В четверг, 20 октября, премьер-министр Великобритании Лиз Трасс объявила об отставке. Она находилась во главе правительства консерваторов всего 44 дня. Это, пожалуй, самый короткий срок за всю британскую историю. За эти шесть недель популярность тори упала до рекордно низких отметок. Личный рейтинг Трасс на момент ее ухода не дотягивал даже до 15%.
Что же произошло? Правительство Трасс попыталось резко изменить налоговую систему в стране. Министр финансов Квази Квартенг предложил свой план экономического развития, который был встречен в штыки. Фондовые и валютные рынки отреагировали небывалым падением. Оказалась подорвана финансовая стабильность Британии. Достаточно сказать, что курс фунта стерлингов впервые сравнялся и даже упал ниже курса американского доллара! Пришлось вмешиваться национальному банку (Банк Англии) и спешно печатать деньги, чтобы спасти страну.
Трасс пришлось отправить в отставку Квартенга. Он заявил журналистам, что Лиз вскоре последует за ним. И оказался прав.
Новым главой казначейства стал известный консерватор Джереми Хант. Он был членом кабинета Бориса Джонсона. Хант обещает представить свой план спасения 31 октября. Однако Трасс это уже не спасет.
В начале этой недели ушла в отставку министр внутренних дел Суэлла Браверман. Правительство Трасс разваливалось столь же стремительно, как и правительство Джонсона.
Руководство тори поставило Лиз перед фактом — к ней нет никакого доверия.
Но так ли виновата Трасс? Она стала уже четвертым премьер-министром от консерваторов, которому пришлось за последние несколько лет были вынуждены уйти в отставку. Эта «эпидемия» началась с брэксита.
Тори правят в Британии уже более 12 лет. Дэвид Камерон решил провести референдум по брэкситу и потерпел поражение. Большинство британцев проголосовали за выход из Евросоюза. Камерона сменила Тереза Мэй. Она пообещала выполнить волю избирателей, но провалила переговоры с Евросоюзом по условиям «развода». На смену пришел харизматичный Борис Джонсон. Он осуществил брэксит, но пал жертвой пандемии коронавируса.
Ведущие западные экономисты считают, что выход из ЕС был ужасной ошибкой Британии с точки зрения экономики и финансов. В Соединенном Королевстве сейчас крайне низкая производительность труда, самая быстрая инфляция и самый медленный рост среди стран «Большой семерки». Объем британской экономики по-прежнему на 0,2% ниже, чем был до ковида, тогда как в еврозоне он на 1,8% выше, а США и вовсе восстановились еще прошлой зимой.
Согласно прогнозу Банка Англии, в ближайший год гражданам светит крупнейшее падение уровня жизни за всю 60-летнюю историю подобных расчетов.
Уход Трасс ставит под сомнение дальнейшее пребывание консерваторов у власти. Лейбористы теперь имеют все основания требовать проведения досрочных парламентских выборов. И обещанный Хантом план выхода из кризиса вряд ли кого-то обрадует в Британии.