Принятый ВР и направленный на подпись президенту Зеленскому законопроект о градостроительной реформе не создаст предпосылок для злоупотреблений со стороны застройщиков и не отнимает, а наоборот, расширяет полномочия органов местной власти. Об этом говорится в материале издания «Фокус», в котором автор развенчивает ключевые мифы вокруг проекта 5655. Документ с большой вероятностью будет подписан президентом до конца года.
Первый миф, как пишет автор, состоит в том, что в результате реформы разрешительные процессы станут еще более закрытыми, а весь контроль за процессами получат застройщики. При этом общественность и органы местных властей отстранят от всех возможных этапов обсуждений и принятия решений.
«Реальность же в том, что максимальная цифровизация разрешительных процессов позволит иметь доступ к реестрам широкому кругу людей и организаций», — говорится в статье.
Все участники рынка, регуляторы и другие будут иметь электронные кабинеты на портале строительного реестра. При Министерстве с целью привлечения общественности к рассмотрению дел о правонарушениях создается Градостроительная палата. Абсолютное большинство строительной документации, включая проектную, будет существовать только в электронном виде.
«Благодаря автоматизации ряд важных решений будет формироваться без участия человека. Ведь проверку соответствия полноты, формата, достоверности данных, сравнения данных из разных информационных систем будет осуществлять машина. То есть если в реестрах не хватает необходимых документов, „купить“ право строить объект в обход правил будет невозможно. Также невозможно будет проигнорировать „запрещенные“ до застройки объекты», — добавляет автор.
Второй миф касается ограничений полномочий местных властей.
«Сегодня разрешительная система в большинстве случаев монополизирована местными властями. Это создает „элитные клубы“ застройщиков, связанных с мэром или городским советом, которые в закрытом режиме „осваивают“ участки под жилую и коммерческую застройку. Особенно это заметно в крупных городах-миллионниках. Именно они преимущественно выступают против реформы, в то время как небольшие общины (например, объединенные во Всеукраинскую ассоциацию общин) — реформу наоборот поддерживают», — говорится в материале.
Также у них появится обязанность мониторинга застройки (сегодня это право, неприменением которого часто злоупотребляют, закрывая глаза на «нужные» незаконные застройки).
«Уже сам этот факт доказывает ложность утверждений о наличии „амнистии“ или скачивании ответственности за самовольное строительство. Законопроект не дает возможности строить в отсутствие оформленного права собственности или права пользования земельным участком», — говорится в статье.
Третий миф — о том, что якобы застройщики будут сами контролировать себя через «карманный» частный контроль.
«Наличие возможности осуществлять контрольные функции над строительными процессами соответствующим образом лицензированными частными компаниями — только на первый взгляд радикальная новация», — отмечает автор и добавляет, что частные нотариусы, исполнители, экспертные и оценочные организации уже давно никого не удивляют.
«Поэтому появление на рынке сертифицированных, обученных соответствующим образом, с застрахованной ответственностью специалистов повысит эффективность этой услуги. Тем более, за ненадлежащее исполнение полномочий и злоупотребления предусмотрена ответственность — как материальная, так и лишение права работать на рынке. Контролировать объекты того же бенефициарного владельца, учредившего контролирующую компанию, напрямую запрещено законом», — объяснил он.
К тому же, по мнению автора, частный контроль не заменяет государственный. Эти структуры будут существовать параллельно. Сложные инфраструктурные объекты со значительным классом последствий (мосты, метро, путепроводы), объекты, заказчиками которых являются государственные органы, органы местного самоуправления или культурного наследия национального значения, остаются в сфере контроля исключительно Государственной инспекции архитектуры и градостроительства.
«Таким образом, большинство основных оговорок со стороны общественности и местных председателей, не желающих разрушать свои коррупционные околостроительные монополии, можно считать опровергнутыми. Впрочем, в Минрегионинфраструктуры отмечают, что готовы к дальнейшим консультациям с экспертными кругами по поводу внедрения норм законопроекта после его подписания. В частности, для большей осведомленности граждан с нормами и положениями принятого законопроекта, в преддверии Минвосстановления представило портал о градостроительной реформе», — резюмировал автор материала.