Команда стартапа из Киева Dober создала первый украинский мессенджер. Разработчики отмечают, что он подходит не только для гражданских пользователей, но и для военных — благодаря надежности защиты информации. Планируется, что в ближайшие дни его можно будет скачать (бесплатно) с Google Play на смартфоны. Чем этот мессенджер отличается от созданных за рубежом и ставших популярными по всему миру? Об этом «ФАКТАМ» рассказал основатель стартапа Дмитрий Оберемок.
— Все популярные сейчас мессенджеры привязаны к телефонному номеру или адресу электронной почты пользователя, и это снижает надежность защиты его информации (скажем, сообщений, файлов, которые он отправляет по мессенджеру), — рассказал «ФАКТАМ» Дмитрий Оберемок. — Чтобы пользоваться нашим мессенджером, не требуется регистрации с помощью телефонного номера или адреса электронной почты. Надо просто загрузить приложение и зарегистрироваться: придумать логин и пароль и ввести их. Затем написать свое имя и никнейм (по нему вас будут находить в мессенджере другие его пользователи).
Важно, что информация мессенджера (т.е. переписка, фото, файлы) хранится не в телефоне пользователя, а на нашем сервере. Общение по мессенджеру надежно шифруется — сломать это шифрование даже за очень большой промежуток времени практически невозможно.
— Как вы это проверяли?
— Для этого были привлечены так называемые «белые» хакеры (хакеры, которые не занимаются противозаконной деятельностью). Они пытались сломать шифрование данных на нашем сервере и не смогли справиться с этой задачей.
Высокая надежность нашего мессенджера делает его подходящим для использования украинскими военными. Надеемся, что они им заинтересуются.
— Вы предлагали военным сотрудничество?
— Сейчас ищем контакты с ними. Здесь следует сказать, что информация военных будет храниться не на нашем сервере, а на сервере армейского подразделения, которое захочет использовать нашу разработку. Сервер можно разместить где угодно (главное, чтобы был доступ к Интернету). Администратор (в этом случае предназначенный для этого офицер или сержант. — Авт.) будет решать, кто получит доступ к общению в системе. Важный момент: если возникнет угроза того, что смартфон военнослужащего может оказаться в чужих руках (то есть есть угроза попасть в плен), то на такой случай предусмотрен сброс настроек до заводских: одним движением можно стереть все настройки, и уже никто (ни враг, ни владелец смартфона) не сможет войти в мессенджер.
— Вы интересовались, какими мессенджерами сейчас общаются военные?
— Да, преимущественно Signal. Он хорош. Особенно привлекательна для армейцев возможность обмениваться временными сообщениями — бесследно исчезающими через несколько минут после прочтения. Но слабым местом этого мессенджера является то, что он привязывается к телефонному номеру пользователя.
Читайте также: «Дистанционные убийцы»: в СМИ идентифицировали 30 российских инженеров, которые наводят ракеты на Украину
— Как у вас возникла идея создать мессенджер?
— Ее подсказал случай: в начале прошлого года произошел кратковременный сбой Google-сервисов. Из-за этого не работала почта gmail. Моя жена не смогла отправить рабочее письмо. Я тогда подумал: США, Япония, даже у россии есть свои сервисы для общения в сети, а у нас в Украине — только собственная электронная почта. Обидно стало: чем мы хуже? Понятно, что создание чего-то масштабного, как, например, аналог YouTube, требует огромных инвестиций. Поэтому решили начать с чего-то не слишком затратного — мессенджера.
— Каким был ваш первый шаг по его созданию?
— Мы составили список наших знакомых по всей Украине и задавали им вопрос, хотели бы они пользоваться украинским мессенджером и каким, по их мнению, он должен быть. На это ушло несколько месяцев. Опираясь на пожелания потенциальных пользователей, непосредственно занялись разработкой концепции и плана: кто должен быть в команде, где взять финансирование.
Мы понимали: чтобы придумать для функционала мессенджера что-то совершенно новое, нужно быть гением или мыслить совсем не так, как все, как, например, Стив Джобс (к сожалению, уже покойный основатель компании Apple. — Авт.). Поэтому решили акцентировать внимание на двух вещах: защите конфиденциальности общения и анонимности (анонимность — это то, о чем я уже говорил: регистрация без привязки к телефонному номеру и адресу электронной почты).
— На какие средства занимаетесь разработкой мессенджера?
— Личные. Часть нужной суммы предоставили родители: продали определенное имущество. Сдержались от покупки за вырученные деньги важных вещей и вложили в разработку мессенджера. То есть на это пошли деньги семьи. Плюс — средства членов команды. К тому же очень важно их терпение: они получают у нас гораздо меньшую зарплату, чем могли бы заработать в других проектах в какой-то компании. Карманы у нас не глубокие, поэтому ищем инвесторов. Но в условиях войны это сложно.
— Сколько пользователей сможет поначалу обслуживать ваш мессенджер?
— Трудно сказать. Мы арендовали серверы емкостью памяти 8 терабайтов. Практика покажет, на скольких пользователей ее хватит.
Наше приложение для телефонов на системе Android уже готово, сейчас проходит модерацию в Google. Надеюсь, что в ближайшие дни наше приложение уже можно будет бесплатно скачать на смартфоны. А приложение для iPhone будет готово где-то через неделю. Пока с помощью нашего мессенджера можно переписываться и обмениваться файлами. Но уже скоро по нему можно будет и звонить по телефону.
На фото в заголовке: Дмитрий Оберемок: «Мы понимали: чтобы придумать для функционала мессенджера что-то совершенно новое, надо быть гением или мыслить совсем не так, как все, как, например, Стив Джобс» (фото автора)
Читайте также: «Еще больше жизней наших военных удастся спасти»: в Украине введена уникальная методика остановки кровотечения