Украина

Заместитель министра финансов татьяна ефименко: «прежде чем начать определять доходы людей по их расходам, следует провести «налоговую амнистию»

0:00 — 4 октября 2007 eye 296

Чтобы полноправно вступить в Евросоюз, Украине еще предстоит привести в соответствие с международными нормами налоговое законодательство и повысить конкурентоспособность своих производителей Для большинства из нас Евросоюз — просто модная мечта. А ведь мало кто представляет, как изменится наша жизнь в случае вступления Украины в ЕС. Вопросов множество. Подорожают или подешевеют коммунальные услуги, газ и бензин? Станут ли прилавки наших магазинов ломиться от изобилия дешевых продуктов? Изменится ли система образования? Что будет с нашими налогами, пошлинами, сборами? Да, Украина стремится в Европу… Но для того, чтобы стать полноправным членом ЕС, нам предстоит еще многое осознать и сделать. Именно поэтому украинские специалисты с большим интересом изучают опыт новых членов Евросоюза. К примеру, наша делегация, в составе которой были представители Министерства финансов, Национального банка и научной общественности, три дня знакомилась с трудностями, которые пришлось преодолевать Венгрии на пути в ЕС. О том, как опыт соседей поможет нам адаптироваться к европейским условиям, «ФАКТЫ» побеседовали с главой делегации — заместителем министра финансов Украины Татьяной Ефименко.

«Вхождение Венгрии в ЕС сопровождалось падением сельхозпроизводства в стране»

- Татьяна Ивановна, как вы думаете, придется ли венграм повышать налоговые ставки и сокращать социальные расходы, как заявили некоторые представители их нового правительства?

- На самом деле решение о повышении налоговых ставок в Венгрии еще не принято. Это предмет серьезного обсуждения. Существуют противоречивые мнения по этому вопросу, ведь, с одной стороны, необходимо обеспечить доходную часть бюджета, а с другой — не перестараться с увеличением налогового давления. Иначе экономика попадет в так называемую налоговую ловушку, когда из-за непосильного налогового бремени предприниматели минимизируют свои обязательства перед казной государства. А то и вовсе переведут капиталы в другую страну, где налоговое давление меньше.

- Венгерские чиновники говорили, что возможное повышение ставок и сокращение расходов обусловлено той «расточительной» социальной политикой, которую страна проводила на протяжении 2001-2006 годов, существенно увеличивая зарплаты, пенсии и пособия. У нас сейчас тоже декларируют увеличение доходов населения. Не придется ли и нам впоследствии расплачиваться за такую щедрость?

- Искусство правительственной политики как раз и заключается в том, чтобы удачно сочетать потребности населения с благоприятным инвестиционным (в том числе налоговым) климатом в государстве. И я могу сказать, что нашему правительству это достаточно успешно удается. Налоговое давление за годы нашей работы в целом не увеличилось. А после принятия Налогового кодекса (проект которого сейчас проходит общественное обсуждение), я думаю, нам удастся заметно повысить доходную часть бюджета, не увеличивая налогового давления на бизнес.

- И как же?

- Путем расширения базы налогообложения. Это коснется тех сфер и предприятий, которые сегодня находятся в «сером» секторе экономики. И сделать это нужно тонко, не затрагивая основные факторы роста, необходимые государству для обеспечения стабильного развития экономики. Ведь именно от ее эффективной работы в итоге и зависит объем налоговых поступлений, а следовательно, возможность финансировать зарплаты, пенсии, пособия…

Поэтому я с тревогой восприняла информацию о том, что вхождение Венгрии в ЕС сопровождалось падением сельскохозяйственного производства в стране.

- Вы знаете, побывав в Венгрии, я обнаружила в продуктовых магазинах немецкое молоко, французский сыр, австрийские сладости…

- А ведь еще не так давно классический продуктовый набор состоял из венгерских кур и овощных консервов… Для нас это должно стать серьезным стимулом лелеять своего конкурентоспособного товаропроизводителя. Чтобы, когда мы постепенно придем к интеграции в ЕС, наш производитель выдержал конкуренцию на европейском рынке. Может быть, не по всем позициям, но хотя бы в определяющих секторах. Нужно поддерживать такую государственную политику, которая позволит нам вступить во Всемирную торговую организацию и Евросоюз достойными конкурентоспособными членами. И немалую роль в этом, конечно же, играет создание рациональных правил игры именно в налоговой сфере. Налоговая система должна быть максимально справедливой.

- И в чем должна заключаться ее справедливость?

- В том, что налоги обязаны платить все. Как, например, каждый, кто покупает бутылку пива, платит акцизный сбор и НДС.

«Цены на наши подакцизные товары должны быть сопоставимы

с ценами на рынках соседних стран»

- Кстати, об акцизах. Многие европейские страны устанавливают очень высокие акцизные сборы на табачную и алкогольную продукцию. Например, в Англии пачка сигарет стоит около 6-8 фунтов. То есть от 60 до 80 гривен. Не придется ли нам повысить акциз и, следовательно, цены на табак и алкоголь на пути в ЕС?

- При оценке размеров акцизного сбора необходимо учитывать стоимость этих товаров в других, ближайших, странах. Как только предпринимается попытка повысить, к примеру, акциз на сигареты, сразу увеличивается поток контрабандной продукции из-за рубежа. Поэтому нам нужно строить свою налоговую политику так, чтобы в итоге цены на отечественные подакцизные товары были сопоставимы с ценами на рынках наших географических соседей…

- В России?

- В первую очередь — в России, Молдове, Польше… Вы вспомните 90-е годы, когда наш рынок был завален дешевым иностранным мясом. Все подобные «нашествия» связаны в первую очередь с перепадом цен у нас и у соседей. Если это выгодно, товар будут ввозить. Или вывозить… Любой дисбаланс приносит ущерб. Именно поэтому, создавая Налоговый кодекс, мы старались рационально строить налоговую систему. И уже сейчас видим определенные результаты этой подготовительной работы. К примеру, посмотрите на наши предприятия перерабатывающей промышленности…

- Разве с ними что-то не так?

- Наоборот. Нынешнее развитие перерабатывающей промышленности в сельском хозяйстве является ярким примером того, как, почувствовав благоприятный налоговый климат, в страну вернулись инвестиции. В частности, в отрасль потек кипрский капитал.

- Почему кипрский?

- Как говорит мой знакомый журналист: «К нам приехал кипрский капитал в украинских шароварах». Мы все прекрасно понимаем, что в период с 1990 по 2000 год, когда наша экономика падала, наблюдался отток денег за рубеж. Некоторые капиталы просто были бездарно проедены, но были такие люди, которые сохранили и приумножили эти деньги и привезли их назад. И слава богу!

Существуют различные оценки того, сколько денег ушло из Украины. Но мы должны создать условия, чтобы вернуть их обратно. Поэтому я твердо убеждена: необходимо приветствовать любые формы привлечения инвестиций в нашу экономику.

- Не будет ли этому способствовать легализация доходов, которую правительство собирается провести?

- Возможно. Ведь сама по себе «налоговая амнистия» или легализация капитала проводится не для того, чтобы пополнить казну. Ее объявляют, чтобы дать каждому желающему шанс перейти на честные финансовые отношения с государством и начать свой уже легальный бизнес фактически с чистого листа.

- Когда и как ее планируется провести?

- Все нужно делать своевременно и постепенно. Для начала необходимо принять и внедрить Налоговый кодекс. Через год провести «налоговую амнистию». А еще через какое-то время (по окончании самой легализации) в Налоговом кодексе должны вступить в силу те нормы, которые регулируют применение непрямых методов определения доходов.

- Это когда доходы людей можно оценивать по их расходам? Так, по-моему, в свое время поступили США, доказав наличие незаконных доходов у известного гангстера Аль Капоне, по его дорогостоящей недвижимости…

- Хочу отметить, что в настоящее время непрямые методы успешно применяются не только в Северной Америке, но и в Европе. Но чтобы начать их использование у нас, нужна точка отсчета: государство должно всем дать шанс добровольно задекларировать свои доходы и имущество, уплатив в бюджет соответствующую сумму.

- Какую?

- В законопроекте предусмотрено 3 процента от легализуемой суммы. При этом государство должно выдать гарантию, что человека, предприятие или фирму, которые легализуют свои доходы и имущество, потом не будут преследовать ни по политическим, ни по уголовным мотивам… Зато если позже у государства возникнут к налогоплательщику вопросы: «Откуда у него при относительно небольших заработках дорогостоящий автомобиль или шикарный дом в престижном районе?», он сможет показать свою декларацию и сказать: «Вот мои средства, банковский счет, накопления. Я их честно задекларировал и уплатил налог. Я — чист перед державой».

- Декларирование будет добровольным или обязательным?

- Исключительно добровольным.

- И как долго будет идти акция?

- Есть разные оценки. Предположительно, процесс легализации может продолжаться от года до двух. На протяжении этого периода любой человек получит право прийти в налоговую инспекцию, заполнить декларацию, указать свой капитал и имущество, уплатить соответствующую сумму, получить государственное свидетельство о легализованных доходах и… спать спокойно.

- Предположим, у человека уже есть яхта и вилла в Испании, но он не хочет возиться с декларациями. По окончании легализации могут ли у налоговой службы возникнуть вопросы по поводу этого имущества, купленного до начала применения непрямых методов?

- Ни в коем случае! Никто не ставит перед собой цель кого-то поймать. Это все равно что говорить о реприватизации. Закон обратной силы иметь не будет…