На прошлой неделе стало известно о том, что во временно оккупированном Херсоне оккупанты убили дирижера областной филармонии Юрия Керпатенко. Известно, что рашисты планировали с коллегами погибшего, коллаборантами, организацию концерта к Международному дню музыки и пригласили на участие камерный оркестр «Гилея», дирижером которого и был 46-летний украинец. За отказ сотрудничать представители россии пришли в дом музыканта и застрелили его через дверь. Кто именно это сделал — военные, эфэсбэшники или кто-то другой, до сих пор неизвестно. «ФАКТЫ» узнали, чем жил Юрий Керпатенко, еще одна жертва кровавого путинского режима, и каким он запомнился своим друзьям.
«Мы с Юрой были сокурсниками в Херсонском музыкальном училище. Он был из бедной семьи, насколько я помню, сирота, которого воспитывала тетя, — рассказала „ФАКТАМ“ Екатерина Душек, сокурсница Керпатенко по музыкальному училищу до 1995 года. — Он учился на народном отделе, уже в училище заинтересовался композицией, собирался поступать в консерваторию, поэтому ходил с нами, пианистами, на музыкально-теоретические предметы. Юрий был очень настойчив, любил задавать преподавателю сложные вопросы. Далее была Национальная музыкальная академия имени Петра Чайковского, где Юрий окончил сначала народный отдел, а затем — отдел симфонического дирижирования. Уже во время студенчества пошел работать. Я так же, как и он, работала в Октябрьском дворце, аккомпанировала ансамблю классического балета, а он — коллективу народных танцев».
После окончания музыкальной академии Юрий Керпатенко вернулся в Херсон в 2004 году. Его пригласили стать главным дирижёром областного музыкально-драматического театра имени Кулиша.
«Именно тогда мы познакомились с Юрием и долгое время работали в одном коллективе. Пришел он молодым специалистом, амбициозным в вопросах творчества, сразу начал устраивать для нас разнообразные конкурсы по сдаче партий, он много времени уделял оркестру, — рассказал „ФАКТАМ“ друг и коллега погибшего Терентий Шевченко. — Театральный оркестр подразумевает музыкальное сопровождение спектаклей, но мы с Юрием работали фактически, как в филармонии, — это были отдельные сольные программы, тематические, просто сборные, как, например, музыка театра и кино. В первом отделении мы играли музыку из старых советских и иностранных фильмов, во втором — из всемирно известных мюзиклов, опер, оперетт и спектаклей. Помню, что с театром Юрий ездил гастролировать во Францию, это был спектакль „Эдит Пиаф“, в котором сыграла заслуженная и народная артистка Украины Ружена Рублева, которая сейчас стала коллаборанткой и даже выступала в москве на концерте, посвященном аннексии украинских областей после „референдума“. Он был очень порядочным человеком, никогда не унижал музыкантов, но имел свои принципы. Своих проукраинских взглядов он никогда не скрывал. Как пример — во время траура по погибшим на Майдане в театре должен был состояться концерт развлекательной тематики, но Юрий принципиально отказался тогда выступать, считая это аморальным. Несмотря на то, что коллега вообще был человеком не конфликтным и не всегда мог ответить на какие-то недобрые высказывания, в 2016 году у него возникли определенные недоразумения с руководством и Юрий уволился, вскоре и я покинул театр, поехав работать на круизные лайнеры. Товарищ к тому времени остался без работы, поэтому зарабатывал тем, что писал аранжировку по заказу, подрабатывал в музыкальном училище, иногда — в филармонии. Писал тоже аранжировки и партитуры для последней, хотя к тому времени у них был свой дирижер. Но Юрия все в городе и вне его знали как высококлассного и талантливого музыканта, поэтому и обращались к нему, понимая, что свою работу он точно выполнит отлично. Также он сделал много обработок для разных коллективов, для детских оркестров, в том числе и украинской музыки. Играл и соло, на баяне, все записи доступны в „Ютубе“. Сотрудничал со студией звукозаписи, помогая писать музыку для кинофильмов. И это было на столь серьезном уровне, что привлекались даже симфонические оркестры. Это был человек-энтузиаст, ведь профессия музыканта такая, что если ты не любишь эту профессию, то у тебя ничего не получится».
По словам собеседника, в прошлом году после смерти дирижера Херсонского камерного оркестра «Гилея» Владислава Белявского Юрия пригласили возглавить камерный оркестр Херсонской областной филармонии.
«Под руководством Юрия их музыкальные программы стали достаточно интересными, — рассказывает Терентий Шевченко. — Но концерты были ограничены из-за пандемии, поэтому товарищ не мог полностью реализовать себя. Что касается личной жизни, то раньше жил с гражданской женой — скрипачкой из театра Еленой Мосейчук. Но она скончалась. С кем в последнее время жил Юрий, трудно сказать. Но наши знакомые утверждают, что у него сожительница была и в тот злосчастный день она стала свидетелем расстрела любимого и получила ранение, с которым попала в больницу».
После 24 февраля Юрий Керпатенко принял решение остаться в родном городе. В марте туда зашли российские военные. Из соцсетей видно, что дирижер активно поддерживал Украину и ВСУ. В одном из постов, адресованном коллегам-музыкантам из россии, он писал: «Ваш президент наставил пушки на нашу страну, отобрал Крым и часть Донбасса. Ему хочется быть великим в ваших глазах, но при этом должен пострадать я, русскоязычный, живущий в Херсоне. Не надо спасать меня от меня, угрожая мне. Ладно, знаю, что в Питере есть улица Херсонская, люблю послушать Невзорова, Курпатова, но не надо приходить ко мне в Херсон с „русским миром“ и делать из меня Новороссию. Думаю, я выразился чётко, определённо и на русском языке».
«После оккупации мы не виделись, я вывез свою семью, мы общались в „Фейсбуке“, — добавляет Терентий Шевченко. — Я думаю, что Юрий не уехал, потому что у него не было собственных детей, ведь именно их безопасность заставляет многих решиться на такой шаг. Да и зеленых коридоров тоже на самом деле из Херсона не было, каждый выезжал на свой страх и риск. Конечно, имело значение и то, было ли достаточно средств, чтобы начать новую жизнь в другом месте, потому что в Херсоне у Юрия хотя бы была крыша над головой. 9 сентября у друга был день рождения, но под поздравлениями уже не было ни одного его комментария. Никто из нас даже не думал, что случилось. О том, что Юрий погиб, я узнал в начале октября. Это были сообщения от общих друзей и коллег. Есть информация, что Юрия оккупанты несколько раз приглашали в филармонию, общались, предлагали сотрудничество, однако он отказывался. Потом этим занялись в фсб, и он тоже был непреклонен, потому что не хотел своими концертами популяризировать ложь о „мирной и спокойной“ жизни в Херсоне под оккупацией россии. За это рашисты пришли в его дом и застрелили через дверь. Вроде бы жена ничего не помнит, чтобы воспроизвести события того дня».
Для нас всех, кто знал Юрия Керпатенко, он герой. Его коллеги говорят: в его честь по меньшей мере должна быть названа улица или та же консерватория, ведь он был верен Украине до последнего дыхания.
«А вот многие его коллеги оказались предателями, — говорит Терентий Шевченко. — Более того, это народные и заслуженные артисты. Летом за сотрудничество с оккупационными властями уволили с должности артиста высшей категории, заслуженного артиста Украины Евгения Гамаюнова. С 1 июня уволили художника-гримера Анну Швец по той же статье. Охранника Валерия Шелудько оккупационные власти назначили директором херсонского театра. Надежда Ситар, художественный руководитель филармонии, тоже поддержала режим путина. Я не знаю об артистах филармонии, на фотографиях от оккупантов видел знакомые лица, но фамилии назвать сложно, ведь я там не работал».
Ранее генеральный директор — художественный руководитель Херсонского областного музыкально-драматического театра имени Николая Кулиша Александр Книга рассказал «ФАКТАМ», как рашисты взяли его в плен и как он сумел выбраться вместе с семьей из оккупации.
Читайте также: «Мы почти каждый день узнаем, что кто-то согласился сотрудничать с оккупантами» — жительница Херсона