Происшествия

Машины из америки и стран ближнего востока, ввезенные в украину со значительным занижением таможенных платежей, могут быть… Конфискованы у новых хозяев

0:00 — 12 октября 2007 eye 327

Автовладельцам, ставшим заложниками автомобильного «элита-центра», юристы советуют подавать иск против продавцов, однако предупреждают: шансов получить уплаченные за полуконтрабандную машину деньги практически нет «ФАКТЫ» были одними из первых, кто поднял тему о захлестнувших страну автомобилях из стран Ближнего Востока и Северной Америки, которые ввозятся в Украину фактически полуконтрабандным путем. Как мы уже писали, чтобы уйти от уплаты налогов, ушлые торговцы снимают с автомобилей бамперы и фары, а затем в таможенных документах занижают реальную стоимость машин в несколько раз, оформляя авто как разукомплектованные или имеющие серьезные повреждения. Таможня на эти фокусы, похоже, смотрит сквозь пальцы. Хотя каждый, кто хоть раз пробовал ввезти автомобиль из-за рубежа, знает — растаможку на границе ему насчитают по полной программе, легко определив истинную стоимость машины по справочнику идентичных товаров. Вернуться к теме «разукомплектованных» автомобилей нас заставили звонки от всполошившихся владельцев таких машин. Люди спрашивают, чем в будущем может грозить покупка авто, которое было растаможено «не совсем законным» способом? Оказывается, многие и не догадывались, что их новенькие Toyota, Nissan или Mercedes-Benz частично разбирались, что само по себе уже, согласитесь, довольно неприятно. В итоге мы решили провести более детальное расследование этого вопроса, обратившись за помощью к юристам.

«Недавно были конфискованы 16 новых автомобилей Mercedes-Benz»

Ситуацию мы попросили прокомментировать юриста Дениса Домбровского (председателя третейского суда «Защита прав»), имеющего богатый опыт непростых дел, связанных с автомобилями.

- Денис, в Украине уже были случаи, когда ввезенные в страну автомобили конфисковывались?

- Да, такая судебная практика есть. В августе в Киеве были конфискованы 16 новых автомобилей Mercedes-Benz вследствие их ненадлежащего таможенного оформления. Служба безопасности тогда накрыла целый автосалон из разряда так называемых «серых». К слову, эти машины были уже проданы. Подобные истории происходят и в других городах. Думаю, со временем их станет на порядок больше.

- Но ведь существует такое понятие, как «добропорядочный покупатель». Люди говорят: мы же не знали, что это контрабанда! Да, покупали не в официальном автосалоне, но ведь «серых» дилеров у нас никто не запрещал? А кто-то и на авторынке машины покупает.

- При занижении таможенной стоимости автомобилей речь может идти о контрабанде или мошенничестве. Так вот, в случае возбуждения уголовного дела предмет контрабанды конфискуется в доход государства. Доказывать, что вы являетесь добропорядочным покупателем, можно лишь в гражданском процессе, требуя компенсации ущерба.

- У кого? У государства?

- Если контрабанда будет доказана, то законодательством не предусматривается обязательство государства по возврату денежных средств за конфискованный автомобиль. Фактически владелец остается один на один со своими проблемами, которые, как я уже говорил, он может решать через суд в порядке гражданского судопроизводства.

- А государство, похоже, считает, что выполнило свою миссию, наказав виновных должностных лиц! С кем тогда судиться владельцу автомобиля?

- Прежде всего, ему стоить подать иск на продавца. Однако сразу хочу предупредить: шансов восстановить справедливость и получить свои деньги не слишком много. Возникает множество трудностей. «Серый» салон — это, как правило, просто огороженная асфальтированная площадка, взятая в аренду. Собственности у продавца может не оказаться, а выставленные на продажу автомобили, скорее всего, ввезены нелегально и оформлены на третьи лица. Мало того, часто в договоре о приобретении автомобиля фигурирует в качестве продавца не юридическое, а физическое лицо, что вообще лишает покупателя какой-либо гарантии на автомобиль и возможности пользоваться правами, предусмотренными Законом Украины «О защите прав потребителей». То есть покупатель уже не сможет обратиться к продавцу с требованием устранить какую-либо неисправность или осуществить регламентный технический ремонт.

Автомобили 2005 года нередко оформляют как выпущенные в 2007 году

Короче говоря, бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке. Люди искали автомобили подешевле, радуясь, когда дилеры вывешивали на лобовых стеклах машин объявления: «СУПЕРЦЕНА». Теперь же, сэкономив, автовладельцы рискуют оказаться в роли инвесторов печально известной компании «Элита-Центр». Причем на этот раз жертв может быть на порядок больше. По данным ассоциации автоимпортеров, в Украину только за восемь месяцев этого года «протащили» более 23 тысяч(!) контрабандных автомобилей, растаможенных с серьезным занижением их стоимости. Эксперты подсчитали, что «серые» дилеры, если так можно выразиться, «сэкономили» на растаможивании больше 2,5 миллиарда гривен.

К слову, «белые» импортеры уже поспешили отреагировать на ширящийся бум контрабандных машин. «ФАКТАМ» стало известно, что официальные представители такой уважаемой марки, как Mercedes-Benz, приняли решение отказывать в гарантии владельцам автомобилей, которые были ввезены в Украину как разукомплектованные.

- В этих автомобилях, — пояснили нам, — часто демонтируют не только фары или бампер, но и сиденья в комплекте с подушкой безопасности. Где и кем все это восстанавливается, нам не известно. Поэтому мы не можем гарантировать безопасность владельцам таких машин.

Кроме того, «ФАКТАМ» удалось выяснить, что дельцы, стремясь заработать еще больше, стали в последнее время прибегать к еще одной уловке. Скажем, автомобили, выпущенные в 2005 году, в таможенных декларациях указываются как машины 2007 года. Существование подобных махинаций нам подтвердили как представители Mercedes-Benz, так и официальные импортеры других автомобильных марок, например BMW и Toyota. Часто хозяин машины узнает о подлоге, лишь привезя автомобиль на фирменную техстанцию, где все проверяют по базе данных.