Суперфиналист телеигры «Самый умный» 13-летний гимназист из Коломыи Роман Селезинка — единственный в клубе, для кого русский не является родным языком. Однако это обстоятельство не помешало ему дойти до решающей схватки
Предпоследняя трансляция популярной среди подростков и взрослых телеигры «Самый умный» на канале «1+1» (20 октября) оказалась, что называется, мальчишеской: среди 12 участников была лишь одна девочка, да и та не дошла до финала. Зато в него попал наш соотечественник -
13-летний Роман Селезинка из Коломыи.
Все, кто постоянно следит за интеллектуальным состязанием школьников, конечно же, давно отметили невысокого, с очень живыми, горящими от волнения и азарта глазами, школьника из Украины Романа Селезинку. Он попал на телеигру не из мегаполиса, а из небольшого райцентра Коломыя в Ивано-Франковской области — случай почти уникальный.
Не владея в совершенстве русским языком, Рома изначально оказался в заведомо проигрышной позиции по сравнению с другими игроками. Ведь ему приходилось на ходу переводить в уме и вопросы, и ответы, то есть тратить дополнительное время, а в состязании дорога каждая секунда. Тем не менее мальчик держался на уровне и демонстрировал завидную волю к победе, чем вызвал к себе симпатию не только телезрителей, но и ведущей телешоу Тины Канделаки. В одной из игр она назвала Рому своим козырным игроком, а во время описываемой трансляции перед его ответом на решающий вопрос не смогла удержаться от эмоционального: «Господи! Помоги этому ребенку!»
Рома принимает участие в интеллектуальном шоу уже третий сезон — полтора года. За это время он успел выступить в пяти играх. Первые три были не очень удачными: наверное, из-за отсутствия опыта. Зато, выйдя на «помост» в четвертый раз, он одержал победу и получил традиционный приз — статуэтку сурка (в качестве символа телешоу этот зверек выбран благодаря аббревиатуре СУР — самый умный ребенок). Ну, а в пятый — стал суперфиналистом.
- Игра очень понравилась мне с самого начала, как только я увидел ее по телевизору, — рассказывает Роман Селезинка. — Сразу попытался «заочно» сыграть и, сидя перед телевизором, параллельно с игроками отвечал на вопросы ведущей. Это оказалось несложно, и я подумал, что было бы интересно сыграть по-настоящему. Зарегистрировался на Интернет-сайте «Самого умного», прошел серию тестов, после чего мне позвонили домой и задали десять вопросов на общую эрудицию. Наверное, хотели проверить, не помогал ли мне во время Интернет-тестов кто-то из взрослых.
Вскоре меня пригласили на кастинг в Киев: телеигра записывается на Киностудии им. Довженко и, кроме «1+1», ее транслирует также российский телеканал СТС. Претендентам задавали вопросы на скорость реакции, проверяли, умеем ли мы держаться перед телекамерами и т. д. Отобрали 60 человек, которые получили право участия в телеигре. Потом мы узнали, что с самого начала было шесть тысяч (!) претендентов из Украины и России.
Для участников телеигры разработана специальная рейтинговая система, по которой каждый игрок имеет шанс стать членом клуба «Самый умный». Я состою в нем уже три сезона.
- А с другими участниками последней игры ты раньше был знаком?
- С большинством. Мы ведь все время встречаемся в студии. Некоторые из ребят были моими соперниками в предыдущих играх, а кого-то видел лишь по телевизору. Так или иначе, мы всегда нормально общаемся, когда съезжаемся в Киев, не припомню ни одного случая, чтобы кто-то кому-то старался напакостить как сопернику. Кстати, по статистике, в старшей лиге (9-11-е классы) чаще побеждают украинцы, а в младшей (7-8-е) — россияне.
- Как у тебя с русским языком — уже лучше?
- Не намного. Мы не изучаем его в школе и дома на нем не общаемся. Это мое самое слабое место. Из всех членов клуба (а ими являются 48 школьников из Украины и России) я, наверное, единственный, для кого русский не является родным языком. Теперь стараюсь чаще смотреть русскоязычное телевидение, читать книги и, когда выпадает возможность, общаться. На последней игре из 18 отборочных вопросов я не осилил лишь один — тот, который не понял. Ткнул кнопку наугад, но не угадал (смеется).
Каждая игра построена таким образом, что из 12 участников в финал попадают лишь трое. Шестерых игроков отсеивают уже на отборочном туре, еще троих — во время ответов на вопросы по отдельным категориям (в зависимости от того, как быстро расшифровали ключевое слово, ребята получают право выбирать категории). Абсолютный победитель определяется во время того тура, в котором звучат вопросы по специальным темам. И хотя к этому туру игроки готовятся дома, он является самым сложным. Ведь всего за несколько секунд нужно запомнить разбросанные по табло номера «своих» ячеек, а это под силу далеко не каждому взрослому.
- Мы приблизительно знаем, вопросы из каких категорий будут во время игры, ведь некоторые из них (например, география, история, математика, языковедение) все время повторяются, — продолжает Рома. — Однако есть и такие, которые попадаются очень редко. Я планировал для себя «географию», но поскольку плохо расшифровал первое ключевое слово, эту категорию успел выбрать другой игрок. В первом туре мне достался «спорт», а во втором — «кулинария». В принципе, можно было выбрать «музыку», но я подумал, что в этой категории будут узкоспециальные вопросы, тогда как в «кулинарии» — более общие. И не прогадал.
- Меня всегда интересовало, как за 5-7 секунд можно запомнить разбросанные по табло номера ячеек.
- Я тренируюсь дома перед телевизором, когда показывают другие игры. Кстати, просмотрев запись последней игры, я понял, что сделал одну ошибку: в финале, имея право первого выбора, взял красный пульт. А надо было синий, потому что синие ячейки запоминать легче. И это всегда так, хотя, когда смотришь по телевизору, все кажется совершенно иным, чем непосредственно на игре.
- А что самое главное во время игры — быстрота реакции?
- Спокойствие и хладнокровие. Бывает, что отлично знаешь ответ на вопрос, но от волнения можешь его провалить.
- Мне показалось, что во время игры ты немного волновался. Иначе, наверное, вряд ли сказал бы, что не возьмешь Андрея Шевченко в свою команду, «потому что он уже старый». Не боялся обидеть знаменитого футболиста?
- (Смеется. ) Нет, вряд ли Андрей Шевченко смотрит в Лондоне нашу игру. Но если ему кто и расскажет, думаю, у него достаточно чувства юмора, чтобы понять: это всего лишь шутка. На самом деле я не столько волновался, когда ведущая пыталась разговорить игроков, сколько старался настроиться на игру. Разговорные разминки немного мешают сосредоточиться, но мы все понимаем, что это шоу, и Тина Канделаки делает так, чтобы оно было интересным для зрителей. Кстати, сама игра, без монтажа, длится очень долго — три-четыре, иногда даже пять часов. Быть столько времени на высоких каблуках ведущей трудно, поэтому большую часть времени она стоит в тапочках, а туфельки ей выносят, когда нужно выходить к игрокам.
Рома учится в коломыйской гимназии им. Михаила Грушевского. Он, естественно, отличник, однако лучшим себя не считает и весьма самокритичен.
- Изредка получаю и не очень хорошие отметки, — честно признается Роман. — Например, пару недель назад схватил «пятерку» по украинскому языку. Иногда приходится и списывать — а что делать? Но это случается нечасто — гораздо чаще выручаю других. На контрольных по истории или географии могу одновременно подсказывать несколько вариантов. Некоторые учителя это замечают, но уже не реагируют.
- А как насчет математики?
- Неплохо. Но я все делаю очень быстро, поэтому иногда могу пропустить что-то существенное, а в математике это непростительно. Больше люблю естественные дисциплины и литературу. Правда, читать художественные произведения в последнее время просто не успеваю — наверное, поэтому и «срезался» на Остапе Бендере. Сейчас больше штудирую специальную литературу и энциклопедии — по сто страниц в день.
А еще Рома еженедельно посещает церковь: его папа — греко-католический священник. В детстве, говорит мальчик, с ним больше занималась мама. Именно благодаря ей, уверяет Роман, он в конце концов и попал на телешоу. Однако сама мама так не считает.
- Муж успевает управляться с несколькими делами одновременно, это его качество передалось и сыну, — рассказывает Олеся Ярославовна. — Ромка с младенчества все очень быстро схватывал, и я стала понемногу, хоть по 20 минут в день, играть с ним в логические игры. Уже в начальных классах ему достаточно было один раз услышать материал на уроке, чтобы запомнить и усвоить его. Меня даже беспокоило, что сын очень мало учится дома. А на контрольных по математике Рома за урок успевал полностью решить оба варианта заданий, после чего учитель еще и поручал ему поливать цветы — чтобы чем-то его занять в оставшееся время.
Сын и теперь все делает очень быстро и без посторонней помощи. К играм всегда готовится сам, мы ему не помогаем и репетиторов не нанимаем. Младшая дочь, восьмилетняя Марина, немного другая — я то и дело беспокоюсь, хорошо ли она пообедала, выполнила ли как следует домашнее задание А за Рому всегда спокойна: уверена, что он все сделает хорошо.
Не изменилось ли поведение мальчика после его участия в телеиграх, поинтересовался я в гимназии.
- Рома — очень спокойный и уравновешенный ребенок, который никогда не выделялся среди других учеников своим поведением, — говорит его классный руководитель, учитель математики Юлия Тымкив. — Мальчик остается таким же и после телеигр. У него совсем нет ни звездной болезни, ни чего-то подобного. Изменилось другое — отношение к нему со стороны одноклассников: они по-настоящему гордятся Романом