Нашему собеседнику Андрею Крылову (имя и фамилия изменены) удалось разыскать в Буче, где в результате вторжения россии погибли по меньшей мере 458 человек, видеозапись, сделанную 4 марта, на которую попали лица нескольких российских солдат. В тот день они расстреляли машину, на которой ехал его друг Сергей с двумя волонтерами. Андрей проводит самостоятельное расследование этого преступления. Теперь стоит задача по сделанным с видео фотографиям убийц идентифицировать их личности. Андрей дал интервью «ФАКТАМ» на условиях анонимности.
— Мой друг Сергей и его товарищи по волонтерской деятельности Настя и Максим погибли 4 марта примерно в 11.45 на одной из улиц Бучи, — говорит Андрей Крылов. — Машину Сергея, в которой они ехали, расстреляли российские солдаты. Максиму пуля попала в лоб между глаз. Он так и погиб сидя на переднем пассажирском сидении, пристегнутый ремнем безопасности. Сделать такой точный выстрел с расстояния 300−400 метров по пассажиру движущегося автомобиля практически невозможно (я на этот счет консультировался со снайперами и инструкторами по стрельбе). Значит, Максима убил снайпер, прекрасно видевший в оптический прицел свою жертву. У меня, кстати есть версия о том, в каком месте снайпер обустроил свою позицию. Настя успела выскочить из машины, но спастись не смогла: ее скосили очередью по ногам, прошившей вначале открытую дверь машины, а затем попавшей в девушку. Сергей тоже успел выскочить из автомобиля, но его догнали порядка 7 пуль в спину. Все трое погибли.
В машине я насчитал более 90 пулевых отверстий. Наверняка еще какое-то количество смертоносного свинца пролетело мимо автомобиля или отрикошетило от него. Стреляли несколько солдат — в кузове отверстия от пуль калибра 5,45 и 7,62.
Знаю о многих трагических историях в Гостомеле, Буче, Ворзеле, когда россияне хаотично стреляли с танков, БТРов, БМД (боевых машин десанта) по жилой застройке. Но расстрел машины, в которой ехали Сергей и его спутники — это не тот случай. Российские солдаты видели, в кого конкретно они стреляют. Такое впечатление, что эти отморозки в военной форме убивали ради развлечения.
— Они еще кого-то застрелили?
— К сожалению да. Перед тем как расстрелять машину Сергея, они открыли огонь по другому автомобилю.
— Люди, которые в нем были, выжили?
— Надеюсь на это. По крайней мере, не обнаружено тел внутри и возле той первой сгоревшей дотла машины. Когда она пылала, те же отморозки убили пожилого мужчину. Он жил поблизости от места, где горел этот автомобиль. Вышел на улицу, вероятно, намереваясь помочь пострадавшим. Сделал 2 снимка — полыхающей машины и колонны российской военной техники. Нелюди убили его выстрелом в голову. Через некоторое время жена (она находилась в доме с внуками) затащила тело мужа во двор. Женщина рассказала: «Я услышала на улице выстрелы, и поняла, что мужа нет». Сделанные им тогда снимки она сохранила.
То есть солдаты, лица которых запечатлены на сохранившемся видео, за короткое время расстреляли 2 автомобиля с людьми и убили мужчину, вышедшего с собственного подворья на улицу.
— Когда вы узнали о гибели Сергея?
— В тот же день — 4 марта. Утром я выезжал из Ирпеня и встретил Сергея и его товарищей на дороге. Они затем заехали ко мне домой. Сергей взял продукты и лекарства для родителей, а также корм для собак. В 11.28 они вышли из моей квартиры (точное время я затем восстановил по записи камеры видеонаблюдения) и направились в Бучу к родителям Сергея. Мои соседи также подтвердили, что машина выехала со двора примерно в это время. В 12 часов я позвонил Сергею, затем его товарищам. Трубки никто не взял.
Читайте также: «Моего мужа оккупант застрелил на глазах 14-летнего сына»: рассказ жительницы Бучи
— Вы просили их не ехать?
— Да, причем настойчиво. Не буду повторять дословно, что говорил Сергею. Содержание моих слов: ехать не стоит, потому что в Буче все очень жестко. Друг ответил, что он знает дорогу, все будет нормально. Он планировал навестить своих родителей, а затем ехать в приют для животных — машина была забита мешками с кормом.
— Кто обнаружил расстрелянных Сергея и его товарищей?
— Первым в тот же день их увидел сосед. Затем о случившемся стало известно отцу Сергея. Он и его жена не знали, что сын едет к ним. Они просто набирали его номер, чтобы узнать как дела. Но дозвониться не удавалось. Наконец около 16.20 на очередной звонок ответили: незнакомый человек сообщил, что владельца телефона и тех, кто был с ним, нет в живых, изрешеченный пулями автомобиль стоит в таком-то месте. Отец пошел туда. Далеко идти не пришлось — Сергей не доехал до родительского дома метров 10.
— Оккупанты разрешили родителям Сергея забрать и похоронить сына и его товарищей?
— Когда убийцы куда-то ушли, родители без спроса забрали тела. На четвертый день похоронили их во дворе.
— Камера видеонаблюдения зафиксировала, как российские солдаты расстреляли машину Сергея?
— Нет, момент расстрела она не сняла, поскольку находится в 350 метрах от места, с которого стреляли. Но потом, когда солдаты оказались вблизи этой видеокамеры, в объектив попали их лица. Их отчетливо видно.
Читайте также: «На въезде в Бучу стоит легковушка с заминированным телом женщины»
— Это была единственная уцелевшая видеокамера на той улице?
- Насколько мне известно, нет. Многие люди сами выключили видеонаблюдение, узнав, что российских солдат сильно злит, когда они попадают в объективы.
Мне удалось найти только две видеозапись от 4 марта: как российская военная колонна заходит на ту улицу (множество техники и солдат) и кадры, сделанные в километре оттуда, на которых запечатлены лица убийц.
— Почему вы считаете, что убили именно они?
— Время совпадает: эти солдаты (разведгруппа) находились там, когда были расстреляны вначале одна, а затем и вторая машины. Других российских военных там тогда еще не было. На той улице проезжая часть была перегорожена экскаватором. Возле него они и остановились. Эти солдаты появились там в 11.20, а Сергея, Настю и Максима они убили в 11. 45.
Читайте также: «Те, кого мы похоронили, были с простреленными затылками, вырезанными щеками»: свидетель о зверствах рашистов в Буче
Следует сказать, что до этого в той части Бучи россиян не было, поэтому еще 4 марта примерно до 10 утра там свободно ходили по улицам люди. С приходом оккупантов для мирных жителей настал ад на земле. Местные, с которыми я общался, говорили, что россияне открывали огонь на поражение без каких-либо причин. Убивали буквально всех — не только мужчин, но и детей, женщин, пожилых людей. Оккупанты заезжали на танках во дворы, сносили заборы, направляли на людей дула пушек танков или БМД (боевых машин десанта).
— Возможно, на найденном вами видео попали номера или иные обозначения на технике россиян?
— Закрашены. Кстати, люди, которые живут на той улице, говорят, что на форме российских солдат не было ни одного шеврона или иных знаков.
— Удалось установить, из какого конкретно подразделения убийцы?
- Есть основания предположить, что они десантники. Дело в том, что выше по той улице я нашел мебель с наклейками российского воинской части, которая расквартировалась на территории складов во время оккупации Бучи. Это наклейки подразделения псковских десантников — в/ч номер 74268. Однако со 100-процентной уверенностью утверждать, что убийцы Сергея и его товарищей, из этого подразделения, нельзя.
Еще хотелось бы добавить такое: много сообщений о зверствах, которые творили в оккупированных населенных пунктах Киевщины буряты. Однако лица у всех убийц Сергея, Насти и Максима славянские. Буряты в Буче тоже были, но пришли туда позже — 5 марта.
Читайте также: «Я буду плевать им в морду! Не простим никогда!» — о выживании в оккупации рассказала жительница села на Черниговщине
— Вы обратились в правоохранительные органы Украины с тем, чтобы они идентифицировали нелюдей, убивших вашего друга и его товарищей?
- Да, конечно, обратился. Однако, на мой взгляд, официальное расследование проводится не так тщательно, как следовало бы. Поэтому я хочу, чтобы эта трагедия получила широкую огласку. Вполне возможно, когда снимки убийц появятся в СМИ, кто-то поможет их опознать.
Тут следует подчеркнуть, что вся информация, которую я вам сообщил, собрана лично мной. Я считаю, что в этом деле есть ниточки, которые при должном старании профессионалов дают шанс установить фамилии, имена, место службы и жительства убийц Сергея и ребят.
— У Сергея были жена и дети?
— Нет, он не был женат.
— Он единственный ребенок у своих родителей?
— Общий, да. Сергей — поздний ребенок. Родители его безумно любили. Не знаю, зачем конкретно Сергей ехал к родителям в тот роковой день — передать продукты и лекарства или эвакуировать. Думаю, чтобы вывезти из опасного места.
Читайте также: Четыре дня жила в доме с трупами мамы и сестры: 17-летняя жительница Ирпеня рассказала, как рашисты замучили ее близких
Андрей обратился за помощью в проведении расследования к волонтерской группе, имеющий значительный опыт поисковой работы.
— За 2 дня до убийства Сергея и его товарищей мне довелось побывать в Буче на той улице, где произошла эта трагедия, — рассказал «ФАКТАМ» участник волонтерской группы, сотрудник Национального военно-исторического музея ВСУ Павел Нетесов. — Почему я тогда там оказался? Вместе с побратимами участвовал в длившейся месяц битве за Ирпень (мы присоединились к теробороне этого города).
Второго марта с группой снайперов отправились в Бучу на выполнение боевого задания. Когда приехали на место, начался обстрел. Я спрятал свой автомобиль за какую-то недостроенную будку. Тогда-то мне довелось встретить и пообщаться с мужчиной, который через 2 дня вышел к расстрелянной российскими солдатами машине и был убит ими выстрелом в голову. Я ему говорил: «Вам нужно вывозить семью». Дом у него видный — сразу понятно, что в нем живут зажиточные люди. «По этой причине к вам обязательно нагрянут российские солдаты. Спасайтесь». К сожалению, он решил все же остаться и через 2 дня погиб.
— Как вы оцениваете шансы идентифицировать убийц?
- Оптимистично. Андрей продуктивно провел очень большую работу по выяснению всех обстоятельств преступления. Я согласен с ним, что есть зацепки, которые дают возможность получить больше информации. Мы на месте зафиксировали обстоятельства трагедии: где стояли расстрелянные машины, где находились погибшие.
Планируем обратиться в редакцию «Нью-Йорк таймс» с просьбой подготовить материал об этом преступлении для англоязычной аудитории. В мае это издание провело собственное журналистское расследование убийства российскими солдатами в Буче восьми участников местной теробороны. То, как оккупанты их вели з завязанными глазами на улице Яблонской, снял на телефон с соседнего дома местный житель. Потом это видео демонстрировали ведущие СМИ во всем цивилизованном мире.
Напомним, мировые лидеры и влиятельные международные организации требуют провести международное расследование «Резни в Буче».
Фото российских солдат предоставлены Андреем Крыловым