Украина

Не побоялся тайком фотографировать жертв Голодомора, отбыв много лет в большевистской тюрьме: потрясающая история жизни автора уникальных снимков

12:20 — 26 ноября 2022 eye 1316

Выставка «Leica, которая видела Голодомор», открылась в Киеве накануне Дня памяти миллионов украинцев, умерших из-за голода, организованного большевистской властью в 1932—1933 годах. Сталинский режим прилагал максимум усилий, чтобы скрыть факт массовой гибели крестьян в Украине и других частях советской империи. Поэтому фотографии голодающих (уже умерших, которые лежали на улицах Харькова, и еще живых), сделанные с риском для собственной жизни иностранным инженером-химиком Александром Винербергером в Харькове, являются исключительно ценными свидетельствами преступления против украинского народа. На выставке в Музее Голодомора представлены фотоаппарат Leica, которым этот смелый австриец делал снимки, альбом его харьковских фотографий 1932−1933 годов и книга мемуаров, написанных Винербергером. Эти вещи привезла в Киев на временное экспонирование его правнучка фотохудожница из Великобритании Самара Пирс.

«В 1920-е Александр Винербергер работал инженером на заводе, а ночевал — в камере тюрьмы»

— После завершения выставки Leica, которая видела Голодомор, экспонаты будут возвращены в Великобританию, — рассказала «ФАКТАМ» и.о. генерального директора Музея Голодомора Леся Гасиждак. — Впоследствии, когда мы найдем меценатов, которые изъявят желание выкупить эти вещи, а потомки Александра Винербергера — продать их, тогда получим эти реликвии навсегда. Я как руководитель музея мечтаю об этом.

— Александр Винербергер много лет прожил в СССР, причем часть из них — в тюрьме на Лубянке (это в москве), — рассказал «ФАКТАМ» известный исследователь Голодомора, доктор исторических наук Василий Марочко. — Винербергер в составе войск Австро-Венгрии участвовал в Первой мировой войне. Попал в русский плен. После установления в россии большевистского режима попытался по поддельным документам вернуться домой (там его ждали жена и ребенок), но возле Пскова попал в руки чекистов. Его обвинили в шпионаже и посадили во внутреннюю тюрьму на Лубянке. Впоследствии, когда началось преодоление последствий разрухи, большевистские власти привлекли Винербергера (он был инженером-химиком) и других заключенных иностранных специалистов для работы по специальности. Александра направили на фабрику по производству красок и лаков. Ночевать его привозили обратно в камеру.

— Но ведь в Харькове он работал уже как свободный человек? Иначе как бы ему удалось тайком фотографировать истощенных от голода крестьян, добиравшихся в Харьков и умирающих на улицах?

— Да, в Харькове он уже был свободен. Но перед этим побывал дома в Австрии, познакомился там с девушкой, расстался с женой, от которой отвык за много лет разлуки, и женился на молодой возлюбленной. Это было в 1928 году. Почему он после того вернулся в СССР, можно разве что предположить. Впоследствии беременная жена приехала к нему, и власти даже разрешили им отправиться в путешествие на Кавказ. Тогда Александр жил уже как свободный человек.

Сталинский режим развернул форсированную индустриализацию, для которой очень не хватало специалистов разных специальностей — инженеров и квалифицированных рабочих. Поэтому в начале 1930-х Винербергеру власти предложили поехать в Харьков на завод «Укрпластик». На улицах тогдашней столицы Украинской ССР он увидел ужасные сцены: крестьяне, которым удалось вырваться из сел, где нечего было есть, умирали на глазах прохожих. На тротуарах лежали трупы. На фотографиях Винербергера видно, что люди проходят мимо, не обращая на них внимания — то есть местные уже привыкли к такому ужасу! Александр фотографировал голодающих детей, огромные очереди у продовольственных магазинов.

«Во время Второй мировой войны Винербергер записался в армию генерала Власова»

— Как Винербергеру удалось вывезти пленки с этими кадрами?

— В 1934 году он попросил большевистские власти отпустить его с женой и дочерью в Австрию. Разрешение на это было дано. Он рассматривал разные варианты провоза пленок. В посольстве Австрии посоветовали не рисковать и отправить по дипломатической почте. Он так и поступил.

— Когда он обнародовал харьковские фотографии?

— В следующем году, но сделал это инкогнито, — вероятно, боялся (не безосновательно) мести чекистов. Сделанные им фотосвидетельства Голодомора показали миру кардинал Теодор Иннитцер и генеральный секретарь Международного комитета национальных меньшинств Эвальд Аменде. Советские власти организовывали пропагандистскую компанию, рассчитанную на общественность за границей и направленную на то, чтобы иностранцы воспринимали колхозный строй как благо для крестьян и не верили в реальность Голодомора. В частности, для этого пригласили в СССР знаменитых писателей Бернарда Шоу и Эдуарда Эррио. Устраивали перед ними показуху. А тут вдруг обнародованы безоговорочные фотодоказательства (всего их 52) Голодомора!

— Чекисты отомстили за это Винербергеру?

— К счастью, нет. Впоследствии он отважился написать мемуары о пережитом в СССР, в частности о том, что увидел в Харькове (экз. этой книги воспоминаний, название которой можно перевести как «Груз соли в подвалах ГПУ», демонстрируется на выставке. — Авт.). В фашистской Германии Винербергер вступил в ряды Российской освободительной армии генерала Власова. Александру повезло попасть в плен к западным союзникам по антигитлеровской коалиции, и они его отпустили. Он скончался своей смертью в 1953 году.

Сохранилось два экземпляра харьковских фотографий Винербергера: один принадлежит его правнучке Самаре Пирс, другой — церковному архиву Вены.

— В 2012 году я поехала навестить своего дедушку Тони и он подарил мне фотоаппарат Leica, принадлежавший моему прадеду Александру Винербергеру, — рассказала на открытии выставки фотохудожница из Великобритании Самара Пирс. — Дедушка Тони сказал, что расспросить о прадеде лучше у его дочери, моей бабушки Лили Марго. Тогда я и узнала о том, что Александр Винербергер сделал фото людей, ставших жертвами Голодомора.

Затем Самара побывала в Харькове, фотографировала уголки города, которые были на снимках ее прадеда. Подготовила фотовыставку, на которой Харьков снят во время Голодомора и в нашу эпоху. Фото современного Харькова, терпящего беспощадные российские обстрелы, тоже стоит поставить рядом со снимками Винербергера.

Читайте также: «Мать ходила в степь, находила там норы мышей и забирала оттуда зерно»: свидетельства людей, переживших самый ужасный Голодомор