Вывод российских войск из украинского города Балаклея происходил, очевидно, настолько поспешно, что их старшие офицеры едва успевали паковать официальные документы. С бумагами, оставленными россиянами, ознакомилась команда информационного агентства Reuters. Они показали личные дела, а также подробную информацию о том, где находятся российские разведчики, даже с координатами. Записывались в документах приказы командования и описания боевых действий.
Документы были найдены в бункере, который служил штабом в небольшом городке на востоке Украины. Он был создан в помещении бывшей мастерской. На стальных дверях было написано «Командная группа», но за ними журналисты Reuters застали скорее полный хаос. Документы были разбросаны на полу, некоторые частично сгорели, но многие невредимы. По сообщению Reuters, остались тысячи документов. Исследователи просмотрели некоторые из них и получили представление о руководстве боевыми силами путина.
К примеру, за несколько недель до вывода, очевидно, были проблемы со сбором информации и радиоэлектронной борьбой. Коммерческие беспилотники были незнакомы некоторым солдатам. Передатчики помех, предназначенные для нарушения украинской связи, неоднократно выходили из строя. Документы и дневники свидетельствуют о том, что войска продолжали сокращаться: из-за смерти, дезертиров и стресса. По сообщениям, в двух блоках осталось всего 20 процентов их мощности.
Документы и личные заметки скрупулезно фиксировали, как менялась обстановка для русских войск. Утром 19 июля, вероятно, состоялось обычное командное совещание. Затем, во второй половине дня, украинские военные из танков и артиллерии атаковали село Граково на балаклейском направлении. Как свидетельствуют документы, россияне передавали по радио, что отступают. В блокноте в бункере было найдено предложение: «Боеприпасы заканчиваются». Несмотря на поддержку со стороны других подразделений, потери были большие — 39 бойцов были ранены, 9 погибли.
Через несколько дней ситуация обострилась. Их собственные беспилотники, которые можно было купить в обычных магазинах электроники, имели проблемы с программным обеспечением. С другой стороны, украинцы работали. А затем, 24 июля, на позиции вышли американские ракеты «Химарс».
Российский военачальник рассказал, насколько эффективными были удары Украины по этим ракетам. По его словам, они очень точно попали в командные пункты. В течение августа велись боевые действия, но они в основном истощали российские войска и их материальную часть.
6 сентября началось украинское контрнаступление, сначала с применением артиллерии. Тогда киевские войска оцепили село и российские подразделения были вынуждены бежать. Командный пункт был обстрелян и охвачен пламенем. Уцелел только бункер, но он, наверное, был покинут к тому времени.
Сообщается, что обнаруженным бункером руководил полковник Иван Попов. Он входит в состав 11-го армейского корпуса, который в свою очередь входит в состав балтийского флота. По сообщениям российских СМИ, Попов служил в Чечне и Грузии. Некоторые из сообщений также свидетельствуют о применении пыток. Называется имя старшего офицера, который, как утверждается, отвечал за гражданское население. Он также отвечал за центр допросов, где гражданских лиц избивали и пытали электрическим током.
Агентство Reuters проверило достоверность документов, посетив пять заброшенных военных форпостов на северо-востоке Украины, координаты которых сохранились. Жители в каждом случае подтверждали факт размещения российских войск. Журналисты также опросили пятерых военнослужащих, служивших в балаклейской группировке, и сверили данные в документах с книгой учета, которую вел один из российских военнослужащих. Никаких комментариев со стороны рф, в частности, от командиров, дислоцированных в Балаклее, не поступало.
Таблица, найденная в бункере в Балаклее, показала, что российский сержант получал 202 084 рубля в месяц в виде зарплаты плюс премии, в то время как сержант сепаратистских сил получал всего 91 200 рублей. Руководитель огнеметной роты в Луганске записал в документе, что восемь его подчиненных имели судимости — в том числе один человек за изнасилование и сексуальное насилие.
Напомним, что на освобожденной Харьковщине обнаружено десять помещений для пыток. оккупанты пытали и убивали мирных жителей.