Национальной легендой Украины стал николаевский спасатель Игорь Ивасиков. Высокую награду молодому офицеру недавно вручил лично Президент Украины Владимир Зеленский.
Начальник караула Игорь Ивасиков на войне с первых минут. Молодому офицеру с побратимами приходилось спасать людей из разбитого ракетным ударом здания областной военной администрации. А еще погружаться в охваченный огнем резервуар с подсолнечным маслом… Игорь Ивасиков рассказал о самых резонансных ситуациях, связанных с войной.
— Да, ликвидация пожара в масляном цехе мне запомнилась больше всего, — рассказал «Фактам» лейтенант службы гражданской защиты Игорь Ивасиков. — Тогда утром наш караул сменился с дежурства. Я еще задержался в части по делам — поработать с рабочей документацией. И тут начался очередной мощный обстрел. Слышим грохот попадания, видим столб черного дыма. Еще до сообщения мы поняли, что случилась беда и стали надевать боевки. И вот телефонный звонок о пожаре на предприятии по переработке растительного масла. Конечно, все наши мгновенно поехали на бой!
Ракета точно попала в огромный резервуар с непереработанным подсолнечным маслом. Сила взрыва была такова, что крышку емкости смяло, как бумажный фантик, и швырнуло на соседнюю емкость. Масло горит, как настоящий ад. Это же легковоспламеняющийся продукт. Ребята тушили пожар пеной. Поднимались с помощью подъемника и автолестницы над горящим резервуаром и так гасили огонь. Постепенно пожар внешне ликвидировали.
Но огонь еще пылал внутри самого изуродованного резервуара, потому что там оставалось много масла. Так что о победе над пожаром не было и речи. Более того, огонь в любой момент мог снова набрать силы и перекинуться на всю территорию. Техника туда вглубь не доставала. Поэтому нужно было лезть в растерзанную пылающую емкость.
— Как вам удалось туда добраться?
— С начальником нашей части мы спустились вдвоем в резервуар. Спускались по лестнице. Хорошо, что она уцелела. Емкость — огромная, рассчитанная где-то на шесть тысяч кубов масла — от прямого попадания была разбита в щепки. Где-то еще можно пройти, где металл разорвало и покрутило, как траву, то есть сплошной лабиринт. Плюс — масло: местами по щиколотку, местами — по колено, а то и выше пояса. И вся густая, липкая масса тестом обнимает ноги и тело, не давая сделать и шага. Где-то она еще тлеет, где-то полыхает. А температура такая, что очень «жарко» даже в специальном термозащитном костюме.
Добавлю, что в любой момент могла снова раздаться воздушная тревога. И никаких гарантий, что россияне снова не будут бить по этому предприятию…
— Работать внутри емкости было очень тяжело?
— Из-за дыма, огня и испарения масла в маске очень плохо видно, поэтому шли на ощупь. Заденешь рукой это горячее тесто — оно намертво липнет к защитному костюму. Пытались не стать ногой, не коснуться случайно руками острых кусков железа от обломков. И тушили огонь.
В этом «лабиринте» мы проработали около трех часов, пока окончательно не потушили пожар. Когда на поверхности земли удалось сбросить наши спецкостюмы, они уже полностью просякли маслом. Однако самое главное, что удалось потушить пожар. И что не было человеческих жертв.
Кроме резонансного пожара в масляном цехе Игорю Ивасикову с побратимами пришлось еще спасать людей после жестокого ракетного удара по помещению Николаевской областной военной администрации 29 марта этого года. Напоминаем, что тогда российская ракета попала точно в девятиэтажку. В страшной трагедии погибли 36 человек. Еще 17 человек удалось спасти.
— В то утро было мое дежурство, — вспоминает Игорь Ивасиков. — И вот очередная воздушная тревога. Громкий взрыв, аж стекло в части зазвенело, потолок заходил ходуном. И видим совсем рядом черный дым. Мы сразу, еще до сообщения, надели спецформу и приготовились ехать. И здесь нам сообщают о беде в помещении администрации.
Ракета попала в левую часть здания. От прямого попадания конструкции с девятого по первый этаж рассыпались, как кубики. Завалило и вход в здание. Некоторые работники, чудом уцелевшие после взрыва, остались заблокированными на верхних этажах и не могли выйти из-за забаррикадированных тоннами обломков кирпича, стекла, бетона и перекрытий коридоров и входных дверей.
— Как тогда удалось спасти людей?
- Мы с бойцами сначала обследовали коридоры, кабинеты, все помещения на этажах — не осталось ли там живых или раненых людей. Возможно, кто-то в панике спрятался как можно дальше и не знает, что делать. Действительно, нашли на шестом этаже тяжело раненого мужчину. Он лежал в коридоре и не мог вымолвить ни слова. Оказали ему первую помощь. Его удалось эвакуировать на носилках из разбитого здания.
Еще в тот день наш караул спас несколько человек, оказавшихся заблокированными на верхних этажах на высоте более 20 метров. С седьмого этажа мы сняли насмерть испуганную, но живую и невредимую женщину. Туда смогли добраться с помощью коленчатого подъемника. А еще двоих мужчин сняли с помощью автолестницы уже с восьмого этажа. Как бы людям ни было страшно спускаться с такой высоты, оставаться в разбитом здании было еще страшнее. Рядом с нами тоже работали ребята из всех наших частей. В общей сложности спасатели Главного управления ГСЧС Украины в Николаевской области спасли тогда 17 человек.
— Николаев ежедневно и каждую ночь страдает от обстрелов. Погибают люди, рушатся дома. Какой случай спасения потерпевших за последнее время запомнился вам больше всего?
- Если зимой и весной били в течение всех суток, то сейчас чаще ночью. Мы с ребятами уже с грустью «гадаем», как на ромашке: «прилетит — не прилетит»… Особенно густо бьют сейчас из зенитно-ракетных комплексов С-300 кассетными зарядами, чтобы убить и покалечить как можно больше людей.
Недавно очередной ночной обстрел. Ракеты попали в автомобильную парковку на улице. Вспыхнули несколько машин. Мы сразу выехали по вызову. Но обстрел был такой силы, что сами вынуждены были прятаться. Эти смертоносные кассеты горохом сыпались по улице. И видели, как несколько ракет «прилетели» по четырех- и пятиэтажкам неподалеку от нас. К счастью, тогда никто не погиб. Люди были в хранилищах.
Так и работаем. Фактически без передышки с начала войны. Все наши побратимы-спасатели круглосуточно спасают, тушат, помогают, разминируют… Мы с ребятами застали первые сутки вторжения тоже на дежурстве. Потому что 24 февраля ранним утром все мы в части проснулись от взрывов обстрелов и бомбардировок. И дальше пошли шокирующие новости. С этого времени и работаем в усиленном режиме.
— Понятно, что все эти героические поступки дело рук всех бойцов — от руководства и простых спасателей. Назовите коллег, с которыми вы рискуете жизнью ради спасения рядовых граждан.
— Назову имена ребят. Это спасатели Евгений, двое Сергеев, Олег, Иванко, двое Андреев. Это наше спасательное братство, где один за всех и все за одного. Они себя по именам узнают!
— Недавно вас лично наградил президент Украины. Чем для вас стала эта награда?
— Конечно, волновался, потому что никогда в жизни не был в высших кабинетах государственной власти. Президент поблагодарил меня и ребят за службу, пожал руку. Конечно, мне очень приятно, я чувствую честь и уважение. И я очень горжусь тем, что этой наградой в моем лице отметили всю нашу Службу спасения «101», наших Героев и Героинь со всей Украины, которые без оружия сейчас тоже воюют ради общей Победы.
— Как вы стали спасателем? И были ли у вас резонансные случаи до войны?
- Моя биография довольно обычная. Родился в Николаеве. Твердо решил стать пожарным еще с детского сада. Окончил школу и ради осуществления своей мечты поступил на обучение в ведомственное профессиональное училище спасателей в Виннице. Успешно окончил, начал в 2019 году службу в родном городе. Далее получил высшее образование в Черкасском институте пожарной безопасности имени Героев Чернобыля, стал офицером службы гражданской защиты.
Честно говоря, до российского вторжения каких-то таких ситуаций и пожаров не было. Были пожары из-за неосторожности при курении, из-за детского баловства, нарушений правил эксплуатации электроприборов и печного отопления. Обычная работа спасателей. Хотя приходилось людей из огня выносить. А вот с началом вторжения нам всем приходится реализовать на все сто процентов и немного больше все наши знания, умения и навыки.
Читайте также: «Окровавленная женщина кричала от страшной боли и все время спрашивала: «Где мой ребенок?»: рассказ винницких спасателей и медиков
Фото прессслужбы ГСЧС Украины