Теперь религиозные организации, руководящие центры которых находятся в государствах-агрессорах, должны обязательно отразить этот важный факт в своих названиях. Данное требование на днях было подтверждено и Конституционным судом Украины, который признал правомочным соответствующий закон (его номер 2662), принятый Верховной Радой Украины еще 4 года назад, но сразу же опротестованный определенными политическими и религиозными силами. Поэтому он не действовал. И вот теперь, после решения КСУ, его все же следует выполнять. Понятно, что авторы этого закона намеревались заставить переименоваться прежде всего Украинскую православную церковь, которая принадлежит московскому патриархату. Но, вероятно, добиться этого и сейчас будет непросто: глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Климент заявил, что одобренный Конституционным судом Украины закон о переименовании не касается УПЦ, потому что ее руководящий центр, согласно уставу, находится в Киеве. Так что, у УПЦ есть законные основания оставить нынешнее название? Прокомментировать слова митрополита Климента «ФАКТЫ» попросили ведущего научного сотрудника Института философии имени Сковороды НАН Украины, профессора Александра Сагана.
— Так касается ли УПЦ закон о переименовании религиозных организаций? — задаю вопрос Александру Сагану.
— Безусловно, касается. Прежде чем объяснить, почему, надо сказать об уставе УПЦ, на который ссылается митрополит Климент. Этот документ был принят недавно — в конце мая нынешнего года — в ходе мероприятия, которое созывалось как церковное совещание УПЦ. Но совещание вдруг было объявлено Собором. То есть Собор, который имеет право принимать новый устав, не созывали. Этот важный факт дает основания ставить под сомнение правомочность нового устава. Ведь его приняли на церковном совещании, которому почему-то придали статус Собора.
Если все же предположить правомочие этого Собора, то в одобренном им новом уставе записано, что Украинская православная церковь в своей деятельности руководствуется Грамотой святейшего патриарха Алексия II о даровании независимости и самостоятельности УПЦ в ее управлении (эта грамота предыдущего патриарха Русской православной церкви была подписана в 1990 году). УПЦ тогда получила определенные права, близкие к праву на автономное управление. И не более того. Все равно она осталась подчиненной московскому патриархату. В частности, в этой грамоте записано, что все внешние отношения УПЦ осуществляет исключительно через московский патриархат. Разве это независимость и самостоятельность? И еще один очень важный пункт, прописанный в Грамоте Алексия: митрополит УПЦ (сейчас Онуфрий) является постоянным членом Синода Русской православной церкви.
— Но все же, согласно новому уставу УПЦ, ее руководящий центр находится в Киеве. Так на каких основаниях можно потребовать от нее изменить название?
— Такие основания есть. Объясню. В законе № 2662, о котором мы с вами говорим, не один, а три критерия, по которым определяется, руководят ли той или иной религиозной организацией из-за границы.
Первый — отражение в уставных документах религиозной организации ее зависимости от зарубежного руководящего центра. УПЦ лихорадочно избавляется соответствующих пунктов в своих официальных актах (о чем свидетельствует принятие нового устава). Однако и в нем четко указано на эту зависимость — УПЦ продолжает считать основополагающим документом своей деятельности Грамоту московского патриарха.
Читайте также: Настоятеля Киево-Печерской лавры остановили на границе с церковными ценностями, — СМИ
Второй критерий — это вхождение ее представителей в управленческие структуры зарубежной религиозной организации. Подпадает ли под этот критерий УПЦ? Безусловно. Ведь, как я сказал, ее предстоятель митрополит Онуфрий является постоянным членом синода Русской православной церкви. Онуфрий от этого места не отказался и не сделал никаких официальных заявлений по поводу своего членства в синоде РПЦ. То, что он не ездит в москву на заседания синода и не участвует в них онлайн, еще ничего не означает. Просто сейчас столь явно «засвечивать» принадлежность к РПЦ ему не выгодно.
Но это не все: епископы УПЦ (все без исключения) являются членами архиерейского собора Русской православной церкви. Конечно, никто из них не отказался от мест в нем.
— Вы назвали два критерия, по которым определяется, руководят ли религиозной организацией из-за границы. Какой третий?
— Третий такой: есть ли в уставных документах зарубежного центра упоминания или статьи, посвященные действующей в Украине религиозной организации. В уставе московского патриархата, принятом в 2017 году, десятая глава посвящена Украинской православной церкви. В ней записана четкая формулировка: УПЦ является структурным подразделением московской патриархии со статусом «самоуправляющаяся с правами широкой автономии». Однако, если внимательно прочитать этот раздел, то становится понятно, что «самостоятельность и независимость» существенно урезаны. Руководители УПЦ не выражают своего несогласия с этим разделом. Выходит, они с ним соглашаются?
Кстати, напомню, что до декабря 2007 года УПЦ официально называлась Украинской православной церковью московского патриархата. Ее руководство гордилось этим. Упоминание о принадлежности к московскому патриархату руководители УПЦ убрали не из-за своих убеждений, а по практическим конъюнктурным соображениям. В частности, для того чтобы не отпугивать от себя простых верующих, подавляющее большинство которых имеют проукраинские взгляды.
— Выходит, УПЦ все-таки должна выполнить закон о переименовании?
— Именно так. Комментарий митрополита Климентия о том, что руководящий центр этой церкви находится в Киеве, — ни что иное, как манипуляция фактами. То есть одно сказал, а о том, что не выгодно говорить, умолчал.
Читайте также: Зеленский одобрил санкции в отношении церковников, связанных с россией
Важно сказать, что ключевые идеи, заложенные в законе о переименовании, одобрены Европейским судом по правам человека. Так, в ноябре 2022 года этот суд принял решение о том, что государства имеют право требовать от той или иной религиозной организации уточнить название, если ее действующее наименование вводит в заблуждение или не отражает реальный статус.
— Название «Украинская православная церковь» вводит людей в заблуждение?
— Да, потому что фактически эта религиозная организация является структурным подразделением РПЦ на территории Украины. УПЦ сама решит, какое название себе взять. Главное, чтобы в новом наименовании были отражены реальный статус и подчинение.
— В последний день 2022 года истек срок аренды Украинской православной церковью храмов Киево-Печерской лавры — Успенского собора и Трапезной церкви. УПЦ просит продлить аренду. Как вы думаете, она имеет на это шансы?
— Сейчас — нет. Ведь после положительного решения Конституционного суда Украины о законе № 2662 (закон о названиях) все подразделения УПЦ, пока не выполнившие заложенные в нем требования, имеют юридически неопределенный статус. Это означает, что их уставы в части, в которой говорится о названии, не являются правомочными. Это как паспорт человека, в который не вписаны имя и фамилия. Отсюда вопрос: с кем государство будет продлевать договоры аренды?
— Это касается и монастыря УПЦ, расположенного на территории Киево-Печерской лавры?
— Конечно. До тех пор, пока УПЦ не изменит название, она даже теоретически не сможет претендовать на аренду Успенского и других соборов лавры. Равно как и любых других государственных или коммунальных помещений.
P. S. УПЦ выступила с заявлением о том, что Национальный заповедник Киево-Печерская лавра отказал ей в продлении аренды Успенского собора и Трапезной церкви.
Напомним, что СБУ проводит меры безопасности на территории монастырей и храмов УПЦ в разных регионах, в том числе и в Киево-Печерской лавре.
На фото в заголовке Успенский собор — главный храм Киево-Печерской лавры (фото с сайта ПЦУ)