Если наказывать ребенка многим родителям тяжело психологически, особенно в условиях войны, то похвалы взрослые обычно раздают без колебаний. Однако похвалой тоже можно навредить. Как нужно хвалить ребенка, чтобы поддержать его, внушить ощущение собственной ценности и при этом не сделать его зависимым от постоянного одобрения, рассказала психолог Светлана Ройз.
— Я люблю слово «молодец» и часто думаю, как сделать так, чтобы «я молодец!» звучало силой внутри нас, а не постоянным вопросом — в глазах детей и взрослых, — говорит Светлана Ройз. — Чтобы наша похвала не стала своеобразной несущей стеной для самооценки. Нам важно помнить, что и награды, и наказания со временем снижают мотивацию. Но именно сейчас мы все нуждаемся во внимании к наименьшим нашим победам, нам очень нужно понимание, что мы хоть какое-то действие смогли завершить, что-то проконтролировать, что мы можем быть успешными — даже в сложных условиях. И вы сами видите, как сейчас дети нуждаются в обратной связи от нас.
Самооценку нельзя повысить извне. Все наклейки, подарки, оценки, похвалы, лакомства имеют временный эффект. И при этом формируют зависимость. А у ребенка/взрослого так и не появляется стойкая уверенность в своих силах. И каждый раз приходится снова и снова учиться «присваивать» себе результат. Я часто замечала: когда расхваливаешь человека, говоришь, какой же он молодчина, умница и так далее, он вроде нарочно пытается опровергнуть эти слова, словно сомневаясь в их искренности.
Основной принцип — это не только говорить слова «молодец», «умница», но быть искренним и фокусировать внимание на конкретике, на том, что мы хвалим-отмечаем и за что. По сути, это и дает чувство значимости, ценности проделанного. Если мы подчеркиваем ценность, а дальше начинаем следующую фразу с частицы НО — это обесценивает все сказанное ранее.
Разница в похвале и поддержке: поддержка становится внутренней силой. Похвала — временной опорой. И еще — когда, благодаря человека, не просто говоришь «спасибо», а указываешь, за что именно ты ему благодарен, сама благодарность становится более чистосердечной, а потому более значимой и ценной.
Нам всем сейчас очень сложно. И для меня лично очень важно, что за эти почти два страшных месяца я почувствовала больше близости и поддержки.
Читайте также: «Услышала сирену — время играть в прятки»: психолог рассказала, как помочь детям пережить войну
Специалист приводит несколько примеров:
Похвала: «Молодец! Я горжусь тобой! Хороший мальчик/девочка».
Поддержка: акцентируем на том, что именно «мы поддерживаем», нам важно назвать то, что мы считаем самым ценным.
Ребенок: «Я красиво нарисовал/нарисовала?»
Похвала: «Какой великолепный (красивый, талантливый и прочее) рисунок!»
Поддержка: «Какие яркие цвета! На рисунке и солнце, и радуга, и окошки в домике видны! А это, похоже, собака на улице! Тебе нравится рисовать, да? Это чувствуется сразу!»
(Ребенок, чувствуя поддержку, начинает восторженно рассказывать о том, что нарисовал, что ему удалось, а что далось тяжело, делится своими планами и так далее. А когда мы его только хвалим, у него остается ощущение некоторого недовольства, ребенок может даже неожиданно оказать сопротивление похвале.)
Ребёнок: «Я сегодня получила 12 баллов по математике».
Похвала: «Ты у нас гений!»
Поддержка: «Ты так много учился (как вариант — «тебе интересная математика»; «ты решил все примеры», «а что было самым сложным?», «Тебе было сложно, все отвлекало — и даже в таких условиях ты справился») .
Теперь варианты с НО :
«Ты так удивительно хорошо справился с заданием! Молодец, но сделал не совсем аккуратно».
Вариант поддержки без НО: «Все цифры/буквы на странице стройны, как деревья в лесу. А вот эти — словно ветер наклонил. А тут лужа после дождя? Давай вытирать?»
«Ты собрал игрушки, молодец, но не мог бы это делать быстрее?»
Вариант поддержки без НО: «О! Игрушки были собраны со скоростью спортсмена-супергероя! Еще несколько минут — и ты бы установил новый мировой рекорд!»
Ранее кризисный психолог Галина Алексеенко рассказала, как помочь ребенку адаптироваться в условиях эвакуации.