История современности

Самая большая на материковой территории Украины коллекция крымскотатарского золота и серебра: в Киеве открылась уникальная выставка

17:10 — 7 ноября 2022 eye 904

В Сокровищнице Национального музея истории Украины (находится на территории Киево-Печерской лавры) открылась выставка «MIRAS. Наследие», на которой впервые публично демонстрируется самая большая на материковой части Украины коллекция предметов крымскотатарского ювелирного искусства и быта. В частности, представлено много изящных женских украшений, сделанных в уникальной крымскотатарской технике скани.

«В крымскотатарскую культуру проникало много европейских веяний, даже мода версальского двора»

— У крымских татар есть пословица, содержание которой можно перевести так: девушка начинает вышивать приданое, когда еще сидит у своего отца на руках, то есть с детства, — рассказал «ФАКТАМ» сокуратор выставки Алексей Савченко. — Так что до своей свадьбы крымскотатарская девушка вышивала несколько сотен вещей. Ими она на языке символов сообщала будущему мужу о своих желаниях и стремлениях, например, сколько хочет иметь детей. Посетители выставки могут увидеть целый набор таких вышитых девушками предметов. Вот кисе (кисеты, в которых мужчины носили табак, монеты, шило, огниво). Это подарок девушки будущему мужу. На всех этих вещах много знаков-оберегов.

Интересно, что во время разных праздников, в частности свадьбы, устраивали состязания по традиционной крымскотатарской борьбе куреш (участники борются, хватая друг друга за пояса). Мы здесь показываем старинную литографию, на которой изображены эти соревнования.

— Обычно в отдельных витринах демонстрируют особо ценные экспонаты. На этой выставке вы отдельно от других показываете сосуд из металла. Что это за вещь?

— Казанок Матери Марии (Марьям). В крымскотатарских семьях в такой посуде женщине в первые 40 дней после родов приносили еду. В исламской традиции Марьям (мать Исы) очень почитается верующими. Ведь Иса — один из пророков, который доносил волю Аллаха, пока не явился Магомет.

— На выставке немало очень красивых украшений из золота. Это традиционные крымскотатарские ювелирные изделия?

— Да. Их носили женщины, в том числе на головных уборах (фесах) и на поясах. В крымскотатарском обществе начиная с XVII века украшение женского феса стало одним из основанных признаков социального статуса его владелицы. Сверху на фесе размещали тонкой работы золотой топелик — навершие. Самые изысканные топелики изготавливались из золотой проволоки с помощью уникальной ювелирной техники скани, которой владели крымскотатарские мастера.

Фес также украшали подлинными и декоративными монетами, подвесками, височными украшениями. Когда девушка выходила замуж, у нее состригали небольшой локон. Место, где он свисал, прикрывали височным украшением, на котором изображали орнаменты и писали молитвы или призыв к молитве. Посетители выставки увидят несколько типов украшений для феса.

Также о социальном статусе женщины свидетельствовал ее пояс — кьюшак. Он весил вместе с украшениями от 300 до 500 граммов. Естественно, центральным элементом в украшении пояса является пряжка (кьюшак баш). Мы демонстрируем несколько кьюшак баш изящной работы.

Читайте также: Скелет, в котором россияне «рассмотрели» останки основателя москвы, видимо, принадлежал женщине: неожиданный поворот в истории княжеского саркофага, найденного в Киеве

Следует сказать, что в ханское время местные ювелиры обслуживали прежде всего элиту и работали на экспорт в страны исламского мира. При этом в крымскотатарскую культуру проникало много европейских веяний, даже мода версальского двора.

«Традиционные крыши домов крымских татар были земляные — представляли собой террасы. Сидя на них, хозяева пили кофе, любовались природой»

— Что ювелиры производили для мужчин?

— Многое, в частности, изящные футляры для Корана, которые мы демонстрируем на выставке. Вообще, переписка и украшение Корана — это целое искусство. Мы показываем Книгу толкований Корана, написанную в Крыму в XIX веке с пометками писца, — он привел перечень книг, которые ему дали на хранение в медресе, и указал имена своих детей и даты их рождения.

— Каким был традиционный быт крымских татар?

— Крымские татары с особым уважением относятся к воде, неудивительно, что на полуострове было огромное количество фонтанов. Мы показываем здесь соответствующую посуду: гугум — кувшин, с которым ходили набирать воду в фонтане, и тазы для омовения — эль-леген и куман. Кстати, в прошлые времена в крымскотатарском обществе мужское и женское пространства были разделены. Поэтому у молодежи было немного шансов видеться, знакомиться. Одна из таких возможностей — встреча у фонтанов или природных источников, где люди набирали воду для своих нужд.

Читайте также: «Музей фарфора создавали под вой сирен воздушной тревоги и взрывы крылатых ракет», — Александр Швец

— Какой любимый напиток у крымских татар?

— Кофе. Он появился в Крыму в начале XVI века и стал не только атрибутом повседневной жизни простых людей, но и частью дворцового этикета. Некоторые крымские ханы не начинали рабочий день, пока не выпивали чашечку кофе. Это касается и хана Менгли Гирея, который был союзником многих украинских гетманов. Он прославился, в частности, как преданный поклонник кофе.

Кофейни были признаком цивилизованности городов и в Османской империи, и в Крымском ханате. Но кафе посещали только мужчины, женщины пили кофе дома. Мы показываем традиционный набор предметов для кофейной церемонии: мельница для перемола кофейных зерен, джезва для заваривания, чашки, ибрики (посуда, в которой кофе подавали на стол) и зарфы — подставки для кофейных чашек. Эти подставки были разных форм и из разных материалов — медные, серебряные, бронзовые, даже деревянные. Но самые престижные — серебряные. Вместе с кофе гостю также предлагали длинную трубку с мундштуком. Мы демонстрируем ее как еще один атрибут кофейной церемонии.

В Крыму послов иностранных государств встречали по определенному протоколу, включавшему угощение кофе. При ханском дворе пользовались кофейными сумками (на самом деле скатертями), которые завязывали кожаным шнуром. Иностранному послу выносили в них кофейный набор. Гость ел куравье — песочное печенье, сахар и пил кофе. После угощения набор собирали в сумку и уносили. А посла вели на аудиенцию к крымскому хану.

До сих пор кофейная традиция остается частью повседневной культуры крымских татар. Для разных событий существуют свои рецепты заваривания кофе. Скажем, на праздник Байрам пьют не очень крепкий. Ведь человеку нужно встретиться со многими родственниками и с каждым выпить кофе.

Читайте также: Московиты воспринимали украинскую политическую культуру как необычную и непонятную им: открылась выставка «Европейская Украина. Времена Мазепы»

— Какое блюдо традиционной кухни самое популярное среди крымских татар?

— Чебуреки. У крымских татар даже существует древняя традиция — приготовить чебурек для новорожденного ребенка. Разумеется, младенец его есть не будет, съест мама. Но важно, что семья таким образом как бы угощает ребенка.

То, насколько вкусные получились чебуреки, было своего рода визитной карточкой крымскотатарской хозяйки — ханум. Знаю, готовя это блюдо, следует, в частности, уметь заливать бульон в «конвертик» из теста так, чтобы чебурек не потек. Если бульон начнет просачиваться наружу, гостям такое блюдо не предложишь.

Жарят чебуреки 120 секунд: 60 с одной стороны и 60 — с другой. Мясо фактически тушится в бульоне. Выходит здоровая пища. Важный момент: чебуреки не принято хранить. То есть приготовили — и сразу подавайте на стол. Для подачи чебуреков использовали специальный выпуклый сосуд — саам. Интересно, что, хотя крымские татары и ели много чебуреков, обычно они от них не толстели.

Читайте также: «Наша супернаходка в Киево-Печерской лавре связана с детективной историей»: археологи о своем неожиданном открытии

В крымскотатарской кухне есть и блюдо, несколько напоминающее пельмени, — татараш. Они очень маленькие — с ноготь. Представляете, каким мастерством должна владеть хозяйка, чтобы делать большое количество миниатюрных «конвертиков» из теста для татараша. Вообще крымскотатарская кухня очень разнообразна. Это обусловлено щедростью крымской природы, позволяющей людям выращивать большое количество различной сельскохозяйственной продукции.

Кстати, по поводу ведения хозяйства крымскими татарами. Они гармонично вписывали свои усадьбы в окружающую природу. Показательны в этом отношении чаиры. Это интеграция сада с фруктовыми деревьями в дикорастущий лес. Выходило так: человек шел по лесным тропинкам и вдруг оказывался в саду, где росли десятки видов яблонь, слив, груш. А рядом — дом. В XIX веке родившийся и живший в Крыму сын немецкого колониста Фридрих Гросс создал ряд гравюр с видами полуострова. На одной из них изображен крымскотатарский поселок Симеиз. На этой гравюре много деталей, о которых художник хорошо знал. К примеру, он нарисовал на земле колесо, с помощью которого местные трамбовали крыши своих домов. Дело в том, что традиционные крыши у крымских татар были земляные — фактически это были террасы. Сидя на них, хозяева пили кофе, любовались закатом или рассветом. Эти крыши-террасы нуждались в уходе. И для этого использовался специальный инструмент, который мы видим на гравюре.

В отдельном зале мы представили коллекции гравюр Фридриха Гросса о Крыме. Это исключительно важные художественные работы, ведь на них изображены многие достопримечательности, которые до наших дней не сохранились.

На фото в заголовке: Алексей Савченко: «Крымские татары ели много чебуреков, но обычно не толстели от них» (фото автора)

Читайте также: Разгромил вдвое большее войско Московии: в Киеве открылась выставка о выдающемся полководце князе Константине Острожском и его роде