После того, как стало известно, что государственное предприятие «Артемсоль» (Соледар Донецкой области) с апреля остановило работу и вывезло весь запас соли, в Украине резко возрос спрос на эту продукцию и образовался дефицит.
Заместитель министра экономики Тарас Качка пояснил, что из 1,1 миллиона тонн, что «Артемсоль» произвела для внутреннего рынка в 2021 году, 907 тысяч тонн — промышленная соль, передает «Суспільне».
«На сегодняшний день я не слышал заявлений о том, что для какого-то предприятия жизненно невозможно работать. Техническая соль доступна на мировых рынках. Надо понимать, что достаточно много промышленных объектов, использующих соль, они сами сейчас… Вот, например, пятым по объемам клиентом „Артемсоли“ был мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, который сейчас уничтожен. Еще „Автодор“, которому соль нужна в зимний период. То есть у нас есть запас времени, чтобы сориентироваться», — пояснил он. Замминистра напрямую связывает исчезновение соли с прилавков и резкое повышение цен с сообщением об остановке госпредприятия.
Самая высокая цена, зафиксированная журналистами в регионах, — 55 гривен за полтора килограмма каменной соли вместо 20 гривен в Винницкой области. Заммэра города Андрей Очеретний говорил, что еще до остановки «Артемсоли» закупили 22 вагона соли и распространили по сетевым магазинам. Но как только соль появлялась в продаже, ее разбирали. Паника и ажиотаж привели к тому, что люди в начале апреля стали покупать втрое больше соли, чем в довоенное время. А на одесском «Привозе» у одной из продавщиц 500 килограммов соли купили за час. Кило стоило 40 гривен.
Хотя «Артемсоль» еще с советских времен была монополистом, в Украине есть другие месторождения соли. Одно из старейших месторождений солеварения — в Дрогобыче на Львовщине. Если до войны здесь производили до 22 тонн ежемесячно, то сейчас — до 55 тонн в месяц. Предприниматели могут и больше, но, чтобы увеличить добычу, нужно подводить газ, ставить новые большие ванны для вываривания, а это все средства.
Есть большие шахты в Солотвино в Закарпатье. Кстати, эту соль можно также использовать в медицинских и косметологических средствах. Но опять-таки нужно вложить деньги для модернизации производства.
Есть возможность импортировать соль из Польши, где есть одна линия месторождений, которая тянется из Прикарпатья. Есть соль и в Румынии.
В Министерстве экономики ситуацию с дефицитом соли в магазинах называют «классической паникой» потребителей. «После анонса, что „Артемсоль“ остановилась, спрос вырос в 30 раз. Но потребление не растет в 30 раз. Соответственно эта соль оседает у людей дома. Мы видим, что сети перестраиваются», — говорит Тарас Качка и добавляет, что сейчас ажиотаж уменьшается.
Ранее в Центре противодействия дезинформации заявляли, что в крупных сетевых супермаркетах остается запас соли в несколько тысяч тонн, и что в розничных магазинах и на рынках искусственно завышают цену, чтобы заработать.
Фото Pixabay