Украина

«чтобы еще раз выплатить вкладчикам бывшего сбербанка по 50 гривен, нужно предусмотреть в бюджете на эти цели полтора миллиарда. Пока такой суммы нет, не стоит и начинать… »

0:00 — 9 октября 2007 eye 320

По мнению директора департамента политики развития рынка финансовых услуг Министерства финансов Украины Владимира Коцюбы, необходимо точно знать, кому и сколько должно государство, а для этого следует создать полную базу данных претендентов на компенсацию

Компенсация обесцененных сбережений советских времен — одна из наиболее болезненных социальных проблем Украины. Несмотря на многочисленные обещания политиков и чиновников, пока нет механизма, который позволил бы в обозримые сроки вернуть долги людям, потерявшим деньги, накопленные до 1992 года. А средств для этого нужно ни много ни мало — 127,8 миллиарда гривен.

Быстро выплатить такую огромную сумму при нынешнем уровне развития украинской экономики, конечно, невозможно. Однако, по мнению специалистов, правильная организация процесса компенсации поможет существенно его ускорить.

О том, каковы ближайшие и отдаленные перспективы в вопросе выплаты компенсаций, рассказывает директор департамента политики развития рынка финансовых услуг Министерства финансов Украины Владимир Коцюба.

«Далеко не все граждане, имеющие право на выплату с «первого круга», получили по 50 гривен»

- Сколько денег заложено на компенсацию вкладов в будущем году?

- В подготовленном проекте бюджета значится сумма 750 миллионов гривен.

- На что они будут направлены?

- Помимо обязательных статей (помощь на погребение), предусматриваются средства на выплату 50 гривен тем, кто еще не получил деньги, и на выкуп облигаций государственного целевого займа 1990 года. Будут выкупаться бумаги на те же товары, что и в нынешнем году, а кроме них, на автомобили ВАЗ и «Волга» (сейчас выкупаются только «Таврии» и «Москвичи»). Оставшаяся сумма будет направлена на выкуп сертификатов Сбербанка СССР.

- А почему после того, как всем обладателям обесцененных вкладов было выдано по 50 гривен, не начинается второй этап выплаты той же суммы?

- Далеко не все граждане, имеющие право на выплату с «первого круга», получили по 50 гривен. При этом мы должны позаботиться о том, чтобы выплаты не вызвали социального напряжения. Если объявим, что выдаем по

50 гривен, денег должно хватить всем. Иначе у отделений Сбербанка соберутся очереди, возникнут конфликты. Поэтому, прежде чем начинать «второй круг», нужно заложить в бюджет нужную сумму.

- Какую?

- Давайте прикинем. Предположим, нам необходимо выплатить по 50 гривен только тем, кто один раз уже получил деньги. На сегодняшний день это около 23 с половиной миллионов обладателей сберкнижек. Умножаем на 50. Получается 1 миллиард 175 миллионов гривен. Прибавим еще 260 миллионов гривен, которые выделяются для родственников умерших вкладчиков. Но и это еще не все. Ведь услуга по выдаче денег через Ощадбанк платная. Выходит, нужно предусмотреть и сумму на оплату услуг Ощадбанка.

Таким образом, чтобы выплатить вклад-

чикам по 50 гривен, необходимо заложить в бюджете на эти цели примерно полтора миллиарда гривен. А пока такой суммы нет, думаю, не стоит начинать повторные выплаты.

- В 2005 году гражданам дали возможность погасить за счет сбережений долги за коммунальные услуги. Не планируется ли позволить вкладчикам оплатить таким образом еще что-нибудь?

- Оценивая результаты этой акции и ее последствия, я считаю, что больше государство на такие «подвиги» не пойдет. Схема, может быть, и интересна, но имеет много слабых мест. Во-первых, неденежные расчеты негативно влияют на экономику. Ведь тогда государство погасило часть своих обязательств перед вкладчиками, учтя их долги за коммунальные услуги. А предприятиям жилищно-коммунального хозяйства простили долги на эту сумму. Деньги в этих расчетах не присутствовали. Тем временем ЖКХ работало и оказывало населению услуги, которые стоят денег. Таким образом, были «вымыты» оборотные средства предприятий. А они и без того не в лучшем финансовом положении.

Во-вторых, при таком расчете был нарушен принцип справедливости, которым нужно руководствоваться при решении любого вопроса, имеющего большое социальное значение. Ведь получилось, что люди, которые, несмотря на экономические трудности 90-х годов, исправно платили за жилье, в этой акции участия не приняли, так как у них нет долгов. А неплательщики, с которыми государству полагается бороться, получили поощрение: их задолженности были погашены.

- Компенсацию выплачивают уже несколько лет. Сколько всего денег выдано за это время?

- Около 4 миллиардов 100 миллионов гривен. Из них «живыми» деньгами — около 2 миллиардов 300 миллионов гривен и порядка 1 миллиарда 800 миллионов гривен было учтено в 2005 году в счет платы за коммунальные услуги.

«Количество людей, претендующих на возмещение, постоянно увеличивается»

- А каков общий долг государства?

- Законом закреплена задолженность в размере 131,96 миллиарда гривен. Из них около 122 миллиардов приходятся на вкладчиков Сбербанка СССР. Остальные — на клиентов Укргосстраха.

На сегодняшний день возмещению подлежат, по разным данным, от 52 до 54 миллионов счетов. И их количество постоянно увеличивается.

- Почему?

- После смерти вкладчика его сбережения переходят к наследникам. А наследник, как правило, не один. Таким образом, число людей, претендующих на компенсацию вкладов, постоянно возрастает.

Впрочем, говорить о точных цифрах очень сложно, поскольку у нас нет полной базы данных с информацией о том, кому и сколько государство должно. Клиентская база Сбербанка СССР начала формироваться с момента его основания в 20-х годах прошлого века и пополнялась до 1992 года. Специалисты понимают, что не вся эта база сегодня актуальна. То есть если предположить, что государство объявит о полной выплате всех компенсаций, то все 122 миллиарда востребованы не будут. Ведь за десятилетия существования Сбербанка многое произошло. Кто-то умер, не оставив наследников, у кого-то потерялась книжка. То есть реально компенсации подлежит меньшая сумма, чем указана в законе, а вот какая — никто сказать не может. И это, конечно, затрудняет управление выплатами.

Вот, например, за 50 гривнями обратились обладатели только 23 с половиной миллионов счетов.

- Получается, что почти 30 миллионов счетов не действуют.

- Этого точно сказать нельзя. Возможно, многие просто не стали беспокоиться из-за 50 гривен. А если бы выплачивалось по 100 гривен, то пришли бы.

Поэтому первоочередная задача на сегодняшний день — создание полной базы данных вкладчиков, претендующих на компенсацию. А пока решено направлять деньги на выкуп ценных бумаг. В нынешнем году выкупаются облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года по нескольким видам товаров и государственные казначейские обязательства СССР. И поскольку не все выделенные деньги востребованы по этим статьям, подготовлен проект постановления правительства, в соответствии с которым свободные средства перераспределят на выкуп сертификатов Сберегательного банка СССР.

«Необходимо будет прийти в отделение Ощадбанка по месту внесения вклада с паспортом, идентификационным номером и сберкнижкой»

- Когда планируется создать базу данных вкладчиков?

- Министерство финансов разработало проект закона, который призван создать базу для эффективного и справедливого проведения выплаты компенсаций. Проект одобрен Кабинетом министров Украины и передан на рассмотрение в Верховную Раду. Если закон примут, эту работу можно будет осуществить за год.

- Каким образом планируется создавать базу данных?

- Исходя из действующих правил открытия депозитного счета. Для этого люди должны будут прийти в отделения Ощадбанка по месту внесения вклада с паспортом, идентификационным номером, сберкнижкой. На основании этих данных можно будет составить полный список претендентов на компенсации.

- Но ведь в Ощадбанке должна была сохраниться информация о вкладчиках советского времени. Почему бы не использовать ее вместо того, чтобы беспокоить людей?

- Дело в том, что тогда открыть счет в сберкассе было намного проще, чем теперь. Человек показывал в банке паспорт, его фамилию, имя, отчество записывали и выдавали сберкнижку. В результате единственным признаком, по которому идентифицировался человек, было имя. Поэтому сегодня практически нет способа отличить одного Иванова Ивана Ивановича от другого. А где двойники, там неминуемы путаница, скандалы, суды…

При создании же базы данных владельцы вкладов предъявят справки об идентификационном номере, что позволит избежать неразберихи. На каждого вкладчика будет открыт счет в Ощадбанке, на который и будет впоследствии перечисляться компенсация.

Кроме того, такая регистрация позволит отсечь счета, которые уже не активны, и установить, сколько денег государство должно выплатить людям.

- А как будут осуществляться выплаты после того, как информацию соберут?

- В законопроекте заложен принцип выплаты компенсации равными частями. То есть сумму, выделенную в бюджете на год, будут делить на количество вкладчиков и поровну перечислять деньги каждому на счет. Это позволит решить сразу несколько проблем.

1. Деньги, в соответствии с решением Конституционного суда, будут распределяться поровну между всеми вкладчиками (существует решение КС, которое запрещает при выплате компенсаций разделять вкладчиков на категории.  — Авт. ).

2. Средства можно будет получить в любое удобное время и не стоять в очереди в банке. Если человек не придет за деньгами, они останутся на счете, и он сможет снять их, когда захочет. А согласно нынешнему порядку, деньги, которые Сбербанк не выплатил вкладчикам до конца года, возвращаются обратно в бюджет.

3. Перевод денег на счета будет стоить дешевле, чем выдача наличных. Это позволит меньше платить за услуги Сбербанка и, соответственно, больше средств останется на выплату компенсаций.

Ну и, кроме того, мы снимаем спекулятивную проблему, которая, к сожалению, тоже может возникнуть при выплате компенсаций.

- В чем она заключается?

- Государство взяло на себя обязательство выкупить четыре вида ценных бумаг, выпущенных в СССР: облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года, государственные казначейские обязательства СССР, сертификаты Сбербанка СССР и облигации государственного внутреннего займа 1982 года. Закон предусматривает, что мы выкупаем те бумаги, которые принадлежат гражданам Украины или приобретены на территории нашей страны. А для этого, естественно, нужно иметь возможность установить происхождение бумаг. Что не всегда возможно.

Из всех четырех именными являются только облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 года. То есть на них указано имя владельца, и легко установить, является ли он гражданином Украины. Остальные бумаги — на предъявителя. Причем две из них имеют признаки, которые позволяют определить, что они были приобретены на территории Украины, а одна — облигация государственного внутреннего займа 1982 года — таких признаков не имеет.

Таким образом, возникает опасность, что бумаги, приобретенные на территории других республик СССР, могут быть предъявлены к выкупу в Украине через граждан нашей страны.

- Действительно, такой соблазн может возникнуть. Каким же образом мы можем защититься от иностранцев, пытающихся реализовать свои бумаги в Украине?

- Предположим, ко мне приезжает старый друг из России и привозит облигаций на 100 тысяч с просьбой от моего имени предъявить их для выкупа. Я отправляюсь в сберкассу, а мне говорят, что, конечно, я могу зачислить весь этот мешок бумаг на свой счет, но получить сразу 105 тысяч гривен не получится. Мне будут выплачивать ежегодно такую же сумму, как и всем. На мой взгляд, данная схема выплат существенно снизит интерес к подобного рода операциям. Ведь спекулянты любят получать все деньги сразу.