В четверг, 1 сентября, лидер правящей в Польше консервативной партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский заявил, что его страна потребует от Германии репарации в размере более 1,3 триллиона долларов. Он сообщил об этом во время пресс-конференции в Варшаве, которая была посвящена 83-й годовщине вторжения в Польшу немецких войск 1 сентября 1939 года. С этого началась Вторая мировая война.
«Сумма ущерба была подсчитана наиболее ограниченным, консервативным методом. Она вполне могла бы быть больше», — добавил Качиньский. Размер репараций был определен специальной комиссией. Она была создана после победы партии «Право и справедливость» на выборах в 2015 году. Спустя четыре года соратники Качиньского называли другую сумму — 850 миллиардов долларов. Однако тогда это было рассчитано на внутреннюю аудиторию. Этими заявлениями партия стремилась повысить свой рейтинг.
Качиньский напомнил, что в ходе Второй мировой войны в Польше были убиты 6 миллионов жителей. Только во время подавления восстания в Варшаве в 1944 году погибли 200 тысяч человек. Сам город был полностью разрушен.
Лидер «Права и справедливости» считает, что Польша и Германия должны теперь сесть за стол переговоров и определить порядок и сроки выплаты репараций. «Для этого потребуется время», — сказал Качиньский.
Берлин отреагировал на заявление Варшавы после небольшой паузы. Правительство Олафа Шольца заявило, что никаких переговоров по репарациям не будет, поскольку все финансовые вопросы относительно Второй мировой войны давно урегулированы. Тему можно считать закрытой.
В Польше с этим не согласны. В Варшаве признают, что в 1953 году польское правительство отказалось от своих претензий к Германии. Однако сделано это было под сильным давлением со стороны Москвы. В СССР понимали, что выплата репараций ляжет тяжким бременем на плечи ГДР. Этого Москва не могла допустить.
Теперь Качиньский и его соратники говорят, что отказ от репараций не являлся самостоятельным решением Варшавы, следовательно, он не имеет юридической силы.
Западные эксперты полагают, что у Польши мало шансов добиться выплаты столь колоссальной суммы от Германии. В середине прошлого века весь мировой ВВП были меньше 8 триллионов долларов. А Варшава, получается, претендует на почти шестую его часть. Даже с учетом индекса инфляции это слишком.
Есть и другие проблемы, которые мешают решению данного вопроса в том виде, как этого желает Качиньский. Сегодня Польша и Германия являются членами Евросоюза. Они также входят в НАТО. Польша — крупнейший торговый партнер Германии. Требование репараций ударит по этим отношениям. Более того, оно ударит по экономике ЕС и сплоченности НАТО.
Лидер крупнейшей оппозиционной партии Польши «Гражданская платформа» Дональд Туск заявил, что озвученные Качиньским требования являются «внутренней политической кампанией». «Право и справедливость» теряет популярность. Поэтому Качиньский воспользовался 83-й годовщиной начала Второй мировой войны, чтобы в очередной раз вытащить на свет вопрос о репарациях.