МЕЧТЫ АЛАДДИНА
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1996
Скульптор: Juan Huerta
Размер: 40×25 cm
Когда много лет назад мы с сыновьями оказались на Тайм-сквер в Нью-Йорке, самым большим потрясением для них стал огромный магазин сладостей, попасть в который можно было, лишь выстояв очередь. Это был даже не магазин. Это было настоящее шоколадное королевство. И называлось оно Hershey. Впрочем, в биографии американского предпринимателя и филантропа Милтона Сневели Херши, основавшего шоколадную корпорацию Hershey, самым удивительным было даже не то, что он сумел создать, а то, КАК ему удалось это сделать.
Милтон Херши первым среди производителей прописал тогда революционное, а сегодня — самое рядовое правило производства: «Дайте им качество. Это лучшая реклама в мире». Его авторству приписывают также известную цитату: «Не раскачивайте лодку, а гребите». Милтон Херши действительно предпочитал скрупулезную работу пустой болтовне. Именно поэтому он и стал успешным.
В 1867 году, когда Милтону исполнилось 10 лет, он остался без отца. Его мама, дочь священника Вероника Фанни Снейвли, решила, что сыну вполне достаточно четырех классов образования, и принялась воспитывать из Милтона настоящего мужчину — посредством тяжелого труда. Поскольку семья принадлежала к наследникам швейцарских и немецких эмигрантов в США, мальчик поначалу нашел место в печатном издательстве, где выпускали газету на немецком языке. Однако печатное дело оставило его равнодушным.
Настоящий восторг Милтон Херши испытал, попав в подмастерья к местному кондитеру в Ланкастере, штат Пенсильвания. Тот творил настоящие чудеса: варил карамель и выливал замысловатые фигурки, взбивал мороженое и делал очень вкусные конфеты из какао-порошка. Ученик решил научиться всему и сразу и принялся осваивать кондитерское ремесло с таким рвением, что все вокруг уже не сомневались — из мальчика будет толк.
Как только ему исполнилось 19 лет, начинающий кондитер решил открыть свое собственное дело в Филадельфии. Название выбрал сразу помпезное — MS Hershey, Wholesale and Retail Confectioner. Бизнес потерпел неудачу, поскольку самоуверенный юноша понадеялся, что одних лишь его умений хватит, чтобы покорить местных сладкоежек. Но он столкнулся с низкими продажами.
Чтобы подсластить горькую пилюлю первых начинаний, Милтон Херши отправляется в Денвер, на курсы карамелеваров. Позже в Нью-Йорке он снова пытается заняться конфетным бизнесом. Начинает с самых низов — варит конфеты в тесной каморке и продает на улицах с лотков. К тому времени мама все-таки разглядела коммерческую жилку сына и стала помогать ему торговать. Но новый бизнес снова оказался неудачным, и семья возвращается в родной Ланкастер.
И тут наконец его ждал успех. Карамельки Херши внезапно обрели своего покупателя и, что немаловажно, — также инвестора. Вкус, цвета, а особенно качество не оставили равнодушными любителей карамели Lancaster Caramel Company и в других городах Америки, где активно открывались филиалы.
Милтон Херши сумел сколотить свой первый миллион на карамельных конфетах, но не успокоился на этом. В 1893 году на Всемирной выставке оборудования он увидел немецкий агрегат для производства шоколада и загорелся новой идеей — продавать теперь уже шоколадные конфеты, популяризовать их во многих странах мира. Стоит ли говорить, что новое оборудование было тотчас же куплено и установлено в Ланкастере? Сначала Милтон Херши экспериментировал: готовил какао для питья, шоколад для выпечки, глазурь. Но несколько удачных примеров с конфетами убедили его в правильности своего пути.
За его компанию конкуренты заплатили баснословные по тем временам деньги — $ 1 млн. А Херши в маленьком шоколадном цехе начал творить новую историю, которая прославит его имя на века.
«Я начал с амбиций и намерения сварить лучший шоколад, который можно сделать за деньги. Если приготовить его идеальным по качеству, придет время, когда публика его оценит и купит», — считал Милтон Херши. И он не ошибся.
Помня о качестве, предприниматель начал с нуля строить современную шоколадную фабрику в городе своего детства — Дерри Тауншип. С ее открытием в 1905 году началась новая эра шоколадного дела. На своем заводе Милтон Херши впервые в мире выпустил молочный шоколад, а также придумал форму для кондитерского изделия — шоколадные плитки. Производство плиточного шоколада началось в 1900 году. А через семь лет появились до сих пор популярные конфеты Hershey’s Kisses.
Херши до неузнаваемости изменил свой родной город. Здесь появились банк, отель, церкви. Специально для своих работников предприниматель построил трамвайную линию, разбил парки и основал зоопарк. Им были построены магазины и школы. Неудивительно, что на карте появился новый город с именем Херши.
Так была обозначена его миссия. Несмотря на то что его шоколад стал одним из символов Америки, попав в паек солдат, а позже и астронавтов, своей главной заслугой кондитер считал промышленную школу, основанную им в 1909 году. Не имея собственных детей, американский филантроп оставил все свое наследство в $ 60 млн на нужды учебного заведения и учеников-сирот.
Своим успехом скромный Милтон Херши был до конца жизни обязан матери. «Когда в детстве я ушел из дома, чтобы заняться заработком на жизнь, мама дала мне хороший совет: если ты берешься за работу, занимайся ею, пока не овладеешь досконально. Когда я думаю о шоколадном бизнесе и его развитии, я думаю, что это заслуга моей матери. Ее совет воодушевил меня и помог преодолеть препятствия…»
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.