- В обновленной музейной экспозиции старинной киевской церкви Спаса на Берестове мы представили историю археологических исследований в этом храме, начиная с 1914 года, — рассказал «ФАКТАМ» заведующий сектором археологии Национального заповедника «Киево-Печерская лавра» Сергей Тараненко. — Одна из самых главных интриг в этой истории — поиск усыпальницы основателя москвы князя Юрий Долгорукого (кстати, при его жизни киевляне относились к нему враждебно, по одной из вероятных версий он умер не своей смертью — князя отравили). Долгое время не удавалось отыскать хоть что-то похожее на могилу Долгорукого. А когда все же нашли сразу два княжеских саркофага, осталось непонятным, кому принадлежали лежавшие в них скелеты. Их исследование затянулось на многие годы. И вот недавно российский профессор доктор медицинских наук Виктор Звягин обнародовал результаты анализов костей из одного из этих саркофагов. Лабораторные исследования вроде бы дают основания утверждать, что это остатки князя Юрия Долгорукого. Однако у нас есть обоснованные сомнения не только в том, что это кости князя, но и вообще в том, что они принадлежали мужчине.
— Откуда вообще известно, что основатель москвы похоронен в Киеве в церкви Спаса на Берестове?
- Мы знаем это из летописи: там сказано, что Долгорукий умер в 1157 году и похоронен в этом храме. Следует сказать, что великих князей Киевских (одним из них был Юрий Долгорукий) и их ближайших родственников после смерти хоронили, как правило, в саркофагах из пирофилитового сланца, который добывают на Житомирщине. В канун 800-летия москвы, которое в СССР отмечали в сентябре 1947 года, в Киев в древнюю церковь Спаса на Берестове власти направили экспедицию с задачей найти усыпальницу Юрия Долгорукого. Поиски велись очень тщательно — не только за совесть, но и за страх (нет сомнений, что ученые боялись провалить государственное задание, ведь наказание за это в сталинские времена могло быть чрезвычайно суровым). Но саркофага они так и не нашли.
Читайте также: «У стен Софии Киевской мы нашли фрагмент старинной золотой иконы, вероятно византийской»: археолог рассказал об уникальной находке
Зато 35 лет спустя фортуна неожиданно улыбнулась двум киевским археологам Владимиру Гончару и Виктору Харламову. Они даже не проводили раскопки в церкви Спаса на Берестове — просто выполняли археологический надзор за приведением в порядок территории возле этого древнего храма. Случилось так, что ковш бульдозера случайно наткнулся на саркофаг! Повезло обнаружить и еще один. Так что находкой удачливых археологов стали сразу 2 княжеских саркофага! Но настоящий ажиотаж вокруг этих артефактов возник примерно через 15 лет — когда Гончар опубликовал тезисы статьи, в которых он заявил, что в одном из саркофагов были останки именно Юрия Долгорукого.
- Археолог имел доказательства этого?
- Убедительных доказательств не было. Чтобы разобраться, чьи кости лежали в этом саркофаге, их нужно было тщательно исследовать. После громкого заявления Гончара тему останков скелета основателя москвы немедленно подхватили в россии. Тогда (2006, 2007 годы) отношения с рф были более или менее приемлемыми, поэтому ее ученым передали пробы костей для проведения экспертизы. Это имело смысл, потому что у россиян есть останки князей из рода Рюриковичей (например, сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского). Поэтому они могли сравнить их ДНК с ДНК костей человека, найденного в саркофаге возле церкви Спаса на Берестове.
Читайте также: В центре Киева снова провалился асфальт: под ним обнаружили подвал усадьбы начала ХІХ века
Но проходил год за годом, а российские ученые не обнародовали результаты этих исследований. Вообще было неизвестно, провели ли они их. Вдруг недавно российский профессор Виктор Звягин (он, кстати, больше всех поднимал шум вокруг находки Гончара и Харламова) заявил, что ДНК-экспертизу сделать невозможно из-за того, что останки плохо сохранились. По его словам, были проведены другие анализы, которые дают основания говорить, что в саркофаге находились кости Юрия Долгорукого.
-- Остатки человека, лежавшие в этом саркофаге, исследовались незаангажированными учеными?
- Да. Институт археологии Национальной АН Украины передал пробы костей шведским специалистам для проведения ДНК-экспертизы. В лаборатории генетики Стокгольмского университета выделили подходящую для экспертизы ДНК. Оказалось, что в ней нет Y-хромосомы. Это обстоятельство заставило подвергнуть сомнению то, что в саркофаге лежали остатки мужчины — вполне возможно, что они принадлежали женщине. Но это не единственный факт, заставляющий скептически относиться к версии, что это скелет князя Долгорукого.
- Какие еще факты свидетельствуют против этой версии?
- В древности Киев много раз подвергался безжалостному грабежу со стороны различных завоевателей, в частности князей (в связи с этим можно снова упомянуть владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского). А какую катастрофу пережил Киев в 1240 году, когда его захватили орды Батыя! Усыпальницы князей были лакомой добычей для ненасытных агрессоров, ведь там, думаю, было что взять. Княжеские саркофаги, как и египетские пирамиды, грабили еще в древности.
Читайте также: Долгожданная победа: суд в Амстердаме принял решение передать «скифское золото» Украине
Кстати, однажды на киевском Подоле во время археологических раскопок мы нашли в одной из древних могил остатки одежды с золотым шитьем, которая была на покойнике. Обычная ткань давно истлела, а золотое шитье сохранилось. К чему я это говорю? Представляете, какой наряд одевали на умершего киевского князя перед тем, как положить его в саркофаг? Я убежден, что это была очень богатая одежда, вероятно, что с золотым шитьем. Также в саркофаг, вероятно, клали дорогие вещи, оружие.
Давайте подойдем к стенду, где демонстрируется то, что мы нашли в одной из могил возле церкви Спаса на Берестове. Это захоронение какого-то офицера XVIII века. Видите, уцелели металлические пуговицы на мундире, сапоги (их удалось отреставрировать), рюмка для водки. Кстати, антропологическая экспертиза показала, что этот офицер при жизни болел сифилисом. Но дело не в том. Важно то, что в сохранившемся не ограбленном захоронении военного лежали его вещи: одежда, обувь и даже стопка у правого плеча.
- Хотите сказать, что если бы старинный княжеский саркофаг не был разграблен, то там лежали бы вещи князя?
- Именно так. Но ничего, кроме костей, там не было. Еще одно важное обстоятельство:
Между прочим, знаменитого митрополита Киевского Петра Могилу, по инициативе которого была восстановлена церковь Спаса на Берестове и другие старинные храмы Киева (например, Софийский собор), похоронили именно в саркофаге княжеских времен. Если тот не был пуст, то останки какого-то человека оттуда убрали и положили митрополита. Замечу, что в церкви Спаса на Берестове мы не только открыли новую музейную экспозицию, но и планшетную выставку, посвященную Петру Могиле (ее куратор заместитель генерального директора нашего заповедника Константин Крайний).
- Саркофаги, найденные возле этого храма, имеют надписи, по которым можно определить, кто из князей там был похоронен?
— К сожалению, никаких надписей на них нет.
- Вы сказали, что археологи Гончар и Харламов нашли здесь 2 древних саркофага. Что было во втором?
- Скелеты пожилого мужчины и молодой женщины. Есть предположение, что это остатки сына Юрия Долгорукого Глеба и его жены. Но эту версию следует тщательно проверить. Кстати, существует предание, что князя Глеба, как и его отца, отравили киевляне.
Замечу, что еще в 1914 году архитектор Петр Покрышкин нашел опять же не внутри церкви Спаса на Берестове, а у ее стен древний саркофаг, врытый в землю. По наиболее вероятной версии, в нем была похоронена сестра Юрия Долгорукого Евфимия. Ее останки не сохранились. Важно, что в ходе этих исследований Покрышкин смог впервые определить возраст церкви Спаса на Берестове — она была построена в конце XI — начале XII веков.
Вышло так, что в летописи есть сведения о 3 княжеских усыпальницах в церкви Спаса на Берестове: Юрии Долгоруком, его сыне Глебе и Евфимии. И как раз 3 саркофага найдены. Но это не значит, что нет шансов найти еще. Ведь в этом храме могли похоронить и других князей ветви Мономаховичей, а записи об этом в летописи не сделать.
- Интересно, почему все 3 найденные старинные саркофаги находились не внутри церкви, а за ее стенами?
- В княжеские времена традиция хоронить высокопоставленных лиц была как внутри, так и за пределами храма.
Что касается церкви Спаса на Берестове, то следует сказать, что она сохранилась не полностью — часть этого старинного храма разрушена. Ныне он состоит из нескольких частей, построенных в разное время. Одна — княжеских времен
Несмотря на то, что церковь Спаса на Берестове расположена в самом центре города, на Печерске, далеко не все киевляне знакомы с этой уникальной древней достопримечательностью. Возможной причиной этого является то, что с начала ХХІ века почти 20 лет церковь была закрыта на реставрацию. Даже после завершения работ в сентябре 2019 года она открывалась для посетителей только на непродолжительное время. Наконец Национальный заповедник Киево-Печерская лавра открыл ее для посещения. В обновленной экспозиции церкви представлены очень интересные находки. В частности, обломок шрапнельного снаряда, попавшего в купол этого храма зимой 1918 года во время обстрелов Киева российскими большевиками под руководством печально известного главаря Михаила Муравьева. Он разместил пушки на левом берегу Днепра в районе Дарницы и приказал стрелять по городу, используя в качестве ориентиров купола церквей. Этот обломок нашли в ходе реставрационных работ — он застрял в деревянной балке у купола церкви Спаса на Берестове. Прошло чуть больше 100 лет, и российские изверги снова стреляют по Киеву. В этот раз ракетами.
Ранее «ФАКТЫ» писали о еще одном открытии археологов — супернаходке в Киево-Печерской лавре.
На фото в заголовке Сергей Тараненко