Один из великих христианских праздников в честь верховных апостолов Петра и Павла христиане восточного обряда (которых большинство в Украине) отмечают 12 июля (у католиков — 29 июня). Такая разница в датах образовалась от исчисления по григорианскому и юлианскому календарям.
Петр и Павел — главные ученики Иисуса. Они, распространяя веру во Христа, до конца своих дней хранили верность Богу. Петр (при рождении Симон) с родины рыбака и пришел к Иисусу вслед за братом — Андреем Первозванным. Петр первым из апостолов признал Иисуса Христа мессией. Когда Христа арестовали, Петр сначала отрекся от него, в чем потом раскаялся. Павел (до принятия христианства имел имя Савл) был римским гражданином, сначала стоявшим на стороне гонителей христиан и впоследствии ставшим горячим проповедником веры. Во время странствий Бог направил его к апостольской христианской деятельности.
По преданию Петра и Павла казнили либо в один день, либо с разницей в один год (Петра распяли на кресте, а Павла обезглавили). Святых начали чествовать после смерти. Праздник же связывается с днем переноса их мощей в Риме, который прошел именно 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.
В народе праздник знаменуется щедрыми дарами природы, погожими днями и теплой водой. Петра считали покровителем хлебов. С днем Петра и Павла связаны народные традиции, о которых рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
- Если на Ивана Купала только начинался купальный сезон, то уже на Петра и солнце припекало, и «вода стояла очень теплая», — рассказывает Елена Громова. — Считалось, что наступал период летних дней, хорошей погоды и активных полевых работ. Праздник апостолов Петра и Павла знаменует окончание купальских празднований, что считалось кульминацией лета, после чего дни уже понемногу становятся короче: «шло к Петру, а теперь к Рождеству». Со дня Петра и Павла начиналась уборка, потому что считалось, что «святой Петр рожь собирает». И традиционно к празднику символически нужно было связать хоть один сноп. Готовились к уборке урожая и сенокоса. Кроме того, на Петра и Павла открывался рыболовный сезон.
Праздник важен, хотя не Рождество или Троица, но его почитали, поздравляли с днем ангела тех, кого звали Петр или Павел. 12 июля люди не работали, а ходили в церковь. Заранее наводили порядок в доме: убирали, выметали, белили, развешивали чистые полотенца, как и на Троицу, украшали дом зеленью (ветками деревьев и травами). Подворье тоже убирали. Если не успели набрать зелень на Ивана Купала, то продолжали это делать на Петра и Павла. Незамужние девушки плели красивые венки из трав и полевых цветов и могли в них заходить в церкви, в то время как женщины должны были быть в платках. На Петра и Павла было принято обязательно утром посетить службу Божью. Все наряжались в праздничную одежду и направлялись в храм.
11 июля заканчивался летний пост (период от начала Петрова поста до праздника Петра и Павла в народе называли Петровкой). 12 июля — первый день после завершения поста, поэтому стол должен быть щедрым. Люди, возвращаясь из церкви, затевали обед и разговлялись. Устраивали застолье, подавая блюда из рыбы, могли употреблять сало, мясо, молочные продукты. А в селах, где проходил храмовый праздник, на поляне собирались все вместе, а до того песком высыпали буквы «П», которые на земле служили разметкой стола (его застилали полотенцами, скатертями). Крестьяне сносили продукты и угощались все вместе.
Женщины готовили много сырных пончиков — «мандриков» (одного из главных блюд праздника). «Мандрики» делались, как сырники (мука, яйца, сыр). Кроме того, пекли лепешки с маком, со шкварками, баранки-свистуны, усыпанные сахарной пудрой. Ну как без вареников с вишней или творогом! На праздник также на палочках плели «кукурузку» из вишен-черешен, которыми угощали как детей, так и взрослых. За столом распевали: «А на Петра вода теплая, только бы купаться, ой, на Петра личико белое, лишь бы целоваться».
В народе говорили, что «на Петра душа тепла, а от Петра красное лето». Хотя иногда этот день бывал дождливым. Так и к лучшему, ведь издавна заметили: если пойдет один дождь — к неплохому урожаю, два — к хорошему, а три — уже к богатому. Кроме того, хозяйки пытались выбрать чеснок на огороде до Петрова дня или сразу после него (чтобы в земле не распался на зубки). В народе апостолов представляли пахарями, поэтому о них вспоминают в колядках, которые пели еще на Рождество (7 января): «Святий Петро за плугом ходить, Святий Павло волоньки водить, Господь Бог пшениченьку сіє, а Святий Ілля заволочує».
Читайте также: День апостолов Петра и Павла: чего нельзя делать в праздник, как молиться святым
Соловей с Петра уже замолкает, не кует и кукушка. А старые люди (Черниговщина, Киевщина) говорили: огурцы можно сеять, пока слышно кукушку. Если же кто-то ее услышит в день Петра, то это к беде. По легенде, кукушка во время странствий апостолов украла у них «мандрики», и ее вскоре разоблачили. Птица от испуга подавилась и не смогла куковать — говорили, что «так Бог ее наказал».
- Кое-где начинался период свадеб: считалось, что пары, которые поженились в июле, будут счастливы всю жизнь, — продолжает Елена Громова. — По этому поводу вспомнилась легенда, которую пришлось услышать на Херсонщине (датируется началом ХХ века) о том, как Иисус с Петром людей паровали. Шли они по полям, полям, где началась жатва. Солнце печет, видят: девушка работает, не обращая внимания на жару, на поздоровавшихся путешественников: «Боже, помоги тебе, девка». А та вежливо ответила и снова взялась за работу. Петру очень понравился азарт работящей девушки.
Далее путешественники увидели под одной из копен другую девушку, но та не волновалась о жатве, а сладко спала. По дороге вскоре услышали Петр с Иисусом храп: возле телеги, под свисающим одеялом спал молодой парень. Путешественники не стали и его будить, пошли дальше. Вот опять поле, а на нем пшеница колосится, и не поднимая головы работает парень. Здесь Петр и предложил, чтобы пары образовывались из обоих трудящихся или двух бездельников, на что Бог заметил: «Нет, святой Петр, если сводить лентяев, то они с голоду умрут, а соединить работящих, то они впереди друг друга будут работать. Надо сводить работящего парня с той, что спит под копной, а проворную девушку с лентяем». Так и повелось: Бог парує, а в сім’ях десь чогось та бракує…
Всюду бытовали разные обычаи. Так, на Прикарпатье на праздник 12 июля владельцы домашнего скота угощали и скотину, добавляя ему в основную пищу еще и «мандрики» со стола. На Петра и Павла на западе Украины молодежь веселилась, у детей были пастушьи забавы, они играли, показывали маленькие спектакли. Наши предки традиционно не оставляли без внимания и следующий день — 13 июля, который называли «полупетра», или «Петрового отца». Он считался как бы полупраздничным. В этот день, например, на Слобожанщине резали трех петухов и готовили в разных горшках три борща — «три борща, потому что святой Петр три раза отрекался от Христа».
Как и на другие праздники, на Петра и Павла не стоит злиться, завидовать, сплетничать, давать и брать в долг, оскорблять своих близких, таить обиду, ругаться, тяжело делать, а также вышивать, шить, стирать
Сохранилось в народе много примет, поверий, связанных с Петровым днем.
Как уже упоминалось, дождь пошел — к урожаю зерновых (но картофель может сгнить, если будет дождь с неделю), а как будет сильная жара — жди морозного Рождества.
Со дня Петра и Павла может быть еще 40 жарких дней. Если этот день будет холодным, то и год будет голодным.
Яркая солнечная погода в Петров день предсказывала благополучный год — до следующего дня.
Роса с утра праздники обещает сухую погоду.
А если будет сухим будет день Петра и Павла, то без дождя обойдется и Ильин день (2 августа).
Соловей на Петра переставал петь, а если продолжил раскатываться, то зима может начаться уже в октябре.
В народе верили, что купание на Петра очищает от грехов, поэтому, умываясь водой из трех источников, можно обеспечить себе здоровье и благополучную жизнь.
Рыбаки считали: улов в этот день укажет, каким будет и весь год.
А женщины соблюдали обряд: если рыбой в этот день накормить мужчину, то это будет залогом семейного согласия и мира.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как православные и грекокатолики отмечают Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.