В конце лета христианский мир отмечает один из 12 величайших праздников — Успения Пресвятой Богородицы. 28 августа верующие вспоминают о событии, связанном со смертью Девы Марии — матери Иисуса. В народе же праздник, когда произошло воссоединение Богородицы с Богом и переход ее в вечность, называли Первой Пречистой. Серия богородичных праздников имеет установленные даты: Вторая Пречистая отмечена в церковном календаре 21 сентября, а Третья — 4 декабря.
У верующих 27 августа завершается короткий Успенский пост, а в украинском обиходе с Первой Пречистой связаны народные обряды, традиции, которые передавались с деда-прадеда. Как именно праздновали еще в прошлом веке Пречистую, что делали и во что верили люди, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Праздник Успения Богородицы, с одной стороны, вроде нельзя назвать радостным, потому что, по неканоническим рассказам, уже после вознесения Иисуса Христа перед Девой Марией во время молитвы явился архангел Гавриил, предупредивший Матерь Божью о скорой ее смерти, — рассказывает Елена Громова. — Пророчество сбылось через три дня, с Богородицей простились апостолы и праведники, а Спаситель с ангелами сошел, чтобы забрать ее тело и душу с собой. С другой стороны, христианство это событие не считает печальным, потому что рассматривает смерть как испытание каждого, кто переходит в вечность. Событие этого дня трактуется как Успение Пресвятой Богородицы — она мирно закончила земную жизнь и вознеслась к Сыну на небо.
Именно в это время у верующих заканчивается короткий Успенский пост и можно разговеться после церковной службы. Надо было обязательно посетить церковь, где освящали хлебные колосья, хлеб из первой муки, семена (их готовили к осеннему севу озимых), также молились за всех родных и близких, особенно за детей.
Пречистую особенно почитали ремесленники, считавшие, что после посещения храма в этот праздник их изделия станут еще лучше, а рабочий процесс оживится. В период поста люди духовно и телесно очищались, а в храмы на праздник несли свечи (отливавшиеся на Второй Спас), зажигали их за здоровье и благополучие семьи.
На Успении Богоматери пекли хлеб из нового урожая, накрывали обильный стол. К празднику собирали яблоки (созревшие), сливы и другие плоды, начинали копать картофель. Девушки собирались и обычно пели богородичные песни, как эта, например:
«Пречиста по груші ходила,
Пречиста мішок загубила,
А Спас ішов і мішок знайшов.
Спасику, батьку, віддай мій мішок —
не буду ходити в твій садок".
Разрешалось готовить и употреблять в пищу разнообразные продукты, подавать на стол как скоромные блюда, так и с яблоками, сливами, грушами и другими фруктами. Отныне было принято солить и мариновать на зиму овощи, варить варенье, заготовлять грибы. Следующий пост наступал только поздней осенью, так что к тому времени нужно было позаботиться об иммунитете, укрепить его и сделать заготовки на долгую зиму.
С Первой Пречистой обычно подходил к концу земледельческий летний сезон и завершалась самая горячая пора — жатва. Полевые работы понемногу приближались к концу, и хозяева спешили воспользоваться сухой погодой: свозили последние дожиночные снопы, складывали их в конюшнях, сараях, амбарах, укрывалось и зерно на хранение. Через некоторое время возобновлялась работа на нивах, ведь землю пахали под озимые. Этот процесс обычно длился до праздника Семена (14 сентября) или максимум до Второй Пречистой (21 сентября, день рождения Богородицы), потому что считалось: «Первая Пречистая рожь засевает, а Вторая помогает». В народе еще говорили: «Первая пречистая рожь засевает, Вторая дождем поливает, а Третья (4 декабря — день, когда маленькую Марию ввели в храм) снегом покрывает».
В отдельных регионах торжественно проводился обряд подготовки семян к осеннему засеву. Поручали некоторым из пожилых людей вручную вымолотить несколько колосьев из обжиночного снопа или из «спасовой бороды» (нескошенный участок зерновых, который от Второго спаса оставляли на поле), и это зерно добавляли в основную рожь со словами: «Роди, Боже, жито-пшеницю і благослови», «Руками діда сіють в мішок, щоб його руками сіяти в полі».
Когда земледельцы выходили в поле, то обрядовый обед сеятеля состоял из вареных яиц, творога со сметаной, лепешек с маком, овощей и хлеба с порцией соли. Сначала сохранившуюся от Пасхи писанку закапывали в землю, а кусочек сухого кулича перетирали и добавляли в зерно. Сеятель на краю нивы стелил рушник и раскладывал на нем хлеб, пищу, а рядом расставлял мешки с зерном и приседал. Хозяин символически окроплял ниву святой водой (заготовленной на Крещение, Пасху или Первый Спас) и начинал сев с конца поля, приговаривая: «Сійся-родися на щастя, на здоров’я, щоб на новий рік хлібець був краще, ніж цей рік. Боже, благослови ниву мою це насіння прийняти». Землю бороновали, чтобы птицы не выклевали зерно (сеяли не все — немного оставляли в мешке «для расплода»).
— В западных регионах на Первую Пречистую выпекали «коралі» — такое разноцветное ожерелье из печенья (в форме крестиков, цветочков, листочков), которое служило символом богородичного праздника, поэтому его называли «ожерелье для Богородицы», — продолжает Елена Громова. — Издавна изделия выпекали с добавлением природных красителей — отвара ромашки (чтобы получить желтый цвет), сока свеклы (красный), моркови (оранжевый), мяты (зеленый), соответственно из фиолетовой капусты
Рецепт печенья «коралі»: 100 мл воды, горсть сахара, ванильный сахар, 1 ст. л растительного масла, 20 г дрожжей, пищевые красители (разбавляли в воде), муки немного — сколько возьмет тесто. Замесить его быстро, раскатать (где-то 0,5 см толщиной), выдавить формочками печенье и выпекать на среднем огне 15 минут. Пока теплые, быстро с помощью большой иглы печенье (чтобы посередине был крестик) нанизать на прочную нить.
На Успение действовали определенные запреты, на которые люди обращали внимание: нельзя было тяжело работать, также шить, прясть, вышивать, стирать, а еще действовало предостережение — в этот день не рекомендовалось ходить босиком, особенно по росистой траве — потому что это слезы самой Матери Божьей. Считалось грехом на Вторую Пречистую ссориться, оскорблять друг друга, отказывать в помощи по какому-то делу и не пытаться исполнить прошение ближнего. Чтобы не случилось несчастья, не принято было ходить босыми ногами по росе (как будто на траве остались слезы Пресвятой Девы). Также люди верили, если обувь в этот день старая и рваная или грязная, то в дальнейшем следует ожидать трудностей и неприятностей. Также, по поверью, незамужняя девушка утром не должна и слова произнести, пока не умоется росой или водой из родника. Иначе так и останется незамужней.
— С Первой Пречистой начинали заготавливать калину, которая является эмблемой нашей страны, — продолжает Елена Громова. — Так и говорят: «Без верби і калини нема України». В народе ягоды калины использовали для варенья, джемов, как лекарство при простуде. С калиной связаны некоторые обряды: не обходились без этого растения как на похоронах (выкладывали гроздья в гробу), так и на свадьбах (вплетали в свадебный венок, добавляли в каравай). Ветвь красной калины в свадебном венке указывала на целомудрие невесты, а в свадебных песнях молодую сравнивали с калиной:
«Ой під лісом битая доріженька,
А серед степу рублена криниченька,
Коло криниці червона калинонька.
Ой, туди їхав Михась з боярами,
Йому калина дорогу заступила.
Вийняв шабельку, став калину рубати,
Та стала йому калина промовляти:
«Ой не для тебе ця калина саджена,
Тільки для тебе Ганнуся наряджена».
На Первую Пречистую нарядные девушки после церкви направлялись в лес или на луг за дикой калиной (после Успения это тоже делалось). Там пели, шутили, затевали забавы, танцевали потом полдничали и начинали срывать калину. Сначала две ягоды клали в рот и загадывали на будущую семейную жизнь.
Дома, принимая от дочерей охапки калины, мамы приказывали: «Ой, доню, будь такою червоною, здоровою, незайманою та чистою до самого вінця, як ця калина». А к растению обращались с уважением: «Ой, калинонька, будь гожою на коровай, на гільце, на квітки весільні та хрестильні — на здоров’я людям і добро нашому роду». Ветки вешали под образами, а также под крышей — это был знак, чтобы сваты не оставляли дом без внимания.
Обряд «хождения за калиной» был не случайным, потому что начинались смотрины: парни присматривались к девушкам, и родители заводили разговоры о сватовстве. Между Первой и Второй Пречистой начиналось сватовство: ходили сваты, чтобы после определенных церемоний традиционно назначить свадьбу (обычно на осень — после Покрова, которую отмечали 14 октября).
Сватовство включало минимум три встречи: договор, смотрины, помолвку… После выпитого могорича девушка считалась засватанной (и в волосы вплеталась специальная лента). Говорили об этом периоде: «Прийшла Пречиста, сватів несе нечиста», «Як прийде Пречиста, стане дівка речиста», «Старости на Пречисту — в хаті речисто»…
После Пречистой ветки калины начинали подвешивать под крышей дома и сушить на зиму (а ягоды на кусте после морозов становились только слаще и их кисти оставляли замороженными).
У наших предков после многих лет наблюдений за природой появились некоторые приметы, связанные с земледельческими хлопотами и сельскохозяйственными циклами. От природных примет зависели благополучие, достаток и даже настроение людей. Так, считалось, какой будет Первая Пречистая, такую и осень ждать; если стоит хорошая солнечная погода — бабье лето придет с прохладой; если на праздник увидеть радугу, то можно надеяться на теплую осень; а иней в этот день — к холодной осени; туман — к урожаю грибов; если увидеть много паутины, то следует ожидать малоснежную и морозную зиму. Как правило, после Успения наступало «молодое бабье лето», которое длилось до 11 сентября. Могло быть и «старое бабье лето» — тянулось до октября…
Читайте также: Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы: что категорически нельзя делать 5 сентября
Читайте также: Успение Пресвятой Богородицы: праздничная молитва
Фото автора и из музея Пирогово
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.