, чтобы меня поддержать или кто-то давно мечтал, чтобы я стала его мастером.
Другая винничанка просит меня провести обучение, так что я уже создаю такую группу. Первый мой совет — надо выехать из опасного места. Собраться с силами, духом, настроиться на это. В первые дни я боялась. Казалось, что как только уедем, станем в пробках — и нас просто накроет…
Не оставайтесь под обстрелами, потому что рано или поздно придется оттуда убегать, ведь оккупанты стирают города с лица земли. Если вы работали в магазине или на заводе, на мирной территории тоже есть рабочие места. Могу предложить свой курс девчонкам, чтобы научились что-то делать и получили возможность заработать.
Не сидите и не ждите, что война завтра закончится. Конечно, мы в это все верим, но жить продолжать нужно. Не впадайте в панику, потому что тогда начинается самопоедание. Если нам удалось выехать из этого ада, то нужно искать способ выжить. Идите и что-то делайте!
Мне начинать работу было легче, потому что у меня есть определенный старт — своя страница в Инстаграмме и много подписчиков. Я бы посоветовала девочкам создавать такие страницы ради общения и чтобы предложить свои услуги. Просите, чтобы сделали репост. Тогда вас заметят клиенты.
Вижу, что сейчас нужны менеджеры по работе в интернете, ищите и такие вакансии. Все мои знакомые, когда уехали за границу, говорят: хотим домой, потому что делать там нечего. Там все чужие. Как ни крути, мы нужны только своей Украине. Вот и давайте все вместе поднимать ее, кто как может.
Яна Нагайчук в Святогорске Донецкой области пять лет работала мастерицей маникюра. Открыла свой салон «Орхидея».
— Ко мне приезжали клиенты даже из ближних городов, ведь я добросовестно и с креативностью выполняла свою работу, — делится Яна Нагайчук. — Она для меня была важной частью жизни, вдохновением. Дала возможность работать у себя и еще нескольким женщинам. Но война поломала все планы. Коллеги выехали…
В десяти километрах от нас враги начали стирать с лица земли Изюм и Рубежное. Для себя приняли решение, что студия и дом не так дороги, как жизнь детей. Поэтому с мужем, 11-летней дочерью и 6-летним сыном мы решили бежать. Я забежала на работу, взяла с собой материалы и инструменты для маникюра. Муж сквозь слезы смеялся, когда я все грузила в машину. Сначала ночевали в Днепре, в Кременчуге, но постоянные сирены нас морально и физически добивали. Мы просто открыли карту и интуитивно решили, что лучше остановиться в Винницкой области.
Поскольку муж работал региональным менеджером, он довольно быстро нашел людей в Жмеринке, которые бесплатно дали нам свой дом для проживания. Я думала, что таких добрых людей уже нет, но есть, это трогает до слез. Возможно, судьба так отблагодарила, ведь в 2014 году мы с родителями тоже принимали беженцев у себя и знаем, как это — бежать от войны.
Уже на следующий день по приезде начали обсуждать вопросы работы. Мы для себя решили — принципиально никуда не едем в Европу, хотим жить в родной Украине и работать на ее благо! А что я лучше всего умею делать? Маникюр. Потому начала все с нуля. Девушка Ольга, которая помогла с жильем, обратилась в местные издания. Те опубликовали объявления, какие я предоставляю услуги. А местные владельцы салона предоставили рабочее место, без арендной платы, только расходы за свет. И мне сразу начали писать люди, у меня уже есть первые клиенты, чему невероятно рада.
Кто знает, может в моем творчестве прибавится патриотических нейл-работ. Тем, кто оказался в таком же, как я, положении, советую брать себя в руки, настроиться на положительную сторону и стучать во все двери. Вам точно откроют. Выходите в люди, общайтесь, знакомьтесь, можно пойти и в центр занятости, там тоже могут что-нибудь подсказать. Не бойтесь пробовать что-то новое или начать заново свое дело, думайте о хорошем — и мечты точно сбудутся.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что предлагают беженцам из Украины в разных странах ЕС: жилье, работа и социальные гарантии .