На территории Киево-Печерской лавры в помещении Сокровищницы Национального музея истории Украины открылась выставка «Европейская Украина. Времена Мазепы». Ее экспонаты наглядно иллюстрируют, что украинская нация является частью семьи европейских народов, имеющих общие политические и общественные ценности. Это всегда ясно осознавали в странах Запада. Например, австрийский историк Иоганн Христиан Энгель, живший в 1770—1814 годах, отметил в своей книге «Истории Украины и украинских казаков»: «Украина — это граница между культурной Европой и нецивилизованной Азией». На выставке представлены сокровища, оружие, уникальные документы
— Экспонаты первого зала языком документов иллюстрируют то, что издавна европейские ценности присущи нашему народу, — рассказал «ФАКТАМ» сокуратор выставки, старший научный сотрудник Национального музея истории Украины Ярослав Затилюк. — Речь идет, в частности, о временах, когда Украина входила в состав Речи Посполитой, образованной в июле 1569 года: тогда была подписана Люблинская уния, по которой состоялось объединение Королевства Польского и Великого княжества Литовского (в его состав входили украинские земли) в союз государств — Речь Посполитую. На выставке мы разместили гравюры польского художника Яна Матейко «Люблинская уния»: на ней король Сигизмунд II Август, изображен во время принятия им присяги. Это важный момент, потому что король берет на себя обязательство. В практике тоталитарной Московии такого не было — там царь авторитарный правитель.
Кстати, присяга об исполнении принятых обязательств — то, чего испугались посланники московского царя во время Переяславской рады в 1654 году: казаки попросили их поклясться, что Московия будет выполнять договор. Для украинцев присяга была одной из ключевых моментов правовых отношений. Для московитов напротив она являлась чем-то необычным и непонятным — в их стране законом была ничем не ограничена власть самодержца, а не нормы права.
Для украинцев московские политические традиции были чужими. Казацкие гетманы присягали, как и короли Речи Посполитой — брали на себя обязательство перед обществом.
Многие города и городки Украины
— В Речи Посполитой был основной закон, по которому жило государство?
— Да, мы его здесь демонстрируем — печатное издание Литовского устава. Этот кодекс права действовал на украинских территориях вплоть до XIX века (т.е. и во времена, когда Украина была порабощена российской империей). По мнению историков юриспруденции, Литовский устав — это один из лучших правовых кодексов, так как в нем подробнейшим образом расписана процедура доказательства вины, правила деятельности адвокатов
В судебной книге казацкого Полтавского полка, которую мы здесь показываем, можно прочитать, как на практике (на заседаниях суда) во времена гетмана Ивана Мазепы применяли положения этого устава. Рядом мы разместили хорошо сохранившийся меч палача — орудие исполнения самых суровых наказаний.
— Несмотря на довольно демократические порядки в Речи Посполитой, гетман Богдан Хмельницкий был вынужден в 1648 году начать освободительную войну. Что заставило его пойти на такой шаг?
— В своем универсале он четко указал причину, по которой начал восстание — нарушение религиозных прав (православие в Речи Посполитой, к сожалению, подвергалось притеснениям). Такое положение вещей дало гетману законные основания взяться за саблю. Это очень важный момент: Богдан Хмельницкий инициировал вооруженное восстание в соответствии с нормами политической культуры Речи Посполитой. Результатом этой войны явилось создание институтов государственной власти казаков, юридически оформленные в 1649 году Зборовским договором. Он был подписан гетманом Богданом Хмельницким и королем Иоанном II Казимиром после успешной для казаков Зборовской битвы. Король признал юрисдикцию гетмана на территории трех украинских воеводств.
— Как называлось это казацкое государство?
- Официально оно называлось Войско Запорожское. Следует сказать, что юридические положения Литовского устава и Магдебургского права действовали в Войске Запорожском.
На выставке мы разместили гравюрный портрет Богдана Хмельницкого, созданный голландским художником Вильгельмом Гондиусом (он был современником Хмельницкого). Рядом с портретом — сабля. Ибо по словам этого выдающегося гетмана, «государство добыто правом сабли».
После смерти Хмельницкого, гетману казацкого государства в Приднепровской Украине Ивану Выговскому (он занимал этот пост в 1657—1659 годах) удалось договориться с королем Речи Посполитой об очень важных юридических вещах, в частности, о правовом статусе казацкого войска и его земель. Речь идет о подписании между казаками и Речью Посполитой в 1658 году Гадячского соглашения, экземпляр которого мы здесь демонстрируем.
— В чем суть этого соглашения?
— Оно предполагало трансформацию Речи Посполитой из польско-литовского союза в государство трех равноправных народов — польского, литовского и украинского. К сожалению, Гадячское соглашение не было реализовано на практике. Но казацкая старшина чтила этот документ, потому что он предоставлял всему казачеству немалые права и вольности.
Неудивительно, что через 50 лет после подписания Гадячского соглашения на его положения опирался гетман Иван Мазепа, принимая решение о переходе на сторону короля Швеции Карла XII (об этом писала французская пресса того времени): в Московии Петра I права автономной Гетманщины грубо нарушались, поэтому казачество имело законные основания перейти под покровительство шведской короны.
— Сподвижник гетмана Мазепы Филипп Орлик является автором первой украинской конституции. Правда ли, что она была первой и в Европе?
— Будем честными, нет. В Польше с конца XV столетия сейм принимал сеймовые конституции (правовые акты). В том числе, соглашения шляхты с вновь избранными королями (эти документы называются пакты конвенты польских королей).
Посетители нашей выставки увидят книгу с этими пактами, открытую на присяге Генриха Валуа, которых непродолжительное время был королем Польши. Заголовок этой присяги восходит к заглавию латиноязычной Конституции Филиппа Орлика. И по своей форме Конституция Орлика в какой-то степени заимствована из польской политической культуры. С другой стороны, это продукт политического мышления казацкой элиты, ведь в Конституции говорится о Войске Запорожском, правлении в нем, правах и обязанностях старшины и гетмана, правах городов.
В положениях Конституции Орлика также воплощены идеи очень известного среди образованных людей той эпохи голландского гуманиста и философа Юста Липсия, изложенные в его трактате «Политика» (мы его демонстрируем на этой выставке). Кстати, в 1721 году был выполнен перевод этого труда. Но его не напечатали.
— Почему?
— В произведении четко написано, что властитель должен руководствоваться правом, советоваться с подданными, не злоупотреблять властью, не допускать коррупции, признавать право народа на сопротивление произволу
Один из центральных экспонатов выставки — экземпляр «Политики», изданный в 1605 году. Юст Липсий был в каждой приличной библиотеке представителей казацкой старшины и духовной элиты тогдашней Украины.
Что касается Конституции Орлика, важно сказать еще следующее: в ее предисловии объясняется, почему Мазепа и его окружение подняли восстание против московского тирана — это восстание свободного народа против ига. В Конституции также отражена идея формирования казацкой нации, корни которой Орлик ведет от хазар. Этим он отрицает посягательство московитов на Киев.
На выставке представлены копии двух вариантов Конституции Орлика — латиноязычный (оригинал хранится в Швеции, в прошлом году по случаю 30-летия Независимости Украины демонстрировался в Киеве) и на староукраинском языке (оригинал попал в Россию после уничтожения Запорожской Сечи по приказу царицы Екатерины II в 1775 году).
— В отдельном зале мы представили оружие, которым воевали
— В отдельной витрине демонстрируется клад серебряных монет. Где он был найден?
— На Полтавщине в 2000 году. Это действительно один из самых интересных экспонатов выставки. Клад датируется XVII веком. Он состоит из крупных европейских талеров и мелких русских монеток ефимок. Талеры, бывшие в ходу на украинских землях, насильно вытеснялись российскими властями в пользу ефимок — требовали, чтобы люди меняли талеры на ефимки по курсу 1 к 55-и. Наш народ не любил русские монетки, в том числе из-за того, что не удобны — легко потерять.
Мы также демонстрируем дорогую посуду казацкой элиты — кружки и кубки. Самая старая (сделанная в 1670-х годах) из этих кружек принадлежала полковнику по фамилии Грицина. Остальные сосуды датируются началом XVIII века.
— Какие напитки были популярны среди казацкой старшины?
— Прежде всего, токайское и рейнское вина. Но не забывайте, что казаки были людьми религиозными (кстати, первая статья Конституции Филиппа Орлика посвящена именно вере и церкви), поэтому старались делать щедрые вклады храмам. Мы демонстрируем оригиналы вкладов (подарков) церквям от казацкой старшины и духовенства. В частности, от гетмана Ивана Мазепы Успенскому собору Киево-Печерской лавры — мастерской работы потир и звездицу.
Следующие три витрины посвящены Вознесенскому монастырю, настоятельницей которого была мать Мазепы Мария-Магдалина. Кстати, высокое социальное положение Марии-Магдалины не было чем-то исключительным — все женщины в Украине и в те времена имели широкие права, в том числе имущественные. Это характерно как раз для европейской традиции.
Один из самых красивых вкладов, представленных здесь — иконы Христа и Богородицы из иконостаса Крестовоздвиженской церкви Киево-Печерского монастыря. Они представляют не только красоту и благочестие, но и украинское барокко Мазепинской эпохи. Барокко прямо указывает на нашу интегрированность в европейскую культуру.
Читайте также: Ужасы подвала военного городка в Гостомеле во время оккупации: в Киеве открылась выставка о нынешней войне
На фото в заголовке: Ярослав Затилюк: «Для украинцев московские политические традиции были чужими»
Фото автора