Пятнадцать лет назад в наших городах появились представители уличного бизнеса — «канадских» оптовых компаний. Сегодня молодые люди все так же надеются заработать, получая копейки за то, что с утра до ночи втюхивают прохожим некачественный ширпотреб
«Добрый день, канадская оптовая компания, меня зовут Павел, всех знакомим с новинками и вам покажу!» — энергично жестикулируя и улыбаясь, представляется симпатичный молодой человек, и вы уже клюнули на красивую разноцветную коробку, мгновенно оказавшуюся у вас в руках. Еще через минуту, попрощавшись со своими деньгами, вы становитесь обладателем редкостного барахла и, опустив голову, бредете домой, попутно ругая себя за расточительность.
Люди, пострадавшие от расторопных уличных продавцов, называют их жульем, для менеджеров это явление — искусство продаж. Как работает огромная «канадская» денежная машина и кто такие уличные дистрибьюторы — предлагаю взглянуть изнутри.
Объявлений о работе для дистрибьюторов в газетах хоть пруд пруди. Их отличают обещания сказочных зарплат, большое количество вакансий и обязательно помощь с жильем иногородним. Объявление составлено так, чтобы заинтересовать человека деньгами, снять страх конкуренции и обнадежить приезжих, у которых проблема аренды квартиры, как известно, на первом месте.
Вот одно из таких объявлений:
«Крупной международной компании в связи с расширением требуются: помощники менеджера, 6 чел. , зарплата 2500-4500 грн; торговые представители, 10 чел. , зарплата 2500-3500 грн; работники склада, 12 чел. , зарплата 2000-3500 грн; курьеры, 12 чел. Зарплата 2000-3500 грн. Выплата ежедневно по 150-300 грн. Иногородним помощь с жильем »
Если вы все-таки решили позвонить по такому более чем привлекательному объявлению, задайте секретарю простой вопрос: «Какими будут мои обязанности?» Если вам прямо не ответят, будьте уверены — это «канадская» оптовая компания.
Я поступил именно так и отправился на собеседование. Часто офисом подобных контор является обычная двухкомнатная квартира после ремонта. В коридоре — стол секретаря, на кухне — склад, в меньшей комнате сидит менеджер, большая предназначена для встреч всех работников.
Кроме меня, очереди ждали еще несколько человек. Забегая вперед, скажу, что никто из них не появился на следующий день, хотя «экзамен» сдали все. Я заполнил анкету и был приглашен в кабинет менеджера. Должен признаться, на меня произвела впечатление эта молодая эффектная женщина, представившаяся Аллой. Она прекрасно играла свою роль. Серьезное лицо, критический взгляд. А то, с каким вздохом она все-таки дала мне шанс попробовать себя в должности помощника менеджера, заслуживает «Оскара». Ведь в резюме, написанном с ошибками, я указал, что никакого опыта работы не имею, а образование у меня — 9 классов. Между тем зарплату обещали 4 тысячи 500 гривен. Вот повезло!
На следующее утро я прибыл в офис на стажировку. Менеджер представил мне моего наставника-дистрибьютора — веселую, бедно одетую девушку Наталью. Она вручила мне пятикилограммовую сумку с товаром и повела на «обзорный день».
По дороге я пытался выяснить, чем же мы будем заниматься, но Наташа не признавалась. Сказала только, что прежде всего нужно «оставить базу». Это означает упросить продавщицу какого-нибудь ларька подержать у себя наши сумки до вечера. С пятого раза нам это удалось. Из принесенного товара Наташа выбрала два больших фонаря на аккумуляторах, штук десять калькуляторов и дюжину зажигалок для газовой плиты.
«Теперь смотри, слушай и учись», — приказала Наталья и начала приставать ко всем подряд: «Добрый день, добрый день » Моя наставница носилась по улицам с бешеной скоростью и за два часа успела пообщаться с сотней людей, продать один фонарь, два калькулятора и пару зажигалок. Наконец она остановилась, и у меня появилась возможность расспросить Наташу о работе.
«Если ты заметил, мы действуем по схеме: приветствие, представление, презентация, заключение сделки, — объяснила девушка. — Мы не уговариваем человека купить фонарь, мы делаем так, чтобы он не представлял своей дальнейшей жизни без этой вещи. Понял?»
Понял. Нужно пускать пыль в глаза. Говоря с людьми, Наташа называла обычный китайский фонарь акриловым модулем(!), дешевые калькуляторы, «глюченные» через один, она повысила в «звании» до портативных органайзеров, а зажигалки — так просто «вечный огонь».
«Смотри, — Наталья показала деньги, — за два часа я заработала уже 20 гривен. Где еще ты получишь живые деньги? Можно, конечно, но нужно вкалывать, а тут есть перспектива».
Один из фонарей оказался нерабочим, что не удивило Наташу. Она сказала, что за продажу бракованного товара ей платят на гривню больше. Покупателю демонстрируется нормальная вещь, а получает он поломанную в упаковке. В целом за весь день Наташа заработала 50 гривен.
Она считает свой труд легким и прибыльным делом, но поверьте, за день ноги устают и нервы на пределе, потому что некоторые покупатели посылают прямо в лицо куда подальше, а это не каждый выдержит.
Что же держит молодежь в таких компаниях? Во-первых, работа не требует образования и предоставляется жилье. Во-вторых, деньги платят ежедневно. И в-третьих, есть надежда на повышение в должности. Наташа рассказала, что дистрибьютор, делая пять норм подряд (касса 400 гривен), становится инструктором. Правда, инструктор работает точно так же, как рядовые, разница лишь в том, что он обязан больше денег приносить хозяйке, иначе его снова понизят. Впрочем, инструктор имеет право собирать команду, то есть обучать новых людей. Когда их будет больше пятнадцати, он станет менеджером и откроет свой офис. Но это уже предел мечтаний.
На следующий день я познакомился с коллективом. Молодежь от 18 до 25 лет. Всего человек десять. Все приехали с Аллой, менеджером, из России. Трудятся в «канадской» компании по два-три года. В Киеве каждый мечтает собрать свою команду. На вопрос, что мешало сделать это за прошедшее время, разводят руками: «Чего-то самим не хватало, где-то с людьми не повезло». Алла говорит своим работникам, что в других городах офисы открываются, поэтому в будущее они смотрят с оптимизмом.
И тем не менее понимаешь, что они бесполезно прожигают свою молодость. Печальное зрелище. Одеты, как нищие. На личную жизнь ни времени, ни денег нет. Работа в компании организована так, чтобы человек сосредоточился только на ней. В офис — на полвосьмого утра, домой возвращаются к десяти вечера. Отдыхают исключительно коллективом, причем служебные романы чреваты увольнением. В общем пресекается все, что может стать препятствием для достижения заветной мечты — стать менеджером.
Мне, например, скоро стало ясно, что офисов никаких не будет, а будет одно разочарование. Уверен, многие из этих молодых людей все понимают, но думать о неудаче не хотят, ведь выходит, что столько времени потрачено зря.
В свой второй рабочий день я побывал в квартире, которую Алла снимает для подопечных. Конечно, платят они сами. Живут в двухкомнатной «хрущевке» в Дарницком районе все вместе — парни и девушки. Спят на полу, на столе(!) и на диване по очереди(!!).
На третий день я отправился в офис, чтобы сообщить Алле о своем желании уволиться. На улице ко мне подошел парень и попросил передать начальнице просьбу принять его. Я поинтересовался, почему он не сделает это сам, на что молодой человек ответил: работал в компании три года, но сейчас его даже на порог не пускают. После того как я представился журналистом, он охотно согласился поговорить:
- Меня зовут Игорь. Я живу в Петербурге. Работал в «канадской» компании около трех лет, но неделю назад Алла уволила меня якобы за то, что я задолжал ей 300 гривен, а в последнее время с работой не складывалось, отдать никак не мог. Алла еще и паспорт мой забрала. Сказала, что отдаст, когда принесу долг. А где я деньги возьму? Живу на вокзале. Даже вещи из квартиры не отдают. Милицией пугают. В Россию без паспорта не уехать. Хотел попросить Аллу вернуть документ. Деньги-то небольшие, вышлю в крайнем случае.
Услышанное поразило меня, и я пообещал Игорю помочь.
- Честно говоря, — продолжал Игорь, — после того, как я ушел из компании, взглянул на жизнь по-другому. Прошедшие три года я почти не помню. Как будто их и не было. Ругаю себя за глупость. Мне 26 лет. А чего я достиг? Образования нет. Тот опыт, который я получил, нигде не применяется, кроме оптовых компаний. Но туда уже ни ногой. На самом деле я давно понял, что в компании делать нечего. Просто обидно было бросать на полпути. Где-то в глубине души все-таки надеялся. В Киев ехать не собирался, не видел смысла. Если в Москве за три года никто не стал менеджером, то что изменится в Украине? Тем более даже на билет пришлось одолжить у Аллы. Все просили деньги у нее, у самих-то нет никогда.
Кстати, увольняют у нас людей всегда странно. Сегодня есть человек, все его уважают, а завтра Алла скажет, что выгнала его за то, что плохо работал, и никто ему руки не пожмет. Как зомби себя ведут. Если Алла сказала, значит, так и есть. Я не первый, кстати, кого уволили в Киеве. Еще была девочка. Исчезла, даже не попрощавшись. Она живет на севере России, ей домой ехать две недели. Как она без денег доберется, я не представляю.
Сейчас я уверен, Алла увезла нас подальше от дома, чтобы мы не разбежались. Теперь она постепенно разгонит старый состав, соберет новую группу в Украине и увезет в Россию
Игорь получил свой паспорт в тот же день, когда попросил меня помочь ему. Еще через неделю он вернулся на родину.
Репутация «канадских» компаний известна всем. Тем не менее каждый день, в 9 часов утра, тысячи дистрибьюторов по всей территории СНГ выходят «в поле» и возвращаются в 6 часов вечера с деньгами. Все знают, что покупать товары у бродячих продавцов нельзя. Но покупают. Почему? Очень просто. Продажи оптовых компаний, как и вся их инфраструктура, основаны на чувствах. На жадности, когда предлагается по дешевке то, что якобы стоит дороже, на жалости, ведь порой на несчастного дистрибьютора без слез не взглянешь
А вообще всю систему «канадских» компаний можно охарактеризовать просто — пыль в глаза. Она начинается уже в кабинете менеджера при приеме новых дистрибьюторов на работу. Дело в том, что компьютер у Аллы на столе не подключен, да и вообще нет никакого компьютера. Старый монитор вместе с металлической коробкой от системного блока куплен на рынке за 150 гривен. Для солидности.
Товары, которыми, как эксклюзивом, удивляют вас дистрибьюторы, например, зубные щетки на батарейках или «чудо»-калькуляторы, можно без проблем приобрести на том же рынке. Причем если «канадец» просит за щетку 20 гривен, то у торговцев из Китая возьмете за 5. И та и другая прослужит вам не дольше двух дней.
Как же появились у нас «канадские» оптовые компании? По легенде, человек, приехавший в Москву в 1991 году из США, впервые основал оптовую компанию на территории СНГ и назвал ее ОСЭ — оптово-сбытовой энтерпрайз. Уже через год на улицах городов появились дистрибьюторы. Символом компании американец выбрал носорога — за непробиваемую шкуру животного и его настойчивость. Человек этот быстро разбогател, открывая все новые и новые офисы. На сегодняшний день они есть почти в каждом городе. Таким образом, удачливый предприниматель служит живым примером для молодых дистрибьюторов, которые только начинают свой путь с того, что таскают по улицам тяжеленные сумки с книгами и чайниками.
Вот такая вот красивая легенда. Однако возникает вопрос: если этот человек настолько богат, почему о нем никто никогда ничего не слышал? Скромный, наверное