Происшествия

Прибывая в умань, чтобы отпраздновать еврейский новый год вместе с цадиком нахманом, брацлавские хасиды падают на колени, целуют землю, неистово молятся… Поют и танцуют

0:00 — 18 сентября 2007 eye 1097

Молитвами и послушанием приблизившись к Учителю, паломники надеются: их благословит сам Всевышний, не обделит здоровьем, отпустит грехи, поможет успешному продвижению бизнеса

На Рош-Гашана — еврейский Новый год — в Умани пошел дождь. Несказанно обрадовались этому более двадцати тысяч брацлавских хасидов, традиционно собравшихся у могилы своего Учителя Раби Нахмана, чтобы вместе с ним отметить Новый, 5768, год. Дождь для них в этот день — все равно что для нас снег 31 декабря. Но главное, утверждают хасиды, приверженцы одной из ветвей иудаизма, великий цадик (на иврите «цадик» означает «праведник») посылает им с небес знак, что видит: его последователи и ученики рядом с ним…

«Я схвачу тебя за пейсы и вытяну из ада, какие бы плохие дела ты не совершил!»

«Когда прибываешь на мою могилу, даешь милостыню в мою пользу и произносишь десять глав Псалмов (имеются в виду Псалмы написанного цадиком труда «Тикун Аклали».  — Авт. ), тогда я схвачу тебя за пейсы и вытяну из ада, какие бы плохие дела ты не совершил!» — пообещал Раби Нахман своим ученикам и последователям. И вот уже почти двести лет на Рош-Гашана они съезжаются к его могиле, чтобы вознести молитву Всевышнему и очиститься от грехов. Многие паломники, прибыв в Умань, падают на колени и целуют землю. Неистовыми молитвами, веселыми песнями, зажигательными танцами с непрерывным хлопаньем в ладоши паломники выражают свою радость воссоединения с великим Нахманом. На их праздничном столе — яблоки, мед, булочки, множество вкусных рыбных, мясных и других яств…

Любопытно, что за несколько дней до Рош-Гашана в Умань приезжают женщины-хасидки, а вот на сам праздник разрешено оставаться только мужчинам. Ведь именно мужчины старательно изучают Тору (это считается мужским занятием) и, конечно же, отращивают пейсы. Женщин же, по религиозным канонам хасидов, следует стричь наголо. Пока мужчины молитвой и послушанием стараются приблизиться к цадику, жены воспитывают детей — в семьях их по 8-10. В большинстве своем хасиды бедные, живут за счет общины и социального обеспечения.

- Брацлавских хасидов не смущает, что их Раби мертв, они все равно любят его, остаются преданными ему, — рассказывает краевед из местечка Брацлав Винницкой области Ефим Цирюльников.  — Они даже и не пытаются избрать преемника, считая, что никому из последователей и учеников цадика Нахмана не удалось достичь такой святости и благочестия, каких достиг он сам. Паломники считают, что их цадик — чудотворец и пророк, поэтому и идут к нему за спасением, помощью, благословением. Делясь с цадиком житейскими проблемами, просят его заступиться за них, чтобы послал исцеление калекам и прозрение слепым, также просят здоровья для себя и детей. Еще молятся за то, чтобы воцарился мир в каждом сердце — тогда прекратятся войны и хаос, интересуются, можно ли купить лавку, стоит ли бросить бизнес, не приносящий ожидаемых доходов. Передают ему просьбы друзей, родственников, которые не смогли приехать в Умань на Рош-Гашана. Хасиды утверждают, что после вдохновенного общения со святым многие из них исцелились или продвинулись в бизнесе.

Примечательно, что многие паломники-хасиды до или после Рош-Гашана приезжают и к нам в Брацлав, где цадик Нахман прожил восемь лет и где похоронен его любимый ученик Натан. Также с удовольствием направляются в Меджибож Хмельницкой области, где жил основатель хасидизма Исраэль Баал Шем Това, прадед великого Нахмана. Хасиды любят рассказывать, как Раби Нахман, заболев туберкулезом, завещал похоронить себя на еврейском кладбище в Умани, рядом с душами святых мучеников Колиивщины, которые блуждали по земле без искупления. В то время евреев и поляков убивали тысячами.

В этом году в Умань прибыли около двадцати тысяч хасидов из Израиля, России, США, Канады, Германии, Франции, Великобритании, Австралии, Туниса, а также Польши, Венгрии, Чехии и некоторых других стран. Большинство прилетели чартерными авиарейсами, а некоторые — обыкновенными пассажирскими. Поскольку лишь израильтяне въезжают к нам с визами, а со многими другими странами — безвизовый режим, сосчитать прибывших на праздник хасидов невозможно…

«Как-то угостил хасидов самогоночкой, и теперь их праздничный стол без этого напитка не обходится»

Так называемая зона временного пребывания паломников-хасидов рядом с храмом-пантеоном Раби Нахмана напоминает еврейский квартал, в котором беспрерывно движется поток людей в черных сюртуках и ермолках, в праздничных белых одеждах, шляпах или дорогих меховых шапках-штраймлах, поверх которых завязаны целлофановые пакеты, чтобы их не повредил дождь. Одни сидят прямо на асфальте с чашкой кофе, другие пишут записки цадику, третьи оживленно беседуют, рассматривая выставленный торговцами-хасидами в палатках товар. Маленькая Тора стоит здесь 20 долларов, большая с иллюстрациями 70 долларов, диск с музыкой — 17, металлические браслеты — по 15-20.

А вот на нашем базарчике, примкнувшем к «хасидскому кварталу», денежной единицей становится «ван доллар». Впрочем, как утверждают некоторые бабушки, торгующие дарами своих садов и огородов, они приехали сюда не столько ради того, чтобы заработать, а прежде всего, чтобы увидеть необычных гостей, пообщаться с ними.

«Ван доллар» стоит килограмм яблок или груш, картофеля, моркови или помидоров, огурцов. Охотно покупают паломники тыквенные семечки, объясняя, что это символ денег, а также фасоль, орехи. За доллар можно приобрести литровую бутылку минералки или маленькую «колу», а также десяток спичечных коробков и самую простую зажигалку. Паломники активно раскупают и предметы первой необходимости, и сувениры. Бойкая торговля меховыми шапками-ушанками. Интересуются лисьими шкурками, армейской и флотской формой времен Советского Союза. Торгующие тут уже не один год продавцы уверены: к концу праздников гости разметут с прилавков все! Ведь каждый из них хочет привезти домой из «святой земли» подарки родным. Интересно, что торгуют в основном мужчины. В это время женщины прячутся за палаткой и подсказывают им цены. В дни Рош-Гашана хасиды избегают общаться с женщинами, ведь, согласно их религиозным канонам, это может привести к тому, что все их усилия на пути избавления от грехов окажутся напрасными. Оказывается, во время праздника о женщинах даже говорить не принято — они напоминают хасидам о греховном…

За последние 19 лет паломничества местные жители пытаются понять чужестранцев с длинными пейсами и бородами, но признаются, что это не всегда им удается.

- Какие же эти хасиды хитрющие! — улыбается пенсионерка Татьяна Ивановна.  — Вот за несколько дней до Рош-Гашана пришли ко мне пятеро, интересуются, сколько стоит снять жилье. Я и черкнула им на листике бумаги. Они переглянулись, что-то сказали по-своему. Затем один неожиданно как заведет нашу «Калинку-малинку», и тут же все дружно, как по команде, пустились в пляс. И меня, старую, как красну девицу, стали кружить в танце. А я ведь уже сто лет не танцевала. Еле отдышалась. В общем, таким образом цену на жилье им удалось снизить. Зато я так подружилась с гостями! Вот приготовят они какое-то кошерное блюдо и зовут меня отведать его. Как-то купили огромную рыбину на рынке за 130 гривен, стушили. Вкуснотища, косточек даже не чувствуется! Пообещали мне рецепт этого блюда. А я их своими помидорами с огорода угощаю, они мне тут же доллар сунут. Пытаюсь объяснить, что денег не надо, ведь я от души. Не понимают. А еще в Рош-Гашана все время вспоминаю неунывающую компанию брацлавских хасидов из Израиля — на протяжении нескольких лет они останавливались у меня. Жаловались, мол, у нас война. Когда после праздника уезжали из Умани, плакали. Говорили: будем живы — свидимся! Не приезжают. Живы ли?

- Обычно хасиды приезжают в Умань за три-четыре дня до Рош-Гашана, и к этому времени жилье для них готово, — объясняет житель Умани Виктор.  — Мы выносим из своих домов телевизор, мебель, ковры, также снимаем картины, ведь стены комнат они завешивают портретами своих праведников. Сами уходим в сараи и гаражи. Привыкли уже к тому, что в комнатах, где они живут, должно круглосуточно быть электричество, газ, что им нельзя нажимать кнопки лифта, фотографироваться. Поэтому и остаемся возле дома, чтобы следить за порядком. Во дворе сооружаем шатер — уж очень любят они ужинать на свежем воздухе, да еще и под нашу самогоночку! Как-то угостил «своих» хасидов сорокаградусной, и теперь их праздничный стол без нее никак не обходится. Вот только осушили бутылочку и вновь просят: «Виктория!» Викторией, то есть победой, они называют самогонку…

- Они такие же, как и мы, вот только религия у них другая, — говорит еще один местный житель.  — Жаль, что многие уманчане затягивающуюся на несколько дней «хасидизацию» Умани воспринимают только как возможность заработать. Дескать, не объегоришь хасида на деньги, значит, он «сделает» тебя. Нам бы хоть капельку их сильной веры, благодаря которой они за тридевять земель приезжают на могилу к своему цадику. Может, жили бы лучше…

Зарабатывают на хасидах и стар и млад. Так, провести вновь прибывших по указанному ими адресу стоит от двух до пяти долларов. Два доллара можно выручить и за поход за продуктами в магазин или на рынок. Столько же стоит и небольшой перевод с английского, когда паломник хочет понять хозяина. По 5-10 долларов зарабатывают владельцы тачек — они перевозят горы сумок и коробок к месту жительства паломников. Но, пожалуй, самый выгодный бизнес уманчан во время Рош-Гашана — сдача жилья внаем.

За вырученные от сдачи жилья паломникам деньги местные жители расплачиваются с долгами и погашают кредиты, а те, у кого прибыли ощутимее, возводят новые дома. Свежая копейка, говорят, никогда не помешает. Любопытно, что во время паломничества в съемные квартиры поселяются и бедные, и состоятельные хасиды группами по 10-20 человек. И вовсе не для того, чтобы сэкономить, а по религиозным убеждениям. Количество мужчин для молитвы должно быть не менее десяти, к тому же, если десятым привлечь больного, он обязательно выздоровеет!

На выделенные паломниками средства в «хасидском микрорайоне» Умани сооружен водопровод и проведено освещение улиц

Нелегкую службу по охране и поддержанию правопорядка и безопасности в этом микрорайоне Умани несут правоохранители. А помогают им израильские полицейские. Бывает, приходится разбираться с бытовыми конфликтами, когда некоторые паломники отказываются платить за проживание в наемных квартирах или догонять вора, унесшего что-либо с торгового прилавка. Но чаще вынуждены исследовать содержимое брошенных паломниками сумок на предмет того, не спрятаны ли в них взрывчатые вещества. Дело в том, что, прибыв к храму-пантеону, паломники тут же спешат к могиле цадика, чтобы помолиться, а свой багаж бросают где попало и без присмотра. Эти-то вызывающие подозрения «ничейные» сумки и вынуждены исследовать взрывотехники. Кроме того, во время праздника территорию хасидского городка надежно охраняют милицейские кордоны — для проживающих в этом микрорайоне уманчан вход по пропускам.

- Пожалуй, в Украине нет больше ни одного города, в который одновременно съезжается такое огромное количество иностранцев, — говорит советник городского головы Умани Светлана Липинская.  — Наш город уже не в состоянии выдержать такого нашествия! Умани нужны современные автомобили для перевозки паломников, техника для уборки мусора, разбитые дороги необходимо ремонтировать. Но средств на это нет. Умани необходима поддержка на государственном уровне!

Хасиды немного помогают городу. В микрорайоне, где они временно пребывают, на выделенные ими средства сооружен водопровод, проведено освещение улиц, также они подарили медицинское оборудование для больницы, хоть ее услугами практически не пользуются. Значительное количество денег — около 1,5 миллиона гривен — ежегодно получают те, кто оказывает им услуги — по предоставлению жилья, перевозке и т. д. Но, увы, налоги в городскую казну от этих заработков поступают копеечные.

Историю не перепишешь — в советские времена хасиды приезжали к могиле цадика Нахмана помолиться в Рош-Гашана под покровом ночи, пряча пейсы под шапками и переодевшись в гражданскую одежду. Их отлавливали, сажали в ГУЛАГи. А они все равно ехали, утверждая, что больше боятся не поехать к цадику, чем поехать. Ведь, прибыв к могиле святого, они выполняли его завещание. Благодаря своим мужественным дедам и прадедам нынешнее поколение брацлавских хасидов не потеряло могилу цадика Нахмана…