Украина

«Навязанное „гражданство“ рф не будет проблемой после победы Украины»: эксперт о выдаче паспортов на оккупированных территориях

15:56 — 6 июня 2022 eye 801

На днях путин подписали документ под названием «указ президента № 304 о внесении изменений в указ № 183 об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приёме в гражданство российской федерации в упрощённом порядке». То есть россия начала «прием в свое гражданство» жителей оккупированных ею в марте этого года частей Херсонской и Запорожской областей. Известный украинский экономист и кандидат юридических наук Алексей Плотников на портале Ассоциации реинтеграции Крыма попытался разобраться, что происходит.

«Вся суть «указа» в том, что перечень, установленный указом № 183 2019 года, расширяется, — отмечает Алексей Плотников. — Ранее «упрощенный порядок получения российского гражданства» был заявлен для Донецкой и Луганской областей, а теперь он касается также Херсонской и Запорожской областей. В свою очередь 183-й указ ссылается на восьмую часть 14-й статьи российского закона о гражданстве, согласно которой «иностранные граждане и лица без гражданства имеют право обратиться с заявлением о принятии в гражданство российской федерации в упрощенном порядке… Если указанные лица и лица без гражданства принадлежат к категории иностранных граждан и лиц без гражданства, определенных президентом российской федерации». Эта норма, появившаяся в законе в 2018 году, позволяет российскому руководителю по своему усмотрению определять любую категорию иностранцев в любом месте для упрощенного получения российского гражданства. Сначала этот механизм применили к украинским гражданам на оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей, а теперь распространили на новые оккупированные территории.

Деятельность эта — «паспортный экспансионизм» — началась не вчера. Российский закон о гражданстве в 2002 году предусмотрел возможность предоставления гражданства россии в упрощенном порядке всем гражданам бывшего СССР. Россия активно пользовалась этой возможностью, пропагандируя и выдавая свое гражданство всем желающим, в том числе в таких регионах, как оккупированная часть Молдовы, Абхазия, Южная Осетия, а также Крым до 2014 года. Долгое время в Украине не делалось почти ничего для противодействия такой «паспортной экспансии.» Разве что по украинскому законодательству лица, владевшие одновременно украинским и российским паспортом, считались исключительно гражданами Украины, а не россии, поскольку Конституция прямо запрещает двойное гражданство. Процесс радикально ускорился в феврале 2014 года, когда в Крым примчалась целая делегация российских парламентариев, пропагандировавших получение российских паспортов, намекая на дальнейший «референдум о статусе Крыма». Это происходило тогда, когда сама россия признавала Крым украинским". Конечно, после так называемого «референдума» и установления российского контроля одной из первоочередных задач государства-агрессора стало «формальное закрепление» за собой населения оккупированной территории".

В международном праве, по словам Алексея Плотникова, есть способ приобретения гражданства, который называемый «трансфертом».

«Он предусматривает автоматическое обретение гражданства всеми жителями определенной территории в случае изменения ее правового статуса. Наиболее близкий для нас пример здесь — автоматическое получение гражданства Украины практически всеми жителями бывшей УССР после провозглашения независимости нашего государства. В принципе, трансферт может применяться и при передаче части территории одного государства другому. Проблема с «крымским трансфертом» в том, что самого факта изменения правового статуса территории не было. Крым не стал частью россии, а остается территорией Украины, его статус не «российский», а оккупированный. Так же оккупированными россией являются части Донецкой и Луганской областей, где «выдача российского гражданства в упрощенном порядке» началась в 2019 году, и части Запорожской и Херсонской областей, где она началась в 2022 году. Разница с Крымом заключается в «правовом основании» обретения «гражданства». В Крыму это якобы фейковый «трансферт», по которому якобы «гражданство лицо приобретает автоматически, если не заявит об отказе от него». На других оккупированных территориях Украины фейкового «трансферта» не происходит. Формально якобы происходит «добровольное вступление в гражданство россии лиц» якобы «по их собственному желанию». Это больше напоминает российскую «паспортизацию» в оккупированных частях Молдовы и Грузии, а также в Крыму до 2014 года, чем в оккупированном Крыму в 2014 году и позже. Однако кое-что общее в российской «паспортизации» оккупированного Крыма и оккупированного украинского материкового юга все же наблюдается. Во-первых, в обоих случаях это делается на территориях, контроль над которыми рф не скрывает. В оккупированных частях Донецкой и Луганской областей «предоставление гражданства» происходит, как правило, лицам, уже имеющим «паспорта» так называемых террористических «народных республик». В АР Крым и в оккупированных южных областях «предоставление», то есть навязывание, гражданства происходит «непосредственно» гражданам Украины и осуществляют его непосредственно оккупационные российские «администрации». Во-вторых, как сказал преступный «постоянный представитель Крыма при президенте россии» Георгий Мурадов, «выдача российских паспортов жителям Херсонской и Запорожской областей будет проводиться при содействии Крыма и с учетом опыта, полученного регионом в 2014 году».

По словам украинского эксперта, вряд ли все граждане Украины из оккупированных частей Херсонской и Запорожской областей, которые примут российский паспорт, запятнают себя активным коллаборационизмом. Для многих получение паспорта оккупанта станет частью стратегии выживания на оккупированной территории к моменту ее освобождения.

«Непросто сказать, какой выбор будет более рациональным для жителей оккупированных территорий, — риск оказаться без работы, медицинского обслуживания и попадания в застенки или риск стать пушечным мясом. Очевидно, что каждый случай будет зависеть от индивидуальных обстоятельств. Однако в любом случае навязанное „гражданство“ не станет основной проблемой для жителей оккупированных территорий после победы Украины, ведь ответственность за это будет нести прежде всего государство-оккупант. Юридические основания для признания никчемными любых фактов, связанных с навязыванием российского гражданства в Запорожской и Херсонской областях, есть, равно как и основания для привлечения за эти деяния россии к международно-правовой ответственности, а отдельных лиц — к индивидуальной уголовной ответственности. Практическое осуждение как государства-агрессора, так и его агентов станет возможным после победы Украины и деоккупации всех южных украинских регионов — надеемся, скорой».

Ранее в офисе Зеленского российский паспорт сравнили с билетом в концлагерь.