МОМЕНТ ПАУЗЫ
Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1994
Скульптор: Antonio Ramos
Размер: 57×31 cm
Лимитированная серия
Режиссер, сценарист и актёр Леонид Иович Гайдай запомнился нескольким поколениям жителей постсоветского пространства благодаря своим сатирическим комедиям, которые уже давно растащили на цитаты. Его фильмы в своё время имели огромный успех, долгие годы были лидерами советского кинопроката. Хотя поначалу не всё в его творческой карьере складывалось благополучно.
Уже первым комедийным фильмом «Жених с того света» (1958) Гайдай заработал себе «славу» антисоветчика. Кстати, это была всего вторая картина молодого режиссера, но уже тогда его карьера могла завершиться, едва начавшись. Но в 1960 году он выпустил идеологически «правильный» фильм «Трижды воскресший» (о котором впоследствии старался никогда не упоминать), и был снова допущен к режиссерской работе.
Многие запомнившиеся зрителям эпизоды из своих комедий Гайдай не придумывал, а брал из жизни. Так, например, в 1942 году Леонид Гайдай служил в армии в части, где объезжали лошадей для фронта. Однажды к ним в часть приехал офицер, получивший приказ набрать добровольцев для действующей армии. На первый вопрос офицера «Кто хочет записаться в артиллерию?» Гайдай тут же выпалил: «Я!». Так же он ответил и на вопросы «Кто в кавалерию?», «Кто на флот?», «Кто в разведку?». В итоге вспыливший офицер произнёс фразу, которая позже вошла в фильм «Операция „Ы“»: «Да погодите вы, в конце концов! Дайте огласить весь список!..»
Если бы не хитрость Леонида Иовича, то в его комедии «Бриллиантовая рука» зрители не увидели бы много моментов, которые советская цензура хотела вырезать. Зная об этом, режиссёр в конце фильма добавил сцену ядерного взрыва и заявил членам государственной комиссии, чтобы вырезали всё, что угодно, кроме этого взрыва. И что вы думаете? Сработало! В Госкино согласились оставить все ранее не понравившиеся им сцены, зато «принципиально» вырезали взрыв. В итоге эта детективная комедия была признана зрителями лучшей отечественной комедией века.
Гайдай часто использовал разные уловки, чтобы провести мимо цензуры сцены, которые были неприемлемыми для руководства Госкино того времени. Например, в легких эротических сценах он показывал героинь не в нижнем белье, а в купальниках. В купальниках «было можно».
Рассказывают, что у Леонида Иовича было прекрасное «чутьё» на актёров. Именно Гайдай начал первым снимать никому неизвестного циркового клоуна Юрия Никулина. Именно Гайдай на роль Шурика взял неизвестного Александра Демьяненко, а для «12 стульев» отказал таким именитым актерам, как Евгений Евстигнеев и Александр Миронов, отдав главную роль опять-таки неизвестному Арчилу Гомиашвили. Все эти актёры впоследствии стали звёздами советского кинематографа.
«В кинокомедии, — говорил Гайдай, — должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель». Он не только так говорил, но именно так и делал. Достаточно вспомнить цитаты из его фильмов, забыть которые просто невозможно: «Кто не работает, тот ест! Учись, студент!» «Я требую продолжения банкета!» «Налетай, не скупись, покупай живопИсь!» «Шеф, всё пропало, всё пропало!..»
Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.