На днях знакомая залила в своем авто полный бак бензина, заплатив примерно 3 тысячи гривен. Еще год назад она бы схватилась за голову от таких цен, но сегодня радуется, хоть и признает, что топливо стало «на вес золота». Правда, оно не только дорого стоит, но и достать его тяжело. В то же время девушка понимает, что в стране, где идет полномасштабная война, а враг разбомбил не только нефтеперерабатывающие заводы, но и много автозаправок, главное, чтобы топливо было у военных и медиков, то есть у тех, кому оно критически необходимо. Ну, а частные владельцы все же имеют альтернативу и могут воспользоваться общественным транспортом.
По мнению директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, пик топливного кризиса мы уже прошли. Также в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» эксперт рассказал, когда можно ожидать снижения цен на бензин, какова ситуация с газом и где продают некачественное топливо.
— Сергей, вопрос, беспокоящий сегодня всех и каждого: когда топливный кризис пойдет на убыль?
— Здесь, как и в вопросе, что считать победой. Общими усилиями уже удалось улучшить ситуацию: объем поставок увеличивается. Прежде всего сыграло роль решение правительства о государственном регулировании цен, дерегуляционных шагах, которых было много, и они смогли облегчить выезд за границу украинских машин. Проведена комплексная работа с иностранными партнерами для создания зеленых коридоров
Бизнесу нужно горючее не просто для поездок, речь идет о выживании. Они согласны платить больше, чтобы только не остановиться. Это очень важно. Последние в этом перечне — частные автовладельцы, имеющие альтернативные варианты передвижения. В частности, они могут воспользоваться общественным транспортом.
После того как нам разбомбили Кременчугский НПЗ, мы по импорту смогли обеспечить хотя бы первоочередные потребности, что уже хорошо. Теперь речь идет о частном транспорте. Эта задача достаточно сложная.
Читайте также: О коллаборантах на госслужбе, зарплатах чиновников во время войны и преодолении дефицита горючего — министр КМУ Олег Немчинов
— Почему?
— Европа — очень дефицитный рынок. Сегодня мы поставляем топливо только из Европы: у нас нет других вариантов. Там отсутствуют лишние объемы. Соответственно, наши нефтетрейдеры дерутся буквально за каждый бензовоз. То есть нам нужно разрабатывать новые маршруты. Сейчас мы акцентируем внимание на ближайших источниках для поставок — Румыния, Польша, Болгария, Словакия, Венгрия, но видим, что эти рынки уже не способны нас обеспечить. То есть необходимо двигаться дальше: в Западную Европу, на юг. Речь идет о портах Средиземного моря, Адриатического моря, регионе АРА (Амстердам, Роттердам, Антверпен). Это свидетельствует о необходимости построения новой, очень сложной логистики. Она зависит даже не от нас, а от желания делать это и скорости принятия решений европейскими перевозчиками, компаниями, регуляторами. В Европе никто ничего не любит менять: там все давно отлажено и надежно работает. Зачем им что-то делать? Поэтому задача сложная.
Сказать, когда мы привезем и столько нам нужно бензина — тяжело. Ныне рынок неясен и дефицитен. Для достижения хотя бы минимальных объемов, которые мы сегодня можем спрогнозировать, еще предстоит поработать. Надеюсь, что какие-то вопросы могут решиться в течение месяца — до середины или конца июля.
— Но ведь в августе-сентябре аграрии будут собирать урожай, соответственно, потребление топлива существенно возрастет. Не будет ли второй ажиотажной волны?
— Конечно, в эти месяцы мы будем нуждаться в большем количестве топлива и его придется где-то искать. Уверен, для аграриев его найдут.
Однако остается вопрос о полном обеспечении. Ситуация не будет такой острой, как в начале мая, однако какого-то топливного изобилия тоже не стоит ожидать, пока.
— Мы видим, что ажиотажный спрос не пропал: многие приезжают на заправки с емкостями, чтобы делать запасы. У некоторых в гаражах уже стоит чуть ли не «рота» полных канистр.
— Кризис в начале мая и был спровоцирован ажиотажем. Я сам наблюдал, как на заправке каждый водитель был с канистрой. Видел даже парня, прибывшего с двумя 200-литровыми бочками. У знакомого в гараже стоит 200 л. Спрашиваю: зачем тебе? В ответ слышу, мол, пусть будет, так спокойнее.
Надеюсь на снижение ажиотажа: тот, кто хотел, уже залил топливо, куда только мог. Соответственно, сейчас больше его пойдет в свободную продажу для оперативного потребления, а не для создания запаса.
— Допускаю, что среди ребят, покупавших горючее 200-литровыми бочками, есть и те, кто потом его перепродавал.
— Да, это спекуляция. Надо сказать, что сейчас они приостановили свою деятельность. Когда было государственное регулирование, цена составляла 40 грн за литр, а на спекулятивном рынке — 70 грн, они имели выгоду до 30 грн на литре. Сейчас, после роста цен до 58 грн, эта маржа уже не столь велика.
Кроме того, мы видим, что сегодня топливные сети увеличили лимиты для заправки в бак, но запретили заливать топливо в канистры. Это тоже должно способствовать тому, что люди не смогут покупать больше необходимого.
Я подписан на многие «Телеграм"-каналы и в разгар кризиса буквально ежеминутно кто-то спрашивал о горючем, соответственно, его же предлагали купить по 73−75 грн за литр. Сейчас такого уже не вижу. Это тоже интересный индикатор.
— Извечная проблема рынка топлива — сомнительное качество. Последние годы бензин активно «бодяжили». Насколько актуально это сейчас?
— «Бодяжат», еще как! Дефицит — золотое время для фальсификата, и топливный рынок не исключение. Сейчас мини-заводы, которые у нас работали, продолжают его производить, поэтому слышим очень много нареканий на качество. Однако уже понятно, где именно его «бодяжат». Это несетевые заправки, единичные станции без имени, то есть no name. Недавно разговаривал со своим знакомым, а его приятель владеет такой станцией. Так вот, мой знакомый спрашивает, можно ли покупать бензин на его станции, а тот ответил, что не советовал бы. Да, он горит, но плохо и недолго, поэтому риск получить проблемы очень велик.
— Как же в это нелегкое время не попасть на крючок мошенников?
— Как я уже говорил, нужно покупать бензин только на сетевых станциях. Во-первых, на одиночных правят цену под 70 грн. Во-вторых, это очень рискованно. С одной стороны, бензин пропадет, потому что его нельзя использовать, с другой, с машиной могут быть проблемы.
— Сейчас хоть кто-то контролирует качество бензина?
— Нет. Госпотребслужба официально заявила, что с марта приостановила работу в этом направлении. Думаю, учитывая сложившуюся ситуацию, такое решение имеет объяснение. Надо сказать, что плохой бензин есть, но не могу сказать, что его много на рынке. Например, в Киеве видел только одну подозрительную станцию. На периферии говорят, что они иногда встречаются. В то же время утверждать, что это массовая история, — нельзя.
Читайте также: Как водителю узнать, выписан ли на него штраф за нарушение ПДД: в МВД назвали несколько способов
— Водители рассказывают, что сейчас легче всего заправить автомобиль газом. Как нам удалось избежать дефицита и ажиотажа вокруг этого продукта?
— С газом ситуация самая лучшая. Поскольку наши газовые трейдеры еще до войны поставляли его из Европы. У них были контакты и контракты, а также подготовленный для этого транспорт. Главное, отсутствовало государственное регулирование цен на газ. Соответственно, они имели как технические возможности, так и экономические стимулы для импорта большего количества. Именно поэтому были существенные объемы импорта. Это хорошая иллюстрация работы рынка: когда его ничего не сдерживает, он очень эффективен. Сейчас мы видим, что после отмены государственного регулирования вдвое выросло количество импортеров дизтоплива. То есть это действительно работающие стимулы.
— Все же все водители ожидают удешевления горючего. По вашему мнению, каков объективный ценовой уровень?
— Относительно цен, правительство пошло по пути рыночного решения вопроса: спрос и предложение формируют стоимость. На дефицитном рынке нужно дать возможность и стимулы для его ввоза. Все убедились: главное, чтобы горючее было, пусть и по высокой цене.
Алгоритм таков: рынок должен наполниться, создадутся запасы и после этого начнется конкуренция. Как следствие, операторы будут вынуждены искать объективный уровень цен между закупочной и рыночной стомостью, чтобы пытаться продавать как можно больше.
— Итак, ждем насыщения рынка и снижения цен. Но когда цифры пойдут вниз?
— Этот процесс длительный. Сейчас главное — сделать запас. Тем более у нас сегодня фактически нет нефтебаз. Мы не можем хранить бензин, поскольку это опасно. Соответственно, необходимо заполнять заправочные станции, являющиеся отдельными хранилищами. К слову, они достаточно велики, поэтому нужно их заполнить, чтобы было чем собирать тот же урожай в августе-сентябре.
Конечно, топливо дорого стоит. Сегодня заправочные станции зарабатывают больше, чем обычно, но это нас страхует от дальнейшего роста цен. Ведь за счет такой наценки они будут амортизировать оборудование, закладывать в стоимость валютные колебания, удорожание