Происшествия

Вдова серебряного призера олимпийских игр-2000 в сиднее по вольной борьбе евгения бусловича анжела: «в день своей смерти женя позвонил и сказал, что нам надо обязательно обвенчаться»

0:00 — 26 октября 2007 eye 1386

Минуло девять дней со дня трагической гибели 35-летнего украинского спортсмена

15 октября трагически оборвалась жизнь знаменитого украинского борца Евгения Бусловича — серебряного призера Олимпиады-2000 в Сиднее, двукратного бронзового призера чемпионата Европы по вольной борьбе. Во время вечерней пробежки по житомирской трассе неподалеку от села Колонщина Макаровского района его сбила маршрутка. Талантливый борец отдал спорту 20 лет и мечтал выступить на Олимпиаде в Пекине…

«Муж был категорически против того, чтобы дети пошли в большой спорт»

Похоронили Евгения Бусловича рядом с его матерью, которая умерла два года назад от рака. Вдова спортсмена Анжела каждый день отправляется в скорбный путь из Киева в село Колонщину, где нашел свое последнее пристанище ее любимый.

После гибели мужа она с детьми перебралась к маме. Наша беседа с Анжелой затянулась до позднего вечера. С какой теплотой и нежностью вспоминала она о супруге… Тоненькая, как стебелек, Анжела буквально светилась от счастья, когда рассказывала об их с Женей любви. Только покрасневшие от слез серые глаза выдавали боль, с которой она теперь живет. Иногда Анжела надолго замолкала. Казалось, что в эти мгновения она была где-то далеко-далеко, продолжая свой разговор с любимым…

- Давно уже в этой квартире живете?

- Здесь мы с Женей еще до Олимпиады жили. Это квартира родителей, — комок в горле мешает Анжеле Буслович говорить.  — Здесь родилась наша дочка Анжела, потом сын Артем. Сейчас дочка на тренировке, она занимается художественной гимнастикой. Ей уже одиннадцать лет. А сынуля спит. Он пошел в первый класс и очень устает — нагрузки большие…

За «серебро» Игр в Сиднее мужу выделили квартиру. Она оказалась рядом с домом родителей. Но там я сейчас не могу находиться… Не могу смотреть на Женины вещи. Словно он просто уехал куда-то ненадолго… На столе лежат газеты, журналы, которые он читал. Мне все время кажется, что Женя вот-вот позвонит, зайдет в квартиру…

- Анжела, дети знают, что их отец погиб?

- Сначала я вообще не представляла, как им можно рассказать об этом. Но понимала, что пройдет день-два, и они все равно узнают правду. От одноклассников или из газет… Брать на кладбище детей я побоялась. Они безумно любили своего папу. Пусть он останется в их памяти живым. Когда увидела Женю, Боже мой… Все лицо побитое, в шрамах, нос перебит…

«Господи, — думаю.  — А в чем же хоронить?» Любимая одежда Жени — — спортивный костюм. Я еще сердилась на него, что он постоянно ходит в спортивном. «Да не мое это — костюмы, пиджаки! — смеялся Женя.  — Я что, пойду в костюме на тренировку?» Накануне гибели уговорила Женю пойти выбрать костюм. Купили. Жене еще понравилось, что ткань натуральная, шерстяная. Он его всего-то раз и надел. В этом костюме и похоронили…

Приехала с кладбища домой. Хожу по квартире, плачу. Не могу выдавить из себя ни слова. Тогда сынуля стал спрашивать у бабушки, почему я такая грустная, почему плачу. Я обняла детей, сказала, что папы больше нет…

- Каким запомнился вам последний день с Женей?

- Мы обсуждали, в какой вид спорта отдать Артемку. Муж хотел, чтобы дети занимались спортом для своего удовольствия, чтобы здоровыми выросли. Он категорически был против того, чтобы дети пошли в большой спорт. Ну вот, решили мы отдать Артема на плавание. «Давай я приеду, и мы тогда уже вплотную займемся этим вопросом», — сказал муж.

Перед отъездом к отцу Женя пообещал, что недолго там задержится. Хотел на выходные вернуться в Киев. Ведь как раз в эти дни из Америки должен был приехать его первый тренер Александр Омельченко. Для Жени он был как второй отец.

В тот день Женя позвонил мне. Голос у него был какой-то странный. Я почувствовала, что у него на душе как-то не так. «Анжела, у тебя все нормально? Как ты себя чувствуешь? Как со здоровьем? С детьми все в порядке?» — расспрашивал меня. А потом вдруг стал признаваться мне в любви: «Я без тебя не могу. Нам надо обязательно обвенчаться… » Как будто предчувствовал свою смерть… Мы с ним прожили 15 лет. Но только в последнее время его стало тревожить, что мы не венчаны.

«Незадолго до смерти Женя сказал: «Может, психануть и поехать на Олимпиаду в Китае?»

- В тот день на душе не было тревожно?

- К вечеру стало как-то не по себе. Долго не могла заснуть. Все ходила, ходила по квартире… В шесть утра позвонил свекор. Голос дрожит от слез. «Женя не приехал в Киев? Звонил ему весь вечер, но телефон не отвечал. Потом вышел в коридор, а там его мобильный звонит. В куртке остался… »

Женя в тот вечер отправился кросс бегать. Он любил кроссы. Мог в любое время суток выйти на пробежку — и в восемь вечера, и в десять. Я еще удивлялась, зачем мужу столько бегать, он же не легкоатлет. Наматывал по двадцать километров в день…

Отец Жени пошел в милицию. Там ему сказали, что вечером произошло ДТП, и в морге находится труп неопознанного мужчины. Отец поехал в морг с дядей. Сам побоялся зайти. Дядя вышел из морга весь в слезах… Сразу набрал меня: «Анжела, случилось горе… » У меня истерика…

Я ведь до последней минуты не верила, что случилась беда. Думала, может, к друзьям поехал. Муж был очень легким на подъем. Мог в любую минуту сорваться, позвонить мне уже с поезда. А бывало, что звоню-звоню, а Женя сбрасывает вызов. «Что ж ты трубку не берешь? — ругаю потом мужа.  — Я же переживаю!» А он только смеется: «Ну что со мной может случиться?.. »

- Почему Женю похоронили не в Киеве?

- Муж — коренной киевлянин. Еще 15 лет назад его родители начали строительство дома в селе. Доводили до ума эту дачу много лет. Потом там жили Женины бабушка и дедушка. Они и умерли в этом доме. А два года назад тяжело заболела Женина мама. У нее был рак мозга. Она не раз говорила, чтобы похоронили ее возле родителей. Теперь вот и Женя там лежит…

- В сны к вам приходит?

- Каждую ночь. Вот и сегодня приснилось, что вроде бы мне сказали, что Женя находится в квартире. Понимаю, что он где-то рядом, а найти не могу. Всю ночь во сне искала…

Вчера мы были на кладбище. Сидели, разговаривали… Вдруг прямо передо мной… Женя! И по руке такое тепло пошло, вроде бы он меня за руку взял…

Вы знаете, за две недели до гибели мужа я попала в аварию. Ехала по бульвару Леси Украинки. Вдруг ни с того ни с сего машину начало влево-вправо бросать. Руль заблокировало, я не могла справиться с управлением. Меня вынесло вперед и шарахнуло о бордюр… Позвонила мужу. Женя меня успокаивает: «Самое главное, что с тобой все в порядке. Машина разбилась? Это все ерунда, не переживай»…

- Ваш муж столько лет отдал спорту. Не подумывал о завершении спортивной карьеры?

- После Олимпиады сказал: «Ну, все! Я достиг в спорте всего, чего хотел. Пора завязывать». Но все равно продолжал тренироваться. Не мог прожить и дня без борьбы. Тренировал ребятишек, ездил на турниры. Женя мечтал открыть свою детскую спортивную школу. В последнее время только этим и занимался, спонсоров искал, помещение.

Незадолго до смерти сказал: «Может, психануть и еще раз на Олимпиаду поехать?» «Женя, ну зачем снова проходить этот кошмар, эти немыслимые нагрузки?» — отговаривала я его.  — Что, снова эти безумные сгонки веса по десять килограммов?» На себе это прочувствовала, когда родила дочку, и у меня начались проблемы с грудью. Молоко все прибывало и прибывало, и малышка не успевала есть. Врачи посоветовали меньше пить. Ужасное состояние! Побывала в шкуре Жени, когда он «гонял» вес. «Теперь я понимаю, как ты мучаешься, когда мы покупаем минеральную воду на улице, — говорила мужу.  — Мы с детьми пьем, а ты только полощешь горло и выплевываешь».

«Он так мечтал о третьем ребенке. Говорил: «Если не хочешь больше рожать, давай усыновим»

- Как вы познакомились?

- Ой, это было так давно — 15 лет назад! Мне было 19, когда я познакомилась с одним спортсменом, другом Жени. У нас были общие интересы, я тоже занималась спортом. Как-то Женя напросился с другом проводить меня домой. Потом узнал мой телефон. Ой, что тут началось… То один звонит, то другой, встречи мне назначают наперебой. В общем, месяца через два в результате такого напора со стороны Жени мы таки начали встречаться.

Через некоторое время Женя поехал в гости к своему тренеру в Америку. Там ему предложили поступить в престижный университет, выступать за студенческий спортивный клуб. Но Женя отказался, потому что хотел заниматься борьбой профессионально, а не на любительском уровне. Еще сказал, что не сможет жить вдали от семьи, хотя мы тогда еще не были женаты.

Долго не мог признаться мне в своих чувствах. В 1995 году Женя начал выступать в немецкой профессиональной Лиге и должен был поехать на полгода в Германию. Перед поездкой сообщил, что мне должны открыть визу. «Хочешь, чтобы я с тобой поехала?» — спрашиваю. И только тогда он сказал: «Да, хочу, чтобы мы были вместе».

Заставил меня уволиться с работы. Говорил, что его жена должна быть хранительницей семейного очага. Родители были в шоке, возмущались, что мы будем жить без росписи… В общем, уехали мы в Германию. Через четыре месяца я забеременела. 5 июля 1996 года у нас родилась дочка.

- Свадьба была пышная?

- Не было у нас свадьбы. Все некогда было. У Жени то сборы, то соревнования. Через два года после рождения дочки выкроили время, пришли в загс и расписались.

- У дочки такое же имя, как у вас. Это муж так захотел?

- Да, это Женька так решил. Родные наперебой предлагали варианты имен, я тоже придумала два имени. Но когда пришли в загс, Женя неожиданно сказал, что дочку назовем Анжеликой. Я оторопела, думала, что муж шутит. Он вообще любил всякие розыгрыши. Но это была не шутка. Как Женя решил, так и назвали.

С именем сына тоже интересная история была. Женя сказал, что мы зарегистрируем сына только после Олимпиады. Артемка родился 26 июля 2000 года. Женя как раз был на предолимпийском тренировочном сборе в Алуште, но пообещал, что заберет меня из роддома. 25 июля почувствовала приближение схваток. А у меня папа погиб 25 июля, не хотелось рожать в этот день. Что с отцом произошло?.. Его утопили. Из-за денег убили: у папы была на руках крупная сумма…

Ну вот, 26 июля отправила маму с дочкой в школу. Выпила но-шпы, чтобы снять спазмы. Но когда уже отошли воды, поняла, что тянуть дальше некуда. Что делать? Поймала машину, поехала в роддом…

Так вот, приехал Женя из Сиднея и говорит: «Назовем сына… Алмазом!» Оказывается, так звали его давнего друга по сборной, которого он встретил в Сиднее. Тут уж и я, и мои родители хором закричали: «Называй как угодно, но только не Алмазом!»

Когда дочку родила, Женя говорит, чтобы я второго рожала. «Я же только из роддома вышла!» — в шутку возмутилась. Не успеваю второго родить: «Давай третьего!» В последнее время он постоянно говорил о третьем ребенке. А я как вспомню, как на сохранении лежала, как рожала тяжело… «Ну тогда давай усыновим», — говорил муж.

- По хозяйству помогал вам? У плиты иногда стоял?

- Помогал. И готовить умел. Особенно здорово у него получалось жаркое с грибами, которые он сам в лесу и собирал. Знал, где какой гриб. Когда жили в Германии, частенько ходил за грибами. Причем сначала присматривал грибные места во время пробежек. Ой, сколько в доме было грибов! Мы их уже и жарили, и варили, и сушили…

Женя всегда говорил, что в лесу он отдыхает, восстанавливает свои силы. «Там такая тишина, спокойствие, никакой суеты». Все в святых местах мечтал побывать. И вот в этом году он свою мечту осуществил. В мае ездил в Израиль на соревнования, посвященные памяти погибшим на мюнхенской Олимпиаде спортсменам. Побывал в Иерусалиме, оставил записку в Стене Плача. Приехал под таким впечатлением!.. Взахлеб рассказывал о поездке. А летом поехал в Почаевский монастырь. «Прямо на душе стало легче», — сказал потом…