Церковный праздник в честь переноса из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Христа называется Третий Спас. Он приходится на конец лета — его отмечают 29 августа, на следующий день после Успения Богородицы. Отсюда еще одно название — «Послепраздник».
В течение теплого времени года люди неустанно работали ради урожая, ведь от этого зависели их жизнь и благополучие. До Спаса старались собрать фрукты, сохранить зерновые, заготовить припасы. Важно было ничего не потерять, поэтому, пользуясь погодой, работали при необходимости и в праздник, что не считалось грехом.
Исследователям народного быта удалось записать много спасовских традиций. Своими наблюдениями поделилась с «ФАКТАМИ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Сразу скажу, что празднование не сопровождалось какими-либо особыми обрядами, — отмечает Елена Громова. — В конце августа заканчивался летний цикл народных праздников, а Третий Спас, который отмечают 29 августа (у него постоянная дата), имел несколько названий. Учитывая, что Спасу предшествовало Успение Пресвятой Богородицы, его называли «Послепраздник» (потому что этот Спас не имел такого большого значения, как Второй), или «Послеуспение». Называли «Ореховым», потому что начинали заготавливать зрелый орешник, «Холодным» — потому что приходится на период, когда становится заметно прохладнее. По традиции пекли хлеб из новой муки — отсюда Спас «Хлебный». На Третий Спас во многих регионах проводили ярмарки, где торговали домашними товарами и изделиями ремесленников, в том числе холстом (отсюда может происходить еще одно народное название — «Полотняный Спас»).
Если обратиться к религиозной истории праздника, то следует вспомнить, что по преданию после Крещения в Иордане слава о чудесах Иисуса дошла до Месопотамии. Больной король Месопотамии Абгар послал к Христу своего художника с просьбой прийти в Эдессу и вылечить его. Мастер попытался нарисовать Христа, но Его лицо так сияло, что труд художника оказался напрасным. Тогда Иисус прижал холст к лицу и там осталось Его изображение. Этот образ художник довез до больного короля и тот поправился.
По легенде, когда Иисус умылся и вытер лицо полотенцем, там отразился Его образ — получилась икона Нерукотворная, потому что не была написана (отсюда и еще одно название праздника — Нерукотворный Спас или Спас на холсте). Впоследствии нерукотворный образ Господа разместили на воротах Эдессы (в 944 году, с тех пор там происходили чудеса), а при императоре Константине перенесли из Эдессы в Царьград. Именно это событие и стало для верующих отправным при возникновении праздника.
Как и на Яблочный Спас, на Первую Пречистую, так и на Третий Спас тоже выпекали хлеб из зерна нового урожая, несли освящать, а затем угощали им всех членов семьи и еще отдавали нуждающимся. Это делали, чтобы семью не покидало здоровье, дом — достаток.
Традиционно на Ореховый Спас собирали орехи, чтобы их освятить в церкви. В этот день делались веники из орешника (для бани), готовили настойку с лечебными свойствами ореха (брали для этого перепонки из плода и считали, что средство помогает больным суставам). Освящать могли, кроме орехов и хлеба, колосья с зерном, разные плоды, ореховые ветки. А девушки на орехах загадывали на будущее: если первый съеденный плод был вкусным, сладким, то впереди ждала большая любовь, а если горький — то предательство и разочарование. Если попадался недозрелый орех — то намек на ожидаемое известие, а плохой плод — к беде.
— Летом земля обильно родит, позволяя людям запастись разными овощами и фруктами, чтобы перезимовать, — продолжает Елена Громова. — Какой урожай соберут, таким и будет благополучие семьи весь год. Поэтому бездельничать было нельзя, и люди неустанно работали. Если побывали утром в церкви, то обычно не брались за тяжелый труд. Можно было выполнять, например, домашнюю работу. Хотя, по старинным традициям, на Ореховый Спас можно было появляться в поле, на огороде, собирать фрукты, овощи, орехи нового урожая, делать муку на хлеб, и никто грехом это не называл. Те, кто так поступал, считали: «Бог простит». Вот почему говорили: «Третій Спас запитає у вас: чи жнивували, чи в холодку пролежали».
Плоды, сорванные и заготовленные в это время, считались подходящими для хранения. Сорванные яблоки, например, могли лежать до зимних праздников: на Рождество ими угощали детей. Когда колядников угощали фруктами и орешками, то они в ответ вспоминали Спас: «Спасибі рукам працьовитим, що вміли ростити, спасибі Пречистій силі, що в мішок натрусила, і тобі, Спас, що зберіг для нас».
В Западной Украине на Успение и на Третий Спас выпекали разнообразные пляцки, которые составляли из коржей, смазанных кремом, повидлом, с добавлением орехов, мака, яблок
Пляцок ОРЕХОВЫЙ КОРЖ
5 яиц и 5 ст. л. сахара взбить, отдельно в миску добавить 5 ст. л. молотых орехов, 3 ст. л. муки, 2 ст. л. сухарей, 1 ст. л. пекарского порошка для печенья. Эту ореховую массу добавить к яйцам, слегка вымесить, выпекать 40 минут при температуре 180 градусов.
Крем: 1 ст.л. сахара, 0,5 л молока, 2 желтка, 2 ст. л. муки заварить, когда остынет, взбить с 300 г масла и 2 ст. л. коньяка.
Ореховый корж мажем кремом, обмазываем боковую сторону пляцка, а сверху покрываем глазурью: в кастрюльку влить 3 ст. л. сметаны, 1 ст. л масла, ставим на маленький огонь, перемешиваем, когда начнет булькать, добавить еще 0,5 плитки шоколада (или несколько ложек какао с сахаром), хорошо вымешать, выключить подогрев, а когда начнет загустевать, смазать сверху пляцок.
В конце лета уже собирались птичьи стаи, чтобы подготовить молодежь к отлету. Аисты ставили птенцов на крыло и проводили «репетиции» для молодняка (каждый должен был знать свое место в ключе перед тяжелой дорогой в теплые края). В народе говорили, что мелкие птички, например соловьи, держатся аистов — они указывают им путь. Люди очень уважали птиц. В древности, прощаясь с улетающими в теплые края птицами, мужчины даже снимали шляпы, кланялись им и желали легкого пути и быстрого возвращения.
В народе на Спаса на основе многолетних наблюдений возникло много примет. К примеру, если в это время люди видели в небе журавлиный ключ, то это означало, что осень будет недолгой. И в народе говорили: «Успіння пройшло, сонце на осінь пішло». Если вода в водоемах спокойная, то осень будет теплая, а зима пройдет без метелей. Если журавли к Третьему Спасу улетят, то на Покров (14 октября) возможен заморозок. Хороший урожай орехов — много хлеба в следующем году. Если на Третий Спас хорошая погода, то зима будет короткой, а весна — ранней. Работают ли приметы сейчас, каждый может проверить сам. Старики верили, что на Ореховый Спас не ходят в лес без оберега, чтобы нечистая сила не прицепилась и не завела в чащу.
С тремя Спасами связаны и такие поговорки, которые жили в народе: «Прийде Спас, то комарам урветься бас, а як прийде Перша Пречиста — забере їх нечиста», «Прийшов Спас — бери рукавиці про запас», «Спас — усьому час», «Святий Спас приготував усього про запас: і дощ, і вітер, і холод, і тепло», «Третій Спас хліба припас», «Третій Спас на полотні, а хлібець на току».
На Третий Спас запрещалось лениться и бездельничать, ругаться, желать кому-то зла, люди старались не оскорблять друг друга, не отказывать в посильной помощи и не забывать о сиротах, немощных и нуждающихся, также прощали обиды.
Читайте также: Обряды сеятеля, «хождение по калину» и выпечка «ожерелья для Богородицы»: народные традиции и запреты на Первую Пречистую
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.