В Киевском политехническом институте имени Игоря Сикорского состоялся всеукраинский фестиваль инженерных инновационных проектов Sikorsky Challenge 2022. На него были допущены журналисты, но при условии: информацию о разработках для нужд обороны страны можно обнародовать только после завершения этого конкурса. Одна из разработок, представленных на конкурсе, — электрический квадроцикл для военных HIMAKS, созданный командой из Киева.
— Электрический квадроцикл, который мы здесь демонстрируем, через несколько дней после завершения конкурса отправим украинским военным на Донбасс, — рассказал «ФАКТАМ» на фестивале Sikorsky Challenge 2022 представитель команды разработчиков этого внедорожника Максим Гуз. — Мы уже передали армейцам на Донбассе около 10 таких квадроциклов. Они созданы специально для нужд военных и по их заказу.
— То есть армейцы вышли на вас и попросили разработать квадроцикл для фронта?
— Да. Дело в том, что мы уже долго занимаемся изготовлением электрических квадроциклов. Начинали с детских, затем расширили ассортимент за счет подростковых, а затем взрослых. На войне нужны именно квадроциклы с электрическими двигателями, потому что они ездят тихо. Поэтому военные нашли нас в Интернете. У нас тогда была только гражданская модель. Она имеет, в частности, подогрев сиденья, яркий цвет, подсветку днища, прожекторы для езды по лесу… Армейцам все это ни к чему. Им нужен простой брутальный квадрик, на котором можно перевозить нескольких бойцов, в том числе раненых, и грузы. На основе нашей гражданской машины мы разработали квадроцикл для армии.
Он ездит так тихо, что если догонит, скажем, велосипедиста, то человек может и не услышать этого, по крайней мере сразу. Поэтому наша разработка подходит, в частности, для выполнения задач в тылу врага: на ней разведчики могут почти беззвучно проникать за линию фронта.
Такого тихого хода удалось добиться не только за счет использования электродвигателя. Здесь следует сказать о некоторых технических подробностях: в некоторых электрических квадроциклах крутящий момент передается с мотора на колеса с помощью цепи и ролика натяжения этой цепи. Во время езды этот ролик погрохатывает. Его может быть слышно издалека (например, в осеннем лесу). Поэтому мы применили другую инженерную конструкцию, обеспечивающую очень тихую передачу крутящего момента. Единственное, что хорошо слышно и может демаскировать, — треск сломанных под колесами веток.
Важно, что наш квадроцикл для военных имеет большой багажник с бортами. При необходимости их можно открыть и положить туда раненого. Это очень важно, ведь, чтобы спасти жизнь раненого, следует как можно быстрее доставить его в госпиталь.
— Наш квадроцикл имеет высокую проходимость по бездорожью. Мы это проверяли, например, на мотодроме для кроссовых мотоциклов, — продолжает Максим Гуз. — Так что уверены: болото, песок, глина, снег не является критической проблемой для нашего квадроцикла. Понятно, что можно встретить препятствие, которое не удастся преодолеть. С такими ситуациями может справиться даже один человек. Ведь у нашего квадроцикла умеренный вес, поэтому его можно вытащить, передвинуть в одиночку.
— Какое расстояние ваш квадроцикл преодолевает на одном заряде аккумулятора?
— На нем установлен не один аккумулятор, а два. Оба — съемные. Можно ехать либо на первом, либо на втором. Военные сразу озвучили нам требования по пробегу на одном заряде: чтобы можно было где-то 40−50 километров проехать в одну сторону и столько же назад. Выходит 80−100. Мы сделали с запасом: при полной загрузке наш армейский квадроцикл преодолевает как минимум 150 километров. Через месяц надеемся увеличить этот показатель до 200 километров при полной загрузке (при частичной — до 240 километров). Хорошие аккумуляторы стоят недешево. На них приходится около половины стоимости наших квадроциклов.
— На фронте не всегда есть доступ к электроэнергии. Квадроцикл можно заряжать с помощью солнечных батарей?
— Мы планируем оснастить его солнечной панелью. За 2 часа она способна подзарядить аккумулятор до такого уровня, чтобы можно было проехать где-то 20 километров. Соответственно, будешь заряжать дольше — проедешь больше.
— В темное время суток квадроцикл можно увидеть издалека по свету фар и габаритных огней. Что-то предусмотрено, чтобы это предотвратить?
— На режим светомаскировки можно перейти мгновенно — с помощью одного из двух тумблеров (красного или синего), которые находятся перед водителем. Переключаешь красный — гаснут все бортовые огни, но передняя фара все же светит. Но этого может оказаться недостаточно, если в небе появился беспилотник противника. В таком случае переключаешь синий тумблер. В результате гаснет все, кроме маленького дисплея, на который выводится самая необходимая для водителя информация. Мы наклеиваем на дисплей 2 слоя тонировочной пленки, благодаря чему свечение экрана значительно уменьшается.
— Какую скорость развивает эта машина?
— Если будут ехать три человека, то по асфальтированной дороге — 40 километров в час. Если один человек, то 48 километров в час. Пока машина работает при напряжении 60 вольт. Но есть возможность перейти на 72 вольта. Тогда максимальная скорость вырастет до 56 км/ч (мы это уже проверили на практике).
Мы сделали этот квадроцикл за свой счет. Он протестирован на фронте. Сейчас выпускаем 4 штуки в месяц, переходим на 6−8. Планируем нарастить производство до 15 штук. Для этого требуются дополнительные инвестиции.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, что львовские ученые и студенты «Львовской политехники» разработали необычный кровоостанавливающий бинт, который очень поможет раненым украинским военным.
Фото автора