Во вторник, 8 ноября, в США состоялись так называемые промежуточные выборы. Это важное политическое событие в жизни страны. Американцы выбирали новый состав Палаты представителей (нижняя палата Конгресса США), треть Сената (верхняя палата Конгресса), а также губернаторов и членов законодательных собраний более чем в половине штатов. Промежуточные выборы обычно меняют политическую картину в стране. Демократы последние два года контролировали обе палаты Конгресса, поэтому президенту Джо Байдену и его администрации было легко проводить практически все свои законопроекты и прочие решения.
Теперь есть реальная возможность того, что республиканцы возьмут верх в Палате представителей.
В нижней палате Конгресса 435 мест. Чтобы получить большинство, одной из партий необходимо занять 218 из них. У демократов было 220 мест, у республиканцев — 212. Следовательно, республиканцам достаточно сохранить старые мандаты и получить еще шесть.
Как считают аналитики американского телеканала CNN, это вполне возможно. На данный момент у республиканцы обеспечили себе уже 198 мест. У демократов пока на 20 мест меньше. Не определилась судьба еще 59 мандатов.
А вот в Сенате шансы обеих партий равны. Из 100 мест распределены уже 96 — по 48 у каждой из партий. Если этот баланс сохранится (по 50 мест), то преимущество получат демократы, поскольку при таком раскладе сил решающий голос получает вице-президент США. В нашей ситуации это Камала Харрис, член Демократической партии, правая рука Байдена.
Судьба оставшихся мандатов решается в нескольких штатах. По Сенату нет данных пока из Аризоны, Джорджии, Невады и Висконсина. По Палате представителей идет подсчет бюллетеней еще более чем в 10 штатах. Ситуация непредсказуема в Висконсине, Нью-Джерси, Флориде, Теннесси, Огайо, Техасе, Джорджии, Северной Каролине, Иллинойсе, Виргинии.
Результаты промежуточных выборов важны прежде всего для самой Америки.
Во-первых, они покажут настроение избирателей перед следующими президентскими выборами.
Во-вторых, внутри каждой из партий определяются новые лидеры, которые способны будут претендовать на пост главы государства. Кстати, например, убедительная победа Рона Десантиса во Флориде в борьбе за пост губернатора вывела из себя Дональда Трампа. Десантис занимает губернаторское кресло с 2019 года. Его нынешний успех дает ему прекрасные шансы баллотироваться в президенты. У Трампа появился опасный соперник. Дональд разъярен настолько, что уже угрожает опубликовать компромат на Десантиса, если тот рискнет выдвинуть свою кандидатуру на предварительном этапе президентских выборов. Есть ли у Трампа этот компромат, никто не знает, но угроза весьма показательна.
В-третьих, в Вашингтоне может измениться расстановка сил в самых верхах. Если республиканцы получат контроль над Палатой представителей, уйдет в отставку ее нынешний спикер Нэнси Пелоси. А это третий человек в государстве после Байдена и Харрис.
Что касается Украины, а для нас это самое главное, большинство республиканцев решительно поддерживают нашу страну. Например, лидер республиканской фракции в Сенате Митч Макконнелл в мае побывал в Киеве и обещал всяческую поддержку.
Однако есть и такие, кто играет на настроениях простых избирателей. Это сторонники Трампа и последователи движения QAnon, которые верят в теории заговора и не считают Байдена законно избранным президентом. Эти политики кричат, что не дадут Украине ни цента. Наиболее яркой представительницей этой малочисленной группы республиканцев является конгрессвумен из Джорджии Марджори Тейлор Грин.
Есть более серьезная команда, члены которой считают, что помогать Украине важно и нужно, но следует строго контролировать, как Киев расходует каждый полученный доллар. Эти политики могут усложнить процедуру выделения помощи, а это уже серьезно, учитывая, как важна для нашей страны оперативность.
Напомним, накануне в Вашингтоне объявили о предоставлении Украине нового пакета военной помощи, влючающего в себя 45 танков Т-72 и системы ПВО Hawk. Общая стоимость вооружений, которые будут переданы нашей стране в рамках этого транша, составит 400 миллионов долларов.