Происшествия

«если местная власть перестает работать на благо своих избирателей, те должны иметь возможность влиять на нее, менять руководителей»

0:00 — 25 сентября 2007 eye 221

Общественная организация «Харьковчанин» предложила внести ряд законодательных изменений, которые бы расширили права местных громад

Как быть общественности, если всенародно избранная местная власть перестает эффективно выполнять свои обязанности? Кто сможет защитить громаду от ее выбора? Подконтрольны ли сейчас руководители местных советов своим избирателям, могут ли люди, разочаровавшись в своем мэре, отправить его в отставку? Ответить на подобные вопросы, изложив свое видение ситуации, попытались председатель общественной организации «Харьковчанин» Владислав Протас и советник Президента Украины Анатолий Ткачук во время пресс-конференции на тему «Позиционные войны мэров с местными громадами: как разорвать замкнутый круг правовых коллизий. Взгляд из Харькова и Киева».

«Сделать на практике опрос населения очень непросто»

- Сейчас страна живет досрочными выборами Верховной Рады, — говорит председатель общественной организации «Харьковчанин» Владислав Протас.  — Однако не менее актуальным является проблема создания реальных механизмов инициирования перевыборов и смены неэффективной власти на местном уровне. Потому все чаще политики и общественные организации обращают внимание на такой инструмент демократии, как референдум. Именно он позволяет узнать мнение громады, найти ответ на самые животрепещущие вопросы. И если местная власть перестает работать на благо своих избирателей, те должны иметь возможность влиять на нее, менять руководителей города или села.

Действующий Закон Украины «О Всеукраинском и местном референдуме», принятый еще в 1991 году, к сожалению, не соответствует многим нынешним реалиям. Хоть он и позволяет провести опрос населения, но сделать это на практике очень непросто, а зачастую невозможно именно из-за правовых противоречий. Пример тому — ситуация в Харькове.

Наша общественная организация «Харьковчанин» трижды пыталась инициировать общегородской референдум. Вопросы касались досрочного прекращения полномочий городского головы, а также передачи в концессию коммунальных предприятий города. Но все три попытки проведения опроса оказались безуспешными: мэрия отказалась регистрировать инициативные группы. Ныне мы оспариваем такое решение городского совета в суде, однако подобный процесс может тянуться месяцами, а то и годами. А закон предусматривает: инициативная группа должна сначала зарегистрироваться в местном совете, а затем собрать подписи 10 процентов жителей населенного пункта, выступающих за референдум.

Как видите, конфликт интересов громады и власти заложен еще на подготовительном этапе. Формированию инициативных групп предшествует общее собрание граждан, но и тут мэрия, если общегородской референдум не в ее интересах, может препятствовать избирателям. Скажем, не выделяя помещения или срывая собрания.

Не урегулирована законодательно и форма подписных листов на поддержку референдума. Решение об отказе регистрировать инициативные группы должностные лица принимают таким образом, что у горожан не остается времени на его обжалование. Основное противоречие содержится в статье 17 упомянутого закона, где сказано: председатель местного совета сам должен дать согласие на проведение референдума о собственной отставке. Уверен: подобного не сделает ни один мэр города или села. К тому же, городской голова опять таки самолично определяет на соответствие закону документов, поданных инициативными группами. Шансов у громады при нынешнем законодательстве — практически никаких.

А в Харькове горсовет недавно — без публичного обсуждения — принял Устав города, где процедура досрочного прекращения полномочий руководства мэрии еще более осложнена. Соответственно, возможности у горожан влиять на власть стало куда меньше.

Регистрацией инициативных групп должны заниматься не мэры, а областные избирательные комиссии

По словам Владислава Протаса общественная организация «Харьковчанин» предложила внести ряд законодательных изменений, которые бы расширили права местных громад. Так, статус города или изменения в него принимаются только на референдуме. Влияние местной власти на его организацию и проведение необходимо минимизировать, оставив советам лишь технические функции (скажем, подготовка списков избирателей, выделение помещений). Регистрацией инициативных групп должны заниматься не мэры, а областные избирательные комиссии. Предложено также ввести уголовную ответственность за препятствование подготовке и проведению референдума.

- Президент Украины стремится обеспечить стабильность громады, — отмечает советник Президента Украины Анатолий Ткачук, — не допустить ситуации, когда местная власть отдаляется от людей, а избиратели не могут на нее влиять. Глава государства на днях инициировал ряд законодательных изменений, расширяющих права громады. В том числе досрочно прекратить полномочия председателя местного совета путем референдума. Подобное решение граждан не потребует утверждения на сессии, станет нормой прямого действия.

Многие вопросы развития города или села, скажем, передача в концессию коммунальных предприятий или застройка территории, должны решаться исключительно на референдуме или общественных слушаниях. Президент также предлагает избирать мэров в два тура, когда победителем становится кандидат, получивший абсолютное большинство голосов, а депутатов местных советов — по мажоритарной системе. Любое решение местного органа самоуправления не сможет стать действующим, пока не пройдет проверку на соответствие законодательству и не получит государственную регистрацию. Тогда общественность будет знать обо всех принятых советом документах.