Политика

Тарас залесский: «пива выпили они немало. Потом принялись за водку… Потом выпили литр коньяка и литр виски… »

0:00 — 20 сентября 2007 eye 768

Участник ужина 5 сентября 2004 года, во время которого якобы был отравлен диоксином Виктор Ющенко, отрицает свою причастность к этому преступлению и скрывается за границей

Три года прошло с момента отравления тогда еще кандидата в президенты Украины Виктора Ющенко. Тем не менее до сих пор так и не поставлена точка в одном из нашумевших дел последнего времени. Следствие продолжается, и когда оно завершится, сейчас сказать трудно. Правда, не так давно сам Виктор Ющенко на встрече с зарубежными журналистами заявил, что в его отравлении во время ужина на даче первого заместителя председателя СБУ Владимира Сацюка виновны три человека, которые сейчас находятся за пределами Украины. По словам главы государства — в России. Хотя он и не назвал имен, газета «Сегодня» упоминает о Владимире Сацюке, его помощнике в бытность Сацюка народным депутатом Тарасе Залесском и некоем Алексее Политухе. Газета «Сегодня» встретилась с одним из них — Тарасом Залесским, который сейчас действительно находится за пределами Украины. Но не в России, а в Турции — в Стамбуле. Он и рассказал все подробности того памятного вечера 5 сентября 2004 года, который лег в основу громкого скандала с отравлением известного политика.

«Накрыли стол в беседке, я в этом не участвовал, поставили раков и холодную закуску — рыбу, сало, мясо, кур и многое другое, — стол ломился»

«Как-то я познакомился с поваром-узбеком. Сказал об этом Сацюку и предложил попробовать его стряпню. Повар приготовил свои блюда, получилось вкусно. Было это в 2003 году, — рассказал «Сегодня» Тарас Залесский предысторию появления блюд на столе, за которым ужинали 5 сентября 2004 года на даче Владимира Сацюка в Осокорках Виктор Ющенко и тогдашний глава СБУ Игорь Смешко.  — Потом этот повар часто ездил к Владимиру Николаевичу, когда тот звал гостей. Позже этот повар взял себе в помощники брата. Обычно все происходило так: мы встречались у Бессарабского рынка, повара выбирали нужные продукты, ехали на дачу и там готовили. Бывало и два, и три раза в неделю. Так было и в тот раз (5 сентября 2004 года.  — Ред. ). Сацюк позвонил мне в первой половине дня, попросил привезти поваров, сказал, будут гости. Но кто именно, не говорил, как, впрочем, и всегда — он никогда не ставил меня в известность о личностях гостей. На сей раз сказал, мол, шашлык не надо, а так все, как обычно. Я встретился с поварами, дал им деньги и уехал. На дачу с продуктами они ехали сами, я прибыл позже. Сидел, ждал в гостевом доме, курил кальян… Кроме нас с поварами, там было еще, как и обычно, много народу — управдом, охранники, водители… Позже, кажется, подъехал Владимир Николаевич (Сацюк.  — Ред. ), мы с ним пообщались. Словом, все было как всегда. Где-то после 22 часов приехал глава СБУ Игорь Смешко (о том, что он приедет, я тоже не знал). Уже были готовы раки и холодные закуски, которые готовила повариха. Накрыли стол в беседке, я в этом не участвовал, поставили раков и холодную закуску — рыбу, сало, мясо, кур и многое другое, — стол ломился».

Потом, по словам Тараса Залесского, на дачу к Сацюку приехали Виктор Ющенко с Давидом Жванией. Как сказал Залесский «Сегодня», Виктор Ющенко «уже был подшофе». «Он поздоровался со мной, сказал: «О, який гарний козак!» — и сел. Затем сели остальные. Разобрали огромное блюдо с горой раков, я им наливал пиво из бутылок, которые брал в холодильнике. Поскольку я не официант, то не запоминал, кому какое лил, мог потом и марки перепутать. Короче, пива выпили они немало. Раков съели и принялись за водку. Я ее тоже наливал, никуда со своего места не отлучался. О чем они говорили, я вам пересказывать не буду, скажу одно: было понятно, что сидят четыре мужика, явно расположенные друг к другу. Конечно, цепляли и политику, но без особой конкретики. Говорили ли о женщинах? Ну, скажем так: не помню!»

«Один из узбеков по моей команде остался, он накладывал плов в тарелки, я их брал и ставил на главный стол перед гостями»

Когда компания перешла на водку, то, по утверждению Тараса Залесского, «встал вопрос о горячем блюде. Был предложен выбор: есть шурпа, плов, голубцы, картошка, самса (пирожки с бараньим мясом). Решили, что шурпу не надо, а плов и пирожки  — давай. Выбор сделали гости, то есть Ющенко со Жванией. Кто именно, честно, не запомнил. Я, не сходя с места, крикнул узбекам, мол, несите плов. Они и принесли его из кухни. А может, нес управдом с одним из узбеков, не помню. Казан, весьма приличный по размерам, поставили на маленький столик». И здесь Тарас Залесский поясняет, почему казан стоял отдельно, а не на столе, что, кстати, вменяется ему в вину. Дескать, именно тот факт, что казан стоял не на столе, позволил подмешать в тарелку с пловом для Виктора Андреевича диоксин. Тарас Залесский категорически это отрицает. «Представьте себе изысканный стол, заставленный едой и дорогой посудой, — и здоровенный закопченный казан посредине! А уважаемые гости ковыряются там ложками, накладывая себе… И общаются, глядя друг на друга через котел… На этом же столике стояли стопки тарелок. На другом столике были бокалы, вилки, ложки»,- рассказал «Сегодня» Залесский. Он утверждает, что накладывал плов в тарелки не сам: «Один из узбеков по моей команде остался, он накладывал плов в тарелки, я их брал и ставил на главный стол перед гостями».

После чего сам Тарас Залесский «продолжал наливать, наливать, наливать» гостям. Он вспомнил и слова Виктора Ющенко, который обратился к нему с просьбой: «Тарас, ти не наливай менi повну чарку, бо я звичний пити до дна». Но сам Тарас признался, что не выполнил эту просьбу Ющенко по простой причине: «А как не наливать полную, если он полную пьет?! Что, такому уважаемому гостю на дно плескать? В итоге две бутылки «Президентского стандарта» по 0,7 литра приговорили. Запили это дело узваром». Вечер закончился кофе и чаем, которые по просьбе Сацюка Залесский сделал для Ющенко и Жвании. «Они со Жванией сидели за небольшим десертным столиком. Напитки я сделал, принес, поставил». По словам Тараса Залесского, в конце встречи Виктор Ющенко и Игорь Смешко остались наедине. Жвания и Сацюк перешли в дом, где выпили еще по бутылке коньяка и виски.

Комментируя предположения о том, что он положил яд, который был якобы спрятан в рукаве, в тарелку Ющенко, когда нес ее от казана к столу, Тарас Залесский сказал: «Я помню, что было прохладно и на мне была рубашка с длинными рукавами, но рукава были закатаны до локтей! Это абсолютно точно! И пиджака на мне не было. Почему закатаны? Чтобы случайно манжетом не влезть в чье-то блюдо». Все события того вечера в деталях Тарас Залесский не единожды излагал на допросах в Генпрокуратуре, куда его вызывали и в 2004-м, и позже. Последний раз Генпрокуратуру он посетил в декабре 2007-го. Сейчас вынужден скрываться в Турции. «Раньше я считал, — сказал он «Сегодня», — что живу в стране, где действуют законы государства, а не прихоти Ющенко». Ведь в этом деле подозреваемым может «стать любой, в зависимости от политической ситуации и личных пожеланий Ющенко… ».

Подготовил Александр АРТАЗЕЙ, «ФАКТЫ»