Несмотря на стремительное повышение тарифов, качество жилищно-коммунальных услуг ухудшается На коммунальных предприятиях Украины изношено 80 процентов основных фондов, 33 процента сетей — в аварийном состоянии. Каждый третий дом нуждается в капитальном ремонте. Необходимо заменить около 40 процентов насосного оборудования, котлов и десятки тысяч лифтов. Такую информацию обнародовали в понедельник эксперты Блока Литвина, основываясь на собственных исследованиях и результатах проверок Генеральной прокуратуры Украины.
Невзирая на значительное повышение тарифов, качество жилищно- коммунальных услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Во многих населенных пунктах холодная вода подается всего несколько часов в сутки, а о горячей зачастую людям приходится только мечтать. Больше половины украинских городов с населением свыше 100 тысяч жителей обеспечиваются питьевой водой не круглосуточно, а по графику. К тому же ее качество вызывает серьезные опасения у санэпидемстанций. Есть также основания для беспокойства по поводу своевременного начала отопительного сезона и соответствия нормам подаваемого в батареи тепла.
По мнению Владимира Литвина, на данный момент жилищно-коммунальная сфера является одной из самых коррумпированных и монополизированных отраслей, поскольку в сфере ЖКХ зачастую задействованы коррупционные пирамиды, основанные на системе «откатов». В частности, в ходе проверки этой отрасли Генеральной прокуратурой были установлены многочисленные нарушения, которые привели к неправомочному и необоснованному повышению тарифов. Например, часто в тарифную сетку включали затраты, не предусмотренные законодательством: амортизационные отчисления, несуществующие рабочие места, дебиторскую задолженность, оплату налога на землю или на прибыль предприятия В некоторых случаях органы местного самоуправления не только завышали тарифы, но и противозаконно ограничивали социальную защиту льготников и малообеспеченных слоев населения — чернобыльцев, военнослужащих, ветеранов войны.
Широкое распространение получили чисто технические средства обмана людей. Например, сейчас средний уровень затрат водоканалов (испарение воды в хранилищах, протекание труб, несанкционированный водозабор) составляет около 40-50 процентов. Все это включается в тарифы. Однако в реальности эти затраты для коммунальных предприятий гораздо ниже. Водоканалы завышают потери воды, а неучтенный ресурс за отдельную плату получают коммерческие объекты — автомойки, супермаркеты, промышленные предприятия.
Похожую схему использует и большинство предприятий теплоэнергетики. Они «экономят» горючее, снижают температуру воды в батареях, а неизрасходованное топливо продают «налево». Неудивительно, что 20 процентов таких коммунальных предприятий, из года в год демонстрирующих колоссальные убытки, арендуются частными компаниями. При этом они тянут из бюджета серьезные средства, не только не нуждаясь в дотациях, но и представляя собой достаточно прибыльный бизнес.
Проанализировав ситуацию, Владимир Литвин на одной из встреч с гражданами заявил, что люди должны платить только за то, что они реально потребляют, по экономически обоснованным тарифам и в соответствии с доходами граждан. «Необходимо покончить с ситуацией, когда государство занимается рэкетом в сфере жилищно-коммунальных услуг. Налогоплательщики не должны содержать прорву «специалистов», которые ничего не сделали для улучшения качества услуг и развития коммунальной инфраструктуры. Почему люди обязаны платить за потери воды, регулярно текущей по улицам из дырявых труб, за потери газа, который «испаряется» в карманы коммунальных бизнесменов? Пора призвать к ответственности руководителей муниципальных предприятий, которые сетуют на свою убыточность, разъезжая на шикарных авто. Дорогие машины и дворцы куплены на деньги людей, вынужденных зимой обогревать свои квартиры с помощью газовых плит, а летом мучиться от отсутствия воды, — утверждает лидер Блока Литвина. — Крыша над головой, вода, свет и тепло необходимы каждому. Удовлетворение этих нужд гарантировано Конституцией Украины как неотъемлемое право граждан. Если государство собирает огромные налоги со всех видов экономической деятельности, оно по определению должно брать на себя серьезные обязательства по жилищно-коммунальному обеспечению».
Примечательно, что в ходе нынешней предвыборной кампании ее участники в основном только констатируют серьезные проблемы в сфере ЖКХ — в отличие от Блока Литвина, который предлагает конкретные шаги по их решению. Других же, судя по всему, больше интересует изменение Конституции для очередного перераспределения властных полномочий. Прежде всего, Блок Литвина предлагает установить жесткий контроль тарифов ЖКХ. Индекс повышения стоимости коммунальных услуг не должен превышать темпы увеличения реальных доходов населения. Во-вторых, необходимо срочно модернизировать инфраструктуру. Без этого все действия в сфере ЖКХ будут сводиться к ежегодному латанию многочисленных «дырок». В-третьих, Блок Литвина настаивает на полном независимом и публичном аудите деятельности всех структур, которые являются производителями и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
Политические силы, которые были представлены в досрочно утратившем полномочия парламенте, в течение полутора лет имели все возможности решить проблему. Или хотя бы начать ее решать, но увы Если после досрочных выборов расклад сил в Верховной Раде не изменится, останется только надеяться, что грядущая зима будет теплее предыдущей.