Увольнение с занимаемых должностей генерального прокурора Ирины Венедиктовой и главы СБУ Ивана Баканова — самое громкое политическое событие последних месяцев. В настоящее время исполняющим обязанности генпрокурора стал Алексей Симоненко, курировавший расследования убийства журналиста Павла Шеремета, а также дела Екатерины Гандзюк.
Временно исполнять обязанности руководителя СБУ будет первый заместитель председателя службы Василий Малюк.
В своем выступлении президент аргументировал такие решительные шаги тем, что общество слишком долго ждало более радикальных и решительных шагов по очистке силовых структур от коллаборантов и госпредателей. Впрочем, на шестом месяце войны таких работников продолжают выявлять, а их количество пугает. По словам Владимира Зеленского, по состоянию на 17 июля зарегистрировано уже 651 уголовное производство по госизмене и коллаборационизму органов прокуратуры, органов досудебного расследования и других правоохранительных органов.
Кто может заменить уволенных Баканова и Венедиктову, под кем из силовиков или министров уже «шатается кресло», в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» рассказал политолог Тарас Загородний.
— Тарас, почему такие кадровые изменения произошли именно сейчас?
— Думаю, сыграло роль несколько факторов. Прежде всего наша власть начинает делать выводы из произошедшего. Особенно на херсонском направлении. Так, арестован Олег Кулинич (до марта этого года он возглавлял управление СБУ по АР Крым, которое после российской аннексии полуострова дислоцировалось в Херсоне). Его подозревают в государственной измене. Конечно, в таком случае кадровые выводы должны делаться, в том числе по СБУ. Требовали от Зеленского уволить главу СБУ — он это сделал. Правда, посмотрим, чем все это закончится. Хотелось бы, чтобы все реализовывалось в нормальном русле. Ведь безнаказанность порождает беспредел.
В данном случае, если мы увидим реальные наказания, тогда преемники будут работать лучше. Не исключаю и влияния наших западных партнеров на ситуацию. Поскольку они хотят понимать: куда передается оружие, как оно хранится
Читайте также: Бывшего главного эсбэушника Крыма заподозрили в работе на ФСБ
— Но ведь случаев попадания оружия, которое нам предоставляют западные партнеры, скажем так, не в те руки — не зафиксировано?
— Действительно, такой информации, даже среди сообщений россиян в соцсетях или высказываний пропагандистов мы не услышали. К примеру, чтобы они кичились теми же Javelin на своих фотографиях или захваченным складом оружия, его покупкой. Сейчас идет активная российская пропаганда, будто украинцы продают оружие. Конечно, все это ложь! К слову, NLAW, Stinger, а особенно более тяжелая техника, те же танки, HIMARS — имеют чипы, то есть их отслеживают.
Полагаю, что американцы прекрасно понимают: идет война и что-то из техники может быть уничтожено. Однако перепродажа оружия куда-то — это фантазии, которые нам рассказывают в том числе некоторые конгрессвумен из-за границы. Якобы найдут оружие, поставляемое Украине, в Сирии и Мексике.
— Возвращаясь к кадровым ротациям, кто заменит Венедиктову и Баканова? Говорят, что следующим генпрокурором может стать нынешний министр юстиции Денис Малюська?
— Я тоже слышал такую информацию. Посмотрим, если он будет эффективно работать, то почему бы нет? Все зависит от того, как наладят работу системы. Если этот человек сможет справиться, пожалуйста, ведь другому не удалось. Систему характеризует не ошибка, а реакция на нее. Вот мы видим реакцию. Дальше посмотрим, как все будет работать.
В целом сегодня называют разные кандидатуры. Пока будут временно исполняющие обязанности, не исключаю, что они задержатся надолго. Есть такая пословица: нет ничего более постоянного, чем временное. Не исключаю, что они останутся на своих должностях, если результативно будут работать.
— Однако для демонстрации эффективности им нужно время.
— Поскольку у нас идет война, хорошее или плохое управление — лучше полного его отсутствия. Такие важные должности должны занимать люди, отвечающие за то или иное направление. Пусть они работают с КПД ну хотя бы 50%.
— В то же время последние дни ходят активные слухи, что следующим в перечне «на вылет» значится фамилия министра внутренних дел Дениса Монастырского.
— Я этого не исключаю. Вообще ходили слухи по господину Шмыгалю и всему КМУ. Здесь точно необходимы изменения, потому что премьер откровенно ничем не занимается. Не вижу шагов по мобилизации экономики. У нас растет огромный уровень безработицы. Чем будут заниматься эти люди, неизвестно, собственно, как и где брать деньги на их содержание. Должна быть мобилизационная экономика. Этим с начала войны обязан заниматься Кабмин: определять приоритеты, куда «заливать» деньги, какие отрасли экономики должны работать и в первую очередь пользоваться государственными дотациями и заказами. Речь идет об изготовлении оружия, насыщении всем необходимым армии. Когда мне говорят, мол, оружие невозможно производить, потому что все разбомбят. Отвечаю: извините, но у нас полно еще советских подземных помещений, строившихся в расчете на ядерный удар. Так размещайте там производство.
Я видел информацию, что господин Шмигаль начал раздавать гранты на теплицы. Знаете, когда я об этом услышал, у меня язык отнялся. О чем он вообще говорит? Какие теплицы во время войны?
— В данном контексте следует упомянуть об открытии рынков Евросоюза.
— Конечно, мы имеем возможность экспортировать многое. К примеру, производить тушенку для нашей армии, параллельно ее можно экспортировать за границу. Поддерживайте экспортеров, определяйте направления. Если у нас много волонтеров, возьмите их на работу. Дайте людям деньги, которые можно брать из государственных банков. У нас в банковской системе 50 млрд ликвидности. Куда уходят эти деньги? На «прикормку» финансовых спекулянтов, играющих в ВДП? Извините, в стране сейчас не та ситуация, чтобы скачивать ресурс и готовить каких-то инвестбанкиров и еще неизвестно кого.
Следующее. Если не хватает денег в банках, НБУ может дать рефинансирование под конкретные программы, в том числе оборонные, экспортные. Он имеет возможность сколь угодно выделять ресурса под это: хоть 200 млрд, хоть 400 под низкие проценты, а не эти 25%, которые они убили.
Читайте также: Посыпались головы: уволен замглавы СБУ и руководители нескольких областных главков спецслужбы