Украина

«Кусание калиты», девичьи гадания и «ущерб парней»: какие обряды и забавы были популярны в старину на праздник Андрея

21:02 — 12 декабря 2022 eye 1492

По библейским преданиям, одним из 12 учеников Христа стал Андрей Первозванный. Этого святого считают покровителем морских профессий, он был наделен способностью исцелять людей. Андрей родом из Вифсаиды (город на северном берегу Галилейского озера) и еще юношей решил посвятить себя служению Божию. Он первым присоединился к ученикам Иисуса (поэтому его и назвали Первозванным), а затем привел и брата — святого апостола Петра.

«По преданию, Андрей Первозванный бывал на славянской земле и установил крест именно в Киеве»

По церковным преданиям, святой проповедовал христианство на востоке Римской империи, в Скифии, в восточных странах, обращая в веру разные народы. В Синопе проповедника избили камнями, но он невредим двинулся дальше. С Божьим словом побывал в Причерноморье, Крыму, дошел по Днепру до места, где впоследствии возник Киев. На одном из его холмов, как свидетельствует летопись XIII века, Андрей установил крест, обращаясь к ученикам: «Видите ли эти горы? На этих горах воссияет благодать Божия, будет большой город». Андрей вернулся в Рим и во Фракию. Последним посетил Патры, где его (по преданию XIV века) за проповеди об Иисусе распяли (связав веревками) на Х-образном кресте, с которым до сих пор изображается в иконографии (впоследствии крест назвали Андреевским). Мощи Андрея перенесли в 357 году из Патры в Константинополь, в XIII веке — в итальянский город Амальфи. На месте распятия построили храм Андрея Первозванного, крупнейший в Греции.

В день памяти Андрея, который в христианско-народном календаре выпадает на 13 декабря (по старому стилю 30 ноября), традиционно поздравляют с именинами Андреев и Андреевичей. Праздник Андрея Первозванного относится к большим церковным праздникам. А народные традиции сохранили много обрядов, связанных с праздником, на который угадывали будущую судьбу. Как это происходило, каких правил придерживались наши предки, на чем гадали накануне праздника, во что верили и как строили отношения, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

— По преданию, Андрей Первозванный бывал на славянской земле и установил крест именно в Киеве (которому предсказывал славное будущее) — на месте Андреевской церкви, — начинает рассказ Елена Громова. — На иконах можно сразу узнать святого, потому что он изображен с неизменным атрибутом — крестом. В народе Андреев день (или просто Андрея) еще называют Калитой. Почему закрепилось такое название и какие обряды знали наши предки, во что верили, и пойдет речь.

Андрея Первозванного, который сначала был рыбаком в поселке Капернаум, первым (за что его и прозвали Первозванным) позвал к себе Иисус. Андрей направился с братом Петром за Спасителем, стал свидетелем воскресения Иисуса и его вознесения на Небеса. Христос сказал ученикам: «Иоанн крестил людей водой, а вы будете крещены Святым Духом». Когда все апостолы собрались к великому апостольскому служению, раздался шум и возникли языки огня. После этого апостолы заговорили на разных языках, которыми потом пользовались, проповедуя веру по всему миру.

Утром на праздник верующие шли в церковь. Надо было зажечь свечу Андрею Первозванному. Незамужние девушки еще и говорили: «Не свеча горит, а душа моя. Как я к тебе, так ты ко мне». В молитвах просили святого о порядочном муже и счастливой семейной жизни.

Мальчиков, рожденных в декабре, преимущественно нарекали Андреями, потому что имя часто употреблялось (хотя 14 декабря чтили Наума, 18-го — Савву, а 19-го — Николая).

«Церковь хоть и не приветствовала традицию гадания, все же ее не преодолела»

— В декабре обычно начиналась пора вечерниц с развлечениями и гаданиями, — продолжает Елена Громова. — Они происходили во время Филипповского поста и не соответствовали нормам христианской морали. А церковь хоть и не приветствовала традицию гадания, все же ее не преодолела. Праздники же постепенно с годами хоть и теряли магический оттенок, больше превращались в своеобразный повод для собрания молодежи. В пост умеренное веселье не запрещалось. На молодежных вечерницах, как правило, не употребляли крепких напитков, не организовывали громких гуляний, в этот период учили и пели колядки, народные песни, рассказывали интересные истории, шутили.

Издавна девушек уже в 15−16 лет брали на вечерницы. А на Андрея молодежь сходилась обязательно — очень ждали этого дня. В обрядах Андреева дня, как и многих украинских праздников, просматриваются традиции дохристианства. В украинских традициях праздник в молодежных кругах привлекателен и популярен благодаря обрядам гадания, забавам. Обряды с магическим оттенком обычно выполняли девушки, загадывавшие на будущее замужество и счастливую судьбу.

Парни тоже приходили на вечерницы — это был и мальчишник, когда проводили Андреевский обряд «кусания Калиты». Молодежь устраивала веселые посиделки с шутками и всевозможными проделками. Группа собиралась в арендованном доме, сносили туда продукты. Девушки сначала мешали парням: перематывали им веревкой тропинку, насмехались, но потом садились все вместе за гостеприимный стол. После ужина продолжались комические игры и забавы.

Как уже упоминалось, Андреев день называли «Калитой». Пекли пресный корж из ржаной или пшеничной муки (в форме круга с дыркой посередине). С этим обрядовым блюдом и устраивали развлечения: привязывали под потолок, а потом парни с завязанными глазами должны были допрыгнуть до коржа и откусить кусок. Ленту, на которую подвешивали корж, перекидывали через деревянный сволок. За свободный конец ленты держал «Пан Калитинский» (он регулировал длину ленты «Калиты» в зависимости от роста того, кто пытался ее укусить). Ехал «Калиту кусать» и «Пан Коцюбинский» (он «садился» на коцюбу — то есть кочергу, которой выгребали жар из печи). Эти персонажи «Калиты» обычно начинали с шутливых переговоров, а веселый «Сторожевой» щеткой мазал сажей лицо каждого неудачника, который не дотягивался до «Калить» и не смог ее укусить. И в хате постоянно раздавался смех. А под конец уже и девушки так расходились, что могли участвовать в «кусании Калиты». Но их уже мазали не сажей, а медом… Было поверье: кто укусит «Калиту», тот целый год будет при здоровье, будет порядок в семье, хозяйстве. «Калита, Калита, солодка була. Тепер ми її з’їли, за женихами полетіли», — говорили девушки и ближе к полуночи переходили к гаданиям.

Способов гадания на жениха было много и в большинстве своем веселые. Еще накануне Андрея девушки загадывали (традиция держалась до первой половины XX века) на любовь, хорошую женскую судьбу. Девушки молились Андрею Первозванному, обращаясь к иконе с его изображением: «Андрій, апостол, чоловік божий, пошли мені гарного, розумного, роботящого, красивого чоловіка, щасливої долі». Очень верили, что небо услышит мольбы. Но чтобы это произошло, надо девушке и самой быть достойной: чтобы молилась, не ссорилась, не сплетничала, не делала зла, в среду и пятницу постилась. Иначе судьба не сложится, а может послать в пару какого-нибудь лентяя или пьяницу…

Еще просили святого Андрея, чтобы во сне показал сужденного. Для этого брали миску с водой, клали соломинку сверху и говорили на ночь: «Як буду спати, то нехай по цьому містку вороний кінь скаче з буйною гривою, а мій князь, що мене до вінця візьме, стане перед мої ясні очі». «На Андрія робиться дівчатам надія», — говорили в народе. А еще говорили: «Андрію, Андрію, я тобі коноплі сію, спідницею волочу, бо дуже заміж хочу».

Предсказания были как индивидуальные, так и групповые. Например, бросали в миску с водой (с вином или медом) перстень. Чтобы достать его, парень должен был отпить жидкость, и эта процедура сопровождалась смехом и шутками со всех сторон. Еще играли в «Панас, Панас, хватай нас»: парня с закрытыми глазами раскручивали и пускали в круг «ловить свою судьбу»…

Для гадания девушки использовали и обувь. Ее снимали с левой ноги и мерили ею расстояние от стола до порога: та из них, что сделает это быстрее, выйдет замуж первой. А когда девушки бросали сапог через дом, то приговаривали: «Не чобіт кидаю, а судженого зазиваю — нехай моєму серцю скаже, в який бік ступить моя нога». Какое направление покажет носок обуви, оттуда жених и позовет. Парни могли красть сапог, а девушки «перекупали» его за орешки. Кто больше из парней накапливал орешков, у того будет лучшая хозяйка, а в доме будут плодиться телята, овцы и другой домашний скот.

Если девушки хотели узнать, какой внешне будет жених и с каким характером, то выполняли еще один обряд (распространен в разных областях): девушки с закрытыми глазами во дворе считали в плетне колышки, подходили к нему, снимали повязку и смотрели: если колок тонкий и ровный, то девушке посватает молодой и стройный парень, с толстой корой — суженый будет богатым, а кривой — то достанется пьяница и грубиян.

А иногда использовали либо петуха, либо собаку и ждали, к какой из разложенных вещей они подойдут. Если к зеркалу — человек будет щеголь, к воде — пьяница, к угольку — активный помощник по дому, к зерну — будет хозяином… Кстати, хозяева отвязывали собаку и смотрели за ее поведением. Если четырехлапый рвался за ворота — в этом году следует ждать сватов. На Буковине, чтобы девушка вышла замуж, родители перегоняли свинью из одного хлева в другой (имитируя переход дочки из родительского дома в мужнин).

«На Андрея парням разрешалось дебоширить»

— Наши предки верили, что Андреев день может дать много шансов, в том числе на выздоровление (в случаях женских болезней, воспаления, онко). - продолжает Елена Громова. — Поэтому шли в церковь, зажигали свечу (прикрывали чем-то, чтобы не погасла), трижды с ней обходили храм и тогда шли домой. Надо было каждый вечер свечу перед сном зажигать, «чтобы в груди не болело»… А если осенью собирали виноград, то его в доме подвешивали и так хранили до весны. Потом одну из кистей сначала несли с собой на службу в храм, а затем в доме подвешивали к сволоку, чтобы у хозяйки голова не болела.

На Андрея в доме с внутренней стороны мазали мелом или светлой глиной дверь, чтобы «люди язиками дівки не чорнили». А сама девушка отмывала эту дверь отваром полыни на Василия — через месяц.

Если в семье была старая женщина, то фартуком завязывали ей глаза, чтобы «смерть цієї хати не виділа». Отец под воротами (с улицы) забивал защитный осиновый кол, чтобы проблемы обходили дом.

Процедура девичьих гаданий менялась с годами. В XX веке, когда были уже газеты, их жмакали, поджигали и по теням на стене разгадывали разные изображения, по которым можно было узнать о роде занятий избранника… Спрашивали девушки и у зеркала о своей судьбе: «…з ким я свою долю злучити маю? З'єднати з Іванком прошу, бо його в серденьку ношу». Еще раз говорили, отвернувшись и закрыв глаза: «Святий Андрію, допоможи, судженого мого покажи! Ворожу на свій вінок, прошу захисту від зірок! Дай, Боже, шлюбу дочекати, мене з Іванком звінчати». Надо было резко повернуться и не испугаться, потому что в зеркале, бывало, можно увидеть даже не желанного жениха, а совсем незнакомое лицо… Из Андреевских обрядов сохранились воспоминания не только о девичьих гаданиях, но и о так называемых «мальчишеских убытках».

На Андрея парням разрешалось безобразничать. И это был единственный день в году, когда ребятам прощались их проделки. Если родители не пускали какую-нибудь девушку на вечерницы, то парни могли разобрать им плетень или ворота. После вечерниц парни причиняли ущерб: выносили на огороды снятые калитки, соломорезки и т. д. Наибольшим дебошем считалось вытащить на крышу дома сани, ворота или телеги, также замазать сажей окна. Правда, родители взрослых дочерей знали об этих проделках и, чтобы парни не навредили, могли караулить во дворе, спускать собак, но знали: «Хлопців, як чортів, не встережеш»… Бывало, если парней не приглашали на «Калиту», то они тоже могли отреагировать и начудить.

На Полесье проводили обряд «сповіді діжі», которую женщины должны были содержать в чистоте. Этот предмет сельского быта стоял на почетном месте — в красном углу, и накануне праздника кадку традиционно мыли и пропаривали. По поверью, если не сделать такую дезинфекцию, то у кого-то из женщин в семье могли быть тяжелые роды. Кадку также использовали на свадьбе — на нее приседала невеста, что символизировало уют в семье и чистоту отношений. По легенде, накануне Андрея кадки сходятся, чтобы выяснить, ухаживают ли за ними хозяйки, не ругают, не бросают ли на пол. Как ведут себя хозяйки, так и к ним будут относиться. Вот поэтому каждая пыталась угодить своей кадке: мыла, обтирала и оборачивала чистым полотенцем.

Считали, что в Андреев день грех что-то делать без уважительной причины. Чтобы не навлечь беду, женщины категорически не шили и не пряли, не пекли хлеба. В этот день издавна запрещали любой интеллектуальный труд, потому что можно сойти с ума. Запреты иногда распространялись вплоть до Крещения.

13 декабря приходится на Рождественский пост, поэтому в этот день не употребляли мясную и молочную пищу, яиц — праздничный стол был постным и блюда готовили из круп, овощей, фруктов и сухофруктов, орехов и бобовых.

День Андрея Первозванного, в сущности, встречал зиму. И издавна люди пытались предсказать погоду. Говорили: «На Андрія треба кожуха-добродія». В народе, в частности, верили: если вода на реках тихо себя ведет, — это примета спокойной ровной зимы, если бурлит и шумит, то неизбежны вьюги. Если выпадет снег, то следующая неделя, как и зима, отметится холодом и метелями. А на праздник не выпал снег — ожидается теплая зима. Еслик красный огонь в печи в праздничный вечер — на стужу, белый — на оттепели. Снег пойдет к празднику — к холодной зиме. На праздник холодно, но солнечно — быть хорошему урожаю. День без осадков и светит солнце — к кратким холодам, а вот урожай можно ждать богатый.

Читайте также: Андреев день: что категорически запрещено делать, чтобы не навлечь бед

В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.