В элитных киевских Липках из-за конфликтов коренных киевлян с застройщиками звучат выстрелы и льется кровь Два года назад «ФАКТЫ» рассказывали о самой дорогой из выставленных на продажу столичных квартир — трехэтажных десятикомнатных апартаментах с собственным лифтом и шестью ванными в элитных Липках. За нее хозяева просили 11 с половиной миллионов долларов. Спустя два года эта квартира в доме по улице Институтской, 15/5 все еще не продана. И не потому, что в стране резко уменьшилось количество богатых людей. Просто в связи со строительством трехэтажной надстройки над памятником архитектуры, творением знаменитого зодчего Каракиса, которым является этот дом по Институтской, уж который год продолжается скандал, недавно разразившийся даже стрельбой.
Как рассказал «ФАКТАМ» председатель домового комитета этого дома Александр Ластовченко, еще в 1998 году было создано объединение собственников здания. Чем и воспользовался некий Олег Бондаренко, снимавший одну из квартир, расположенных на пятом этаже. Не теряя времени даром, он сфальсифицировал в том же 1998 году письмо в АК «Киевгорстрой» о том, что «объединение собственников многоквартирного дома по улице Институтской, 15/5 «Парламент» дает свое согласие на переоборудование чердака и замену крыши на мансардные этажи, предназначенные для жилых и нежилых помещений». Подписал письмо председатель правления объединения О. Бондаренко. То, что документы по созданию объединения «Парламент» были сфальсифицированы, позже установил суд, признавший его регистрацию недействительной. Тем не менее подделка стала первым звеном в цепи незаконных решений, результатом которых было строительство уже даже не мансарды, а целых трех этажей. И это при том, что жильцы дома все время протестовали против строительства, находя поддержку в различных инстанциях, в частности в Печерской райгосадминистрации, предупреждавшей строителей, что по закону возведение надстройки возможно только при обязательном предварительном согласовании с жильцами дома. При этом, кстати, речь шла о надстройке всего двух этажей.
Увы, отсутствие такого согласования не стало препятствием для строительства дополнительных не только двух, но и трех этажей.
Многомиллионные новые помещения строились, а квартиры под ними заливало водой (дом-то долгое время стоял без крыши), по стенам пошли трещины, во многих квартирах «накрылся» новехонький евроремонт, а загазованность и шум в квартирах из-за работающей строительной техники превышала все допустимые нормы.
Несколько раз строительство приостанавливали, и в какой-то момент (видимо, из опасений того, что закон может восторжествовать) в объявлении о продаже 10-комнатных апартаментов появилась оговорка: мол, возможна продажа не трех-, а двухэтажной квартиры и уже не за 11 с половиной, а «всего» за 7 миллионов долларов.
Год назад Печерский районный суд столицы признал строительство незаконным, а другой суд отказал Бондаренко в праве на шестую часть надстройки. Но к этому времени все три этажа уже возвышались, нарушая гармонию творения Каракиса. Однако использовать их по своему усмотрению так называемые инвесторы уже не могут. А они-то рассчитывали на немалую прибыль, ведь себестоимость мансарды, выставленной на продажу за 11,5 миллиона долларов, раз в десять ниже. Поневоле занервничаешь.
- В помещении были только сотрудница и секретарь домового комитета, которая попыталась прочитать переданный документ, — рассказывает заместитель руководителя домового комитета юрист Сергей Глазьев. — Внезапно Бондаренко ударил секретаря домкома по голове сумкой, в которой лежало что-то тяжелое. Досталось и начальнику департамента охраны общественного порядка «Украинской службы спасения» Андрею Полищуку, обсуждавшему с членами домкома, как обеспечить безопасность жильцов. Ему удалось вытолкнуть Бондаренко из помещения и захлопнуть за ним дверь. В это время я заходил в офис, и Бондаренко выстрелил мне в спину четыре раза с двухметрового расстояния из пистолета с резиновыми пулями. Меня увезли в больницу и прооперировали. И сейчас еще чувствую себя плохо, хожу на перевязки. А Бондаренко тогда же задержала милиция. Он ведь и раньше угрожал жильцам нашего дома физической расправой, а теперь, получается, перешел к действиям.
Как рассказал «ФАКТАМ» следователь Печерского райуправления МВД Украины в Киеве Игорь Посвистак, против Олега Бондаренко возбуждено уголовное дело по статье Уголовного кодекса Украины «хулиганство», однако сейчас обвиняемый находится на подписке о невыезде. Правда, по вызову следователя, утверждает Игорь Посвистак, он является исправно.
Огромные цены на столичные землю и недвижимость сыграли плохую службу коренным киевлянам, живущим в центральных районах. Если над головой одних «счастливчиков» возводят, по сути, целые дома, грозящие разрушением их квартир и уродливым искажением внешнего вида зданий, то другие рискуют, однажды проснувшись, вообще не выйти на улицу, как это происходит с жильцами другого дома в тех же Липках — уже по улице Городецкого, 4, тоже памятнике архитектуры. В СМИ сообщалось о недавнем побоище на столичных Березняках, где наемники, спортивного сложения парни, избивали стариков и женщин, пытавшихся воспрепятствовать строительству в их дворе очередной многоэтажки. После этого чудовищного инцидента десять человек попали в больницы, причем несколько из них — в тяжелом состоянии. Милиция возбудила уголовное дело, пятеро нападавших и организатор были арестованы. Вмешался и городской голова Леонид Черновецкий, после чего Киевсовет даже отменил разрешение на застройку. Правда, на днях Апелляционный суд столицы освободил всех шестерых арестованных, а дело, возбужденное против наемников и организатора побоища, ранее трижды имевшего проблемы с законом — за убийство милиционера, неуплату налогов и незаконные посевы мака, — закрыл. Самих же наемников освободил из-под стражи. Что тут скажешь?
Во дворе дома на Городецкого, 4 тоже несколько лет идет война, сторонами в которой выступают банда наемных молодчиков и жители дома. Они установили во дворе круглосуточное дежурство и отгородились от улицы металлической оградой. Охраняет жильцов и пост милиции, участковые, а время от времени, практически ежедневно, подъезжает автомобиль патрульно-постовой службы милиции Печерского района. Правда, похоже, молодчикам на милицию наплевать.
Этот конфликт длится с 2001 года, когда в Киеве происходила реорганизация и укрупнение городских районов.
- Когда Старокиевского района уже не существовало (сейчас территория дома принадлежит Печерскому), бывший председатель Фонда приватизации коммунальной собственности Старокиевского района Игорь Шуляк выдал ООО «Николаевское» свидетельство о собственности на подвал дома, — рассказывает «ФАКТАМ» председатель домкома Георгий Финин. — О том, что реально приватизации не было и деньги за нее не платились, нам позже подтвердили и в Фонде приватизации коммунальной собственности Печерского района, и в Генеральной прокуратуре Украины. По фактам превышения власти и служебных полномочий должностных лиц Фонда приватизации, а также служебной подделки возбуждено уголовное дело, которое почему-то вот уже четыре года расследует прокуратура города.
Цена квадратного метра в этом доме — 6200-6300 долларов, а сам подвал в 2004 году захватившая его компания пыталась продать за полмиллиона долларов. За эту вот «упущенную выгоду» и идет война с жильцами, причем «инвесторы» угрожают захватить не только подземелье, но и весь подъезд. Бывший директор ООО «Николаевское» делился с жильцами дома своими планами углубить подвал и сделать в нем казино. Этого они и боятся, зная, что в одном из домов на Крещатике подобное уже произошло. Там сначала был приватизирован подвал, потом подъезд, в лифтовой шахте поставили вытяжку — и заработало кафе. А жильцы злосчастного подъезда вынуждены с тех пор добираться к своим квартирам из соседнего подъезда. Кроме того, кто из киевлян не помнит, как пару лет назад обвалился фасад дома Ь 37 по улице Красноармейской. Правда, мало кто знает причину обвала — оказывается, в этом доме тоже углубляли приватизированный подвал, на что проект здания рассчитан не был.
Домовой комитет дома по Городецкого, 4 выиграл у так называемых собственников подземелья уже два круга судов, но это их не останавливает.
- Регулярно, хоть и в разное время, около 20 возбужденных алкоголем и наркотиками молодчиков, не обращая внимания на милицейский пост, пытаются проникнуть в подвал, который мы закрыли железной дверью, — рассказывает Лариса Иващук, живущая в четвертом подъезде. — Я сама видела, как они запивали что-то водкой перед тем, как перелазить через нашу ограду. Во главе с учредителями ООО «Николаевское», по нашему общему мнению подставными, в один из последних разов, в августе, они пришли с «болгаркой». Заблокировали подъезды, оттолкнули офицера милиции и стали резать дверь. Мне удалось вырваться из своего подъезда, и я в одиночку пыталась остановить их. Тогда один из них начал водить работающей «болгаркой» у меня перед лицом. Вдоль и поперек. «С какого места тебя резать будем?» — спросил меня, ухмыляясь, бандитской наружности парень. Я похолодела от ужаса. Потом несколько человек избили и меня, и подоспевших соседей, в основном, пожилых женщин. Убежали они, только когда по нашему вызову подъехала патрульная милицейская машина. За длительное время конфликта мы уже изучили каждого из них, прекрасно знаем их фамилии. После того случая все соседи сняли побои и написали заявления в Печерское райуправление милиции. Однако захватчики приходили после этого еще несколько раз. Кстати, о наших судьях и милиции сейчас всякое говорят. Но мы хотим их поблагодарить. Не знаю, что бы со всеми нами было, если бы не милиция, вставшая на нашу защиту, и не судьи Печерского суда, вынесшие справедливое решение. Нападают-то на нас страшные люди — посмотрели бы вы в их глаза.
Однако в Центре общественных связей столичной милиции «ФАКТАМ» рассказали, что уголовное дело по фактам избиения жителей дома не возбуждалось — печерская милиция не нашла для этого оснований. Выходит, она защищает только до какого-то, только ей известного, предела? Кстати, совсем недавно во время очередной попытки проникновения в подвал директор ООО «Николаевское» Николай Савчук, перелезая через забор, прыгнул прямо на сотрудника Печерского райуправления милиции и разорвал ему рубашку. Тот находился «при исполнении» и был вынужден написать рапорт о нападении собственному начальству. Интересно, этот рапорт тоже не станет основанием для того, чтобы на налетчиков всерьез обратили внимание?
Раньше бытовало выражение «тихий центр», поселиться в котором мечтал каждый. Ведь жителям этого «тихого центра», по определению, гарантировались тишина, покой и защита. Вы заметили, что такое понятие в последнее время исчезло даже из объявлений о продаже недвижимости? Тишину и покой в столице теперь не гарантирует даже район проживания