13 декабря Верховная Рада Украины сразу в целом поддержала проект Закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях и других законодательных актов Украины об особенностях несения военной службы в условиях военного положения или в боевой обстановке» (№ 8271). Законопроект был принят на пятый день после регистрации без общественного обсуждения или хотя попытки публичной коммуникации. Многие адвокаты и юристы уже критикуют законопроект и требуют Владимира Зеленского наложить на него вето, потому что, по их мнению, он будет иметь эффект, противоположный ожидаемому. Вместо предотвращения совершения военных преступлений и административных правонарушений он станет причиной нарушения права на справедливый суд и дискриминации самих военнослужащих. Почему — «ФАКТАМ» объяснил военный адвокат Роман Лихачев.
- Законопроект № 8271 рассмотрен в очень сжатые сроки. Его зарегистрировали 8 декабря, а уже 13 — рассмотрели. Остается только подпись Президента. То есть мы все понимаем, что кто-то очень заинтересован в этой ситуации. Что мы видим в целом и почему сейчас, в том числе, наша Чугуевская правозащитная группа, «Юридическая сотня» и другие организации выступили против данного законопроекта. Прежде всего, вносятся изменения, которые скажем так, наступают на права военнослужащих.
— Какие именно?
- К примеру, возьмем статью 69 Уголовного Кодекса Украины. Это регулирующая статья, что если есть несколько смягчающих обстоятельств, то можно назначать так называемое наказание «ниже низшего». Потому что наказание за такие преступления как неповиновение, неисполнение приказа, самовольное оставление воинской части составляют от 5 до 10 лет. Буквально сегодня спустя почти три месяца расследования я получил постановление следователя ГБР, что военнослужащий не виноват. Но все это время он и под стражей был, и меняли подозрение, и все прочее.
Читайте также: россия готовится к длительной войне: Бутусов о выступлениях путина и шойгу перед военными
Приведу пример как было раньше. Не все такие терминаторы среди бойцов, которые с одним автоматом шли на танк и имели такую хорошую подготовку, понятно, что человек совершает возможное преступление по неисполнению приказа. Возможно, у него для этого были определенные свои субъективные причины. Если раньше прокуроры применяли так называемое соглашение о назначении наказания «ниже низшего». Теперь же это станет невозможным.
Военнослужащие будут получать по данному ряду статей от 5 до 10 лет лишения свободы. То есть как коррупционеры. Это преступление наряду с преступлением о коррупции. Это вообще неправильно, потому что мы говорим о военных, которые защищают нас на передовой, и мы приравняем их к наказаниям для коррупционеров. Таких дел пока большое количество. И люди почти 10 месяцев на фронте, есть какое-то истощение — моральное, психологическое.
- Вы имеете в виду, что возможно здесь именно с этим следует лучше работать, чем усиливать наказание?
- Да. Среди моих клиентов есть те, у кого в семье уже двое погибших — отец и один из братьев. У матери остался единственный сын, но его не демобилизуют, хоть это и предусмотрено. Есть история трех братьев, одного в начале войны застрелили орки, другой погиб на направлении Бахмута, а третий служит в теробороне и оснований для его увольнения нет.
У меня был случай, когда военнослужащий, у которого обнаружили опухоль, просил отпустить его из части для проведения операции. Его не отпустили. Он уехал самостоятельно. Понятно, что он поступил в чем-то неправильно, но его не отправляли на лечение. Соответственно против него возбудили производство за самовольное оставление части. Три месяца ему не платить деньги. Когда боец вернулся, ему сообщили, что он дезертир. Человеку понадобилось еще три месяца, чтобы доказать свою невиновность, дело закрыли.
Читайте также: Искали больше трех месяцев: щемящая история о герое, который сражался за Украину до последнего патрона
Кроме того, законодатели внесли изменения и в статью 75 Уголовного кодекса Украины. Согласно ей нельзя было назначать наказание с испытательным сроком для коррупционных статей. А теперь и для этих военных. И здесь их сравнили с коррупционерами…
— По вашему мнению, почему именно сейчас так быстро «протащили» этот законопроект?
- Никто не хочет честно признаться, что есть определенные проблемы с ротациями, психологическим состоянием военнослужащих. Я много общаюсь с ними, защищаю. Скажу так — не каждый готов погибать, потому что не всегда есть надлежащая подготовка.
Многие вопросы к командирам низшего уровня, среднего уровня, обеспечению техникой, сужаются права. Вопрос здесь действительно есть, и я считаю, что наказания от 5 до 10 лет могут вызвать общественный резонанс. Я так понимаю, что мы просто создаем условия для того, чтобы фактически боялись, что если они что-то совершат. Потому что их сразу берут под стражу. И залоги обычно составляют около 500 тысяч гривен как для коррупционеров. А виноват ты или нет — разберутся потом.
— Если законопроект подпишут, чем это чревато военнослужащим?
- Здесь следует сказать, что вносят изменения в административные правонарушения и в отношении алкогольного опьянения. Но в этих статьях больше опираются на повышение уровня ответственности и повышение наказания. Кроме того, многие полномочия предоставляются военной службе правопорядка. Сейчас много военных недовольных тем, что уже есть, так что безусловно следует ожидать возмущения.
Также в настоящее время никто объективно не разбирается в исполнении приказа. Даже находясь в судебном заседании, когда зачитывают показания о том, что командир роты, который говорит, что ему все равно что нет техники, вы должны пойти с автоматами и взять эти позиции. Тут вопрос о ведении боевых действий, о том, как оценивать целесообразность выполнения приказа. Так что, считаю, законопроект следует тщательно доработать и учесть все вышеуказанные обстоятельства.
Напомним интервью «ФАКТАМ» народного депутата от партии «Голос» Романа Костенко, который с начала полномасштабного вторжения воюет на южном направлении: «Россияне еще даже не показали всего, на что реально способны».