20 июля на Facebook-странице Карпатского национального природного парка (КНПП) было опубликовано обращение коллектива учреждения. В отличие от подавляющего большинства других постов в соцсетях парка, этот лишь косвенно касался природы.
В сообщении работники заявили, что в руководстве парка запланированы изменения. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов решило без проведения конкурса назначить нового директора вместо Владимира Слободяна, который почти 10 лет управляет парком и имеет поддержку коллектива. В КНПП подчеркнули: Минсреды не прислушивается к пожеланиям работников учреждения, а решение о смене руководителя может привести к упадку парка.
Война причиняет нам невероятные страдания и беды. А также нашей земле. Экологи бьют тревогу. На реабилитацию украинских экосистем уйдет десятилетия, популяции некоторых видов растений и животных могут быть безвозвратно потеряны. Разве этого недостаточно, чтобы более внимательно, более ответственно отнестись к тем природным богатствам, которые огонь войны не задел?
Расположенный в Ивано-Франковской области Карпатский национальный природный парк является старейшим в Украине. Парк, существующий с 1980 года, охватывает территорию в 50 тысяч га, которыми пролегает Черногорский хребет — самая высокая часть Украинских Карпат с горой Говерла (фактически формирующей климатическую ситуацию в Прикарпатье и Закарпатье) и другими горами-двухтысячниками.
«У большинства других парков и заповедников нет такого биоразнообразия, которое встречается у нас. Только в Черногорском массиве, который проходит по нашему парку, можно сохранить отдельные лесные пояса, такие как пояс смешанных лесов, пояс еловых лесов, субальпийский пояс и альпийский пояс», — рассказал в недавнем интервью «РБК-Украина» директор парка Владимир Слободян.
В свою очередь эти четыре пояса растительности определяют живущий там животный мир. Зоогеографической спецификой Карпат является то, что в горную систему не проникает ряд равнинных видов. В парке сформировался специфический комплекс бореально-таежных и горных видов позвоночных, не встречающихся на прилегающих территориях. В этих зонах проживают и краснокнижные животные: горностай, лесной кот, рысь, медведь. Для защиты животных парк ежегодно весной и осенью устанавливает периоды тишины. В это время посещение парка запрещается.
Парк является одной из частей истока бассейна реки Прут, питающего ряд населенных пунктов западных областей Украины. Там же сохранились очаги остатков старинных пралесов — некоторые в возрасте от 170 до 220 лет.
Такая комбинация природных факторов создает уникальный состав воздуха, способствующий лечению респираторных заболеваний, убеждены местные жители. Рядом с парком в Яремче не случайно расположился детский санаторий.
Также не стоит забывать, что в этом регионе проживает этническая группа гуцулов, придерживающаяся древних религиозных и хозяйственных традиций. На территории КНПП расположены три традиционных полонинских хозяйства, занимающихся овцеводством.
Так что не зря накануне войны международная компания Save Energy признала «Карпатский» лучшим парком Европы.
В частности, совместно с международными спонсорами парк проводит научную работу, направленную на анализ естественных изменений в карпатских лесах. При поддержке общественной организации Global Сonservation из США были закуплены фотоловушки и введена система смарт-патрулирования, а также система проведения фенологических наблюдений. Директор парка Владимир Слободян отметил, что уже 30% лесных инспекторов парка имеют телефоны, которые позволяют фиксировать изменения в природе. Кстати, Франкфуртское зоологическое общество — другой спонсор КНПП — планирует докупить для нужд парка еще 46 устройств, работающих на смарт-системах.
Парк совместно с американскими коллегами также проводит важный проект по сохранению европейской норки — находящегося на грани вымирания вида. Норки сохранились в Карпатах, поэтому для их исследования были использованы фотоловушки. По итогам исследования удалось установить, что состояние численности норки в верховьях бассейна Прута и Черного Черемоша удовлетворительное.
Одним из главных направлений работы остается вопрос повышения туристической привлекательности парка. Для этого также привлекаются иностранные инвестиции. В частности, благодаря румынской поддержке КНПП получил современный экотуристический визит-центр. Но в большинстве случаев парк работает собственными силами, развивая рекреационные пешеходные маршруты.
Десять лет назад в парке было всего пять туристических маршрутов. В настоящее время усилиями коллектива созданы дополнительные экотропы и маршруты, протяженность которых достигает 300 км. По словам Слободяна, это и путь к горе Маковыця, и популярный маршрут «Девичьи слезы», и восстановленный маршрут на гору Хомяк через урочище Вередовский (известный еще со времен Австрийской империи). Также был открыт маршрут на одну из самых высоких вершин Черногорских Карпат гору Поп Иван. Там, кстати, расположена польская обсерватория, построенная еще в 1939 году. Теперь она будет реставрироваться и функционировать благодаря сотрудничеству парка, Прикарпатскому педагогическому и Варшавскому университетам.
«Карпатский» для развития собственных территорий готов сотрудничать с бизнесом — при условии, что такая деятельность не принесет вреда природе. Подобные проекты часто имеют образовательный элемент: так, на базе вольерного хозяйства, расширившегося при финансовой поддержке предпринимателей, действует летний класс, где летом проходят занятия с детьми. Там же построили реабилитационный центр для птиц и сделали первую в Украине «босоногую» тропу.
Карпатский национальный природный парк также размещает частные музеи. В селе Поляница учреждение предоставило территорию под музей «Парк природы Карпат», который смонтировали на специальных геошурупах, уменьшающих нагрузку на землю.
Сейчас в парке размышляют о возможностях для дальнейшего развития. К примеру, научный отдел стремится к созданию современной лаборатории — но сейчас будущее парка остается неопределенным.
Теперь местное общество и работники парка бьют тревогу: заповедная среда оказалась под угрозой. По их словам, под прикрытием боевых действий в «Карпатский» пытаются назначить (вне конкурса) новое руководство. И его цель, как подозревают, состоит далеко не в развитии национального парка. Недавно, прикрываясь военным положением, нового директора планировали назначить в обход конкурсных процедур. Более того, на назначение претендовал человек, который официально не смог дважды пройти законный конкурс в предыдущие годы. Поэтому совершенно справедливо глава областной военной администрации Светлана Онищук отказалась одобрить кандидатуру, предложенную министерством. Однако в Карпатском нацпарке предостерегают: эта попытка была не последней.
Поскольку предыдущие конкурсы так и не выявили победителя, Владимир Слободян пятый год подряд остается в должности «исполняющего обязанности» руководителя Карпатского национального природного парка. Как объясняют работники учреждения, Слободян эффективно управляет парком, а его текущий статус и. о. не препятствует внедрению положительных изменений сразу по нескольким направлениям.
Однако очевидно, что суета вокруг руководства парком не стремится улучшить менеджмент учреждения или выйти на качественно новые ступени развития. Тот, кто руками министерства усложняет парку жизнь, хочет получить доступ к заповедным территориям. Конкретно речь идет о около 200 га заповедной территории, граничащей с землями «Буковеля». Более того, существует обеспокоенность тем, что смена руководителя КНПП приведет не только к захвату этих 200 га, но и к дальнейшему нелегальному отчуждению парковых земель.
Впрочем, всегда можно найти компромиссное решение. К примеру, потеря парком земли должна быть компенсирована за счет присоединения других территорий. Еще в 2010 году президентом Виктором Ющенко было подготовлено решение о расширении Карпатского национального природного парка. Это решение так и не было окончательно одобрено правительством, но все научные обоснования для его внедрения существуют. Доработанный указ экс-президента позволил бы провести расширение парка в направлении бассейна реки Прут, то есть по бассейновой системе, которая является стандартом в развитых странах мира. То есть парк расширился бы за счет Ворохтянского и Делятинского лесхозов на 15 тысяч гектаров. И это дало бы возможность сохранить существующий на этой территории природный комплекс. А на этих территориях расположены леса, произрастающие выше 1000−1100 метров над уровнем моря, и, согласно мораторию, не подлежащие вырубке.
В случае, если решение о расширении парка будет принято, можно будет говорить об уравнении парковых границ. Это будет привычный процесс — КНПП периодически получает предложения от громад по уточнению границ участков, ведь многие частные земли по историческим причинам пересекаются с заповедными территориями. Также после расширения парк сможет уступить «хвостик» в 200 гектаров, на который претендует «Буковель». И, конечно, это произойдет при условии, что курорт будет соблюдать требования законодательства по эксплуатации этой земли.
Более того, в расширении заповедных земель КНПП должна быть заинтересована вся страна. Причина не только в сохранении редкой природной среды, но и в требованиях Европейского Союза, на который должна равняться наша страна. В настоящее время природно-заповедный фонд составляет 7% территории Украины, тогда как ЕС устанавливает, что заповедники должны составлять не менее 15% территории страны.
На фото в заголовке: Вид на гору Хомяк (фото: соцсети КНПП)